Без Бога достоинству человека не на что опереться.

безБез Бога наша жизнь протекает между двумя полюсами абсолютной бессмысленности – рождением и смертью.

Спрол, Р.Ч.

Когда рождается дитя, его приход в этот мир обычно сопровождается звонким шлепком по ягодичкам. Естественная реакция ребенка – резкий протестующий крик. Отчего ребенок кричит? От боли? От страха? От гнева?

Наверное, от всего сразу. Наше появление на свет отмечено шумом и яростью. Некоторые усматривают в этом изначальном протесте не только совокупные приметы рождения, но и сущность самой жизни человеческой. Вот как размышляет об этом Макбет:

«Жизнь – ускользающая тень, фигляр,
Который час кривляется на сцене
И навсегда смолкает; это – повесть,
Рассказанная дураком, где много
И шума и страстей, но смысла нет.» [1]

Жизнь, не имеющая смысла, абсолютно ничего не значит; она бесцельна, бесполезна, никчемна.

Моя личная значимость, как и значимость любого из вас, неразрывно связана с вопросами: кто мы? что мы собой представляем? Это вопросы личностные. Моя личность в конечном счете определяется моими взаимоотношениями с Богом. Я не в состоянии осознать, ктó я и чтó я такое, не осознав прежде, кто и что есть Бог. Существует взаимозависимость между осознанием своего «я» и осознанием Бога.

Приходя к пониманию своей сущности, я осознаю, что я – не Бог; а существо сотворенное. У меня есть дата рождения – то есть момент начала моей жизни на земле. На надгробном камне, который водрузят над моей могилой, будут выбиты вполне определенные цифры, а не знак бесконечности. Я не знаю, какой окажется вторая дата на моей могильной плите, но первая мне известна: это будет 1939 год.

Сознание «сотворенности» возвращает мои мысли назад, или скорее «вверх», к моему Создателю. Я не способен размышлять о Боге либо о чем-то еще, существующем вне меня, если предварительно не приду к осознанию своего «я». Но и познать в полной мере свою собственную сущность мне не удастся до тех пор, пока я не пойму себя во взаимосвязи с Богом. Таким образом, в конечном счете получается, что антропология – наука о роде человеческом – является подразделом теологии – науки о Боге.

Причина кризиса современного человечества коренится в разрыве между антропологией и теологией, то есть между изучением человеческих существ и изучением Бога. Когда наша история излагается отдельно или в отрыве от истории Бога, тогда она неизбежно становится «повестью, рассказанной дураком, где много и шума, и страстей, но смысла нет.» Если мы рассматриваем себя безотносительно к Богу, то жизнь наша превращается в «бесполезную страсть», по выражению философа Жана-Поля Сартра.

Что же такое «бесполезная страсть»? Страсть – это сильное чувство. Сильные переживания обуревают человека в продолжение всей жизни. Это любовь и ненависть, страх и вина, гордыня и похоть, зависть и ревность, и множество других эмоций. Мы – существа сотворенные, и нас глубоко волнуют вопросы нашей жизни. Мы непрестанно терзаемся мыслью: неужели все эти чувства напрасны? Возможно ли, чтобы все наши заботы, все старания были всего лишь упражнением в никчемности, вылазками в суетность? Смысл наших жизней поставлен на карту. Наше достоинство находится под угрозой.

Пока люди рассматриваются сами по себе, вне связи с Богом, они остаются одинокими и ничтожными. Если мы не созданы Богом и никак не связаны с Ним, то мы – всего лишь космическая случайность. Происхождение наше не имеет никакого значения, равно как и наша судьба. Если мы нечаянно возникли из ила и в конце концов бесследно растворимся в бездне небытия, значит, жизнь наша протекает между двумя полюсами абсолютной бессмысленности. Мы в таком случае – круглые нули, начисто лишенные какой-либо ценности и значимости.

Приписывать человеку достоинство на время, то есть на промежуток между полюсами бессмысленного происхождения и бессмысленной судьбы, – значит откровенно утешаться не чем иным, как чувством, иными словами – заниматься самообольщением.

Происхождение наше и судьба тесно связаны с Богом. Единственную и главную нашу значимость следует искать в Библии. Вопросом, которым терзаемся мы, за сотни лет до нас задавался псалмопевец:

«Когда я взираю на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то чтó есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред ангелами; славою и честию увенчал его…» (Псалом 8:4-6)

Быть сотворенным Богом – значит быть связанным с Богом. Эта неизбежная взаимосвязь – залог уверенности в том, что мы не бесполезны, не случайны. В сотворении мы увенчаны славой. Венец славы есть тиара величия. С Богом мы обладаем величием; без Бога мы – ничто.

Библейские стихи для размышления:

Бытие 1:27
Псалом 50
Деяния 14:8-18
Деяния 17:22-31
Римлянам 1:18-23

Заключение:

  1. Мы не в состоянии познать Бога, не осознав прежде своего «я».
  2. Мы не можем адекватно осознать себя, не осознав сначала Бога. Самосознание ведет нас к познанию Бога, которое, в свою очередь, дает нам более глубокое и полное понимание своего «я».
  3. Человек во взаимосвязи с Богом: Целенаправленное происхождение+ Целенаправленная судьба = Жизнь, исполненная смысла.
  4. Человек, не связанный с Богом: Бессмысленное происхождение + Бессмысленная судьба = Бессмысленная жизнь.

Спрол, Р.Ч.

«Основные истины христианской веры». Одесса: «Содействие», 1994.

Материалы, посвященные раскрытию истин преображения и освящения, вы можете найти на этом сайте, в разделе «Духовное рядом» (категория «Вертикальный контекст», «Моя встреча с Богом» и другие).

Газета Протестант.ру      


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*