Должны ли мы бояться сатаны?

сатаДля идущих путем преображения нет страха перед дьяволом, поскольку: «Тот, кто в вас, больше того, кто в мире».

Спрол, Р.Ч.

Часто Сатана представляется нам некоей карнавальной маской, с позором изгоняемой с праздника в канун дня Всех Святых. Его рядят в нелепое красное одеяние, снабжают раздвоенными копытами, рогами и хвостом, а в руки дают трезубец. Естественно, что у тех, кто отвергает библейское христианство, подобная фигура ничего, кроме насмешек, не вызывает. Однажды в университетской аудитории, где находилось около тридцати слушателей, я задал вопрос: «Кто из вас верит в Бога?» Большинство студентов подняли руки. Тогда я спросил: «А кто из вас верит в дьявола?» Поднялись две-три руки.

Один из студентов выпалил: «Как может разумный человек в наше время верить в дьявола? Дьявол – это просто суеверие, наравне с духами, лешими и прочей нечистью, которая разгуливает по ночам.»

Я ответил: «Для веры в Сатану есть гораздо более веские основания, чем для веры в леших. Вы можете быть не убеждены в достоверности Библии, но она – наверняка более надежный источник, чем «Сказки Матушки-Гусыни».

Валить Сатану в одну кучу с ведьмами и лешими – значит извращать весьма серьезную и здравую мысль. Продолжая дискуссию со студентами, я задал следующий вопрос: «Если вы верите, что Бог есть незримое личностное Существо, способное подвигать людей на добрые дела, то почему вам трудно или невозможно вообразить, что есть и такое незримое личностное существо, которое способно подбивать людей на недобрые дела?»

Вероятно, мы недооцениваем Сатану оттого, что безотчетно реагируем на его карикатурный портрет, а не на библейское его описание. Употребляемое в Писании слово Satan означает – «противник». Нам он известен как диавол. Высшее ангельское существо, созданное Богом, он еще до сотворения человечества восстал против Создателя и с тех пор борется с Богом и людьми. Его называют князем тьмы, отцом лжи, обвинителем и змеем- искусителем. Как видим, истинный его портрет не имеет ничего общего с тем оперным персонажем с трезубцем и рогами, к которому мы успели привыкнуть.

Этот образ, по крайней мере отчасти, возник в средневековой церкви. Такой глуповатый портрет Сатаны был преднамеренно создан тогдашним духовенством с целью осмеять извечного противника Божия. Церковь была убеждена, что оскорбление Сатаны – это ловкий тактический ход, с помощью которого можно воспрепятствовать его проискам.

Наиболее уязвимым местом представлялась сатанинская гордыня. Считалось, что стрела, направленная в эту цель, способна отпугнуть противника.

Библейское вúдение Сатаны намного сложнее. Он может являться в образе «ангела света». Это указывает на лукавство Сатаны и его способность представать перед нами, надев личину добра. Сатана изобретателен, хитер и коварен. Язык его красноречив; вид – прельстителен. Князь тьмы облекается в одежды света. Писание также называет Сатану рыкающим львом, ищущим кого бы пожрать. Образ льва мы встречаем в Писании и применительно ко Христу: Лев от колена Иудина. Он – Искупитель, анти-лев, анти-пожиратель. Оба эти образа говорят о силе.

Как же верующий должен воспринимать Сатану? С одной стороны, Сатана, несомненно, внушает страх. В 1 Послании Петра 5:8 читаем: «Противник ваш ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить.» И все же христианин не должен испытывать ужаса перед ним. Сатана может быть сильнее нас, но Христос – сильнее Сатаны. Библия заявляет:

«Тот, кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Иоанна 4:4). В конце концов, Сатана – всего лишь сотворенное существо. Он не бесконечен. Он ограничен в пространстве и во времени.

Он не может находиться более чем в одном месте в определенный момент времени. Его не следует никоим образом равнять с Богом. Сатана – существо более высокого порядка, нежели человек; он – падший ангел, но не Бог. Ему дана власть, которая превосходит человеческую, но неизмеримо меньше власти всемогущего Бога.

Библейские стихи для размышления:

Иов 1:6-12
Матфея 4:1-11
Луки 22:31
2 Фессалоникийцам 2:5-10
1 Петра 5:8-11

Заключение:

  1. Сатану не следует смешивать с существами, порожденными суеверием.
  2. Сатана – это падший ангел, обладающий властью вводить в заблуждение, искушать и обвинять людей.
  3. Сатана – существо конечное. Он не наделен божественной властью и свойствами.

Спрол, Р.Ч.

«Основные истины христианской веры». Одесса: «Содействие», 1994.

Газета Протестант.ру   


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*