Религиозность россиян размывается, становясь не вопросом веры, а культурных предпочтений.

религиНи личная вера, ни персональная духовность.

Екатерина КОяЧЕРГИНА

Православие остается доминирующей конфессией в России. Абсолютное большинство россиян – 92-93% опрошенных относятся к православным с уважением и доброжелательностью, а это значит, что позитивные установки в отношении к ним разделяют не только они сами, но и люди других вероисповедания или атеисты. Сравнение с предыдущим замером, который проводился 4 года назад, номинально толерантное или декларативно позитивное отношение к людям, исповедующим другие религиозные взгляды или атеистам, показывает отсутствие каких-либо значимых изменений или некоторый прирост уважения.

Декабрь, 2013 Июнь, 2017
С КАКИМИ ЧУВСТВАМИ ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПРАВОСЛАВНЫМ?
с уважением 55 60
с доброжелательностью 38 32
с противоречивыми чувствами 3 2
с неприязнью 0 1
с опасениями 0 0
затрудняюсь ответить 3 5
Отношение положительных и отрицательных ответов 31 32
С КАКИМИ ЧУВСТВАМИ ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К КАТОЛИКАМ?
с уважением 30 34
с доброжелательностью 45 40
с противоречивыми чувствами 9 10
с неприязнью 4 3
с опасениями 2 2
затрудняюсь ответить 10 13
Отношение положительных и отрицательных ответов 5 4.9
С КАКИМИ ЧУВСТВАМИ ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПРОТЕСТАНТАМ?
С уважением 24 28
С доброжелательностью 38 33
С противоречивыми чувствами 14 14
С неприязнью 6 4
С опасениями 5 3
Затрудняюсь ответить 14 18
Отношение положительных и отрицательных ответов 2.5 3
С КАКИМИ ЧУВСТВАМИ ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К МУСУЛЬМАНАМ?
С уважением 25 29
С доброжелательностью 34 30
С противоречивыми чувствами 14 17
С неприязнью 9 7
С опасениями 8 6
Затрудняюсь ответить 10 12
Отношение положительных и отрицательных ответов 1.9 2.0
С КАКИМИ ЧУВСТВАМИ ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ИУДЕЯМ?
С уважением 22 24
С доброжелательностью 35 31
С противоречивыми чувствами 15 17
С неприязнью 9 7
С опасениями 6 4
Затрудняюсь ответить 14 18
Отношение положительных и отрицательных ответов 1.9 2.2
С КАКИМИ ЧУВСТВАМИ ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМ ВОСТОЧНЫХ РЕЛИГИЙ?
С уважением 22 24
С доброжелательностью 36 33
С противоречивыми чувствами 13 15
С неприязнью 7 5
С опасениями 6 4
Затрудняюсь ответить 16 20
Отношение положительных и отрицательных ответов 2.2 2.4
С КАКИМИ ЧУВСТВАМИ ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К АТЕИСТАМ (ЛЮДЯМ, НЕ ВЕРЯЩИМ В БОГА)?
С уважением 24 27
С доброжелательностью 38 35
С противоречивыми чувствами 13 12
С неприязнью 7 4
С опасениями 6 4
Затрудняюсь ответить 13 18
Отношение положительных и отрицательных ответов 2.4 3.1

Продолжается увеличение численности тех, кто считает себя верующими или скорее «религиозными людьми»: за три года эта цифра увеличилась с 35 до 53%, главным образом за счет размытой массы не слишком «уверовавших» или колеблющихся в определении степени своей религиозности (около половины – 44% респондентов говорят о себе как о «в какой-то мере религиозных»). Лишь небольшой процент опрошенных считает себя «очень религиозным» (9%); треть опрошенных считает себя «не слишком религиозным» (33%). За три года резко сократилось число атеистов и неверующих – с 26 до 13%.

Насколько религиозным человеком вы себя считаете?

Август,
2014
Декабрь,
2015
Июнь,
2017
Очень религиозным 4 4 9
В какой-то мере религиозным 31 36 44
Не слишком религиозным 37 32 33
Совершенно нерелигиозным 26 23 13
Затрудняюсь ответить 3 5 2
Сумма ответов «очень религиозным» и «в какой-то мере религиозным» 35 40 53

Поэтому, несмотря на заявленное положительное отношение к людям других конфессий или атеистам, абсолютное большинство граждан России готовы запрещать существование инакомыслящих и инаковерующих (как чужих), даже если знания об их жизни и вере носят очень аморфный и неопределенный характер. Так, например, о своем позитивном отношении к протестантам заявляют больше 60%, и в то же время почти 80% россиян одобряют запрет деятельности «Свидетелей Иеговы», хотя преобладающее большинство знает, что это христианская секта, одна из разновидностей протестантизма.
Однако этот прирост числа верующих не сопровождается глубокой верой или чувством значимости религии для внутренней жизни большинства россиян. Косвенно о слабости регулирующих жизнь православного человека норм свидетельствует усиливающееся нежелание придерживаться ограничений, предписываемых церковью во время постов: готовность ограничить себя в развлечениях, потреблении спиртного, в сексуальных отношениях, в деловых отношениях и т.п. за несколько последних лет снизилось в 1,5 – 2 раза (ОМ, с.168, табл.19.19 и 19.20). 73% опрошенных не меняли свой режим питания в период Великого поста в 2017 году, 9% собирались «поститься последнюю неделю поста», 15% «частично соблюдают пост», и только 2% опрошенных «полностью соблюдают пост». В социологическом смысле все это указывает на давление среды, общих мнений, принуждающих индивида к условному или конформистскому переопределению себя как православного человека. Другими словами, речь идет о действии коллективных норм, заставляющих человека некритически и не слишком осознанно присоединяться к «своим» в противоположность всем «чужим».

О запрете деятельности на территории РФ религиозной организации «Свидетели Иеговы» знают только 13% россиян, 34% что-то слышали, но не знают деталей. Только 3% россиян считают, этот запрет значимым событием. О самой организации «Свидетели Иеговы» респондентам известно мало, 49% россиян считают эту организацию христианской сектой. Менее половины россиян знают о судебном преследовании «Свидетелей Иеговы». Из числа опрошенных, которые знают о запрете деятельности «Свидетелей Иеговы», поддерживают этот запрет 79% опрошенных.

 

Раздел между верующими проходит не по догматическому признаку (христиане – не христиане), а по признаку институциональному – церковь или секта. Подобная инаковость маркируется в обществе как «не свои» и запрещается. Такой водораздел «свои/чужие» как механизм организации общественной жизни является характерной особенностью архаического, слабо структурированного и дифференцированного общества, в котором подавлены структуры личностной идентичности.

Мнение о том, что религия должна оказывать значимое влияние на государственную политику, поддерживают не более трети опрошенных (28% россиян согласны с тем, что церковь должна оказывать влияние на принятие государственных решений). 39% россиян удовлетворены тем влиянием церкви на государство, которое имеет место сегодня, считая, что церковь и религиозные организации оказывают на государственную политику влияния «ровно столько, сколько должно быть». Этот показатель снизился по сравнению с предыдущим замером в 2016 году на 17 процентов (снижение произошло за счет увеличения числа затруднившихся ответить с 10 до 24% и тех, кто считает, что церковь оказывает «немного больше влияния, чем необходимо»). Таких респондентов оказалось 16%, на 4% больше прошлого опроса. Число респондентов, считающих влияние церкви на политику «недостаточным», составляет 16%, и примерно четверть респондентов, считает, что влияние церкви на государственную политику слишком большое (23%).

Как вы считаете, насколько большое влияние на государственную политику оказывают в нашей стране церковь и религиозные организации?

Май,
1991
Сентябрь,
1998
Январь,
2008
Июль,
2012
Март,
2013
Август,
2014
Февраль,
2016
Июнь,
2017
Слишком много 2 5 4 10 6 7 5 7
Немного больше, чем необходимо 4 11 14 18 19 16 12 16
Ровно столько, сколько должно быть 22 27 45 44 48 42 56 39
Немного меньше, чем необходимо 16 9 11 8 8 6 10 8
Слишком мало 30 13 7 7 5 5 6 6
Затруднились ответить 26 35 19 14 14 25 10 24
Отношение положительных и отрицательных ответов 6/46 16/22 18/18 28/15 25/13 23/11 17/16 23/14

Опрос проведен 23 – 26 июня 2017 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 137 населенных пунктах 48 регионов страны. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов.

levada.ru

Газета Протестант.ру      


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*