«Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших». (1-е Коринфянам 15:20).
Джон Ньютон
В живом организме функции различных органов – например, сердца и легких – очень разнообразны; но они в одинаковой мере необходимы для поддержания жизни. Мы не можем сказать, что один орган нужнее другого. Так и в процессе божественного откровения есть истины, каждая из которых, взятая по отдельности, является важным принципом для спасения грешников и требует познания и принятия верой. Несмотря на то, что эти истины неравнозначны, невозможно определить, какая из них более важна, поскольку, пока мы не познали, не проверили и не приняли их от всего сердца, мы не можем иметь жизнь по вере в Божьего Сына.
Одним из таких примеров является библейская доктрина об испорченности человеческой природы. Это – основополагающий принцип, поскольку пока мы не поймем, каково наше состояние в глазах Бога, не осознаем чудовищности наших прегрешений, нашей неспособности к истинному блаженству, пока наши сердца не изменятся силой Божьей милости – мы не сможем правильно понять ни одной главы из Библии. Это также относится и к доктрине об искуплении. Ибо, узнав, насколько велика глубина нашего падения, и не зная о возможности спасения по благодати, которое Бог определил для нашего восстановления, мы бы неизбежно погрузились в отчаяние.
Однако, Апостол подчеркивает, что даже если бы мы осознали свою греховность и уповали на спасение во Христе, наша вера в Него все равно была бы тщетной, и мы оставались бы в своих грехах, если бы Он не воскрес из мертвых. Поэтому доктрина о воскресении Христа является необходимой для нашей надежды и утешения. Это также залог того, что всякий, верующий в Него, также воскреснет силой соединения с Ним, подобно, как и «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших». Давайте проанализируем факт Его воскресения, прямым следствием которого является уверенность, что всякий верующий в Него воскреснет
Воскресение Христа – один из незыблемых столпов, на котором зиждется авторитет и значимость постулатов христианства. Бог пожелал вложить в наши руки несомненное доказательство воскресения – доказательство, которое мы в состоянии принять. Нет ни одного факта в древней истории, который был бы настолько бесспорно и точно подтвержден, как воскресение Христа. Для большинства из вас необходимость доказывать этот факт может показаться совершенно излишней. И все же я думаю, что стоит заострить на этом внимание, не столько из-за легкомысленных и необоснованных придирок неверующих, сколько ради верующих людей, которые могут подвергнуться искушениям.
Многим простым людям, которые не очень знакомы с комментариями скептиков, зачастую не дают покоя собственные недопонимания и недовольства, возникающие в их мыслях, – нередко более проницательных и сильных чем те, которые отражают в книгах или обсуждают в трактирах. Неверие глубоко укоренилось в сердцах людей, а сатана – наш главный враг – способен, если ему позволить, с ожесточением действовать в этом направлении. Он стремится отвратить нас от веры в каждую из истин Писания, в том числе и от истины о воскресении.
Как много тех, которые, будучи абсолютно убеждены, что Господь воскрес из мертвых, в момент, когда на карту были поставлены их души и все остальное, терялись, приходили в замешательство, не зная, как ответить врагу в час искушения.
Предположим, что мы узнали о каком-то необычном и, с нашей точки зрения, нереальном событии. Давайте рассмотрим, какие доказательства нам нужны, чтобы убедиться, что сообщение соответствует истине, а затем применим тот же принцип к обсуждаемому нами вопросу. То, что давным-давно жил человек по имени Иисус, который собрал учеников и умер на кресте – факт общепризнанный. И евреи, и язычники, жившие в то время, не только признавали его, но также использовали этот факт в спорах с последователями Иисуса. Множество такого рода свидетельств существуют и по сей день.
Главная причина возникновения споров между противниками и единомышленниками Иисуса – Его воскресение. Этот факт отрицается. Мы признаем, что после воскресения Христос не появлялся публично, как это было до Его смерти. Иисус явился только некоторым из Его последователей, и представил им неопровержимые доказательства того, что Он жив, и Он – Тот же Человек, который умер мученической смертью на кресте. Ученики рассказывали о том, что видели, и мы доверяем их свидетельствам. Теперь нам нужно выяснить, кто были эти ученики, чьи доводы послужили основанием для подобных утверждений? Если они просто заблуждались или выполняли коварный план – навязать свое учение миру, то, полагаясь на их свидетельства, мы можем стать или причастными к их лжи, или обманутыми их искусной выдумкой. Но если ни одно из этих предположений не соответствует истине; если они были компетентными и беспристрастными свидетелями, то тогда мы не только правы, принимая их доводы, но было бы самонадеянно, неразумно и опасно с нашей стороны отвергать их свидетельства.
Компетентность свидетелей
Ученики были компетентными свидетелями, доказательством чему служат следующие факты:
- Их число
Очевидцев случившегося было много: «…явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне» (1 Кор. 15: 5-8). Павел писал эти слова в период, когда еще были живы многие из тех, кто были свидетелями упомянутых событий. И несомненно, что, если бы он написал неправду, они с готовностью опровергли бы его слова. Пяти сот свидетелей, единосущных в своих показаниях, вполне достаточно, чтобы установить достоверность факта, который все они видели своими глазами – если конечно мы доверяем их свидетельствам. Мы можем быть уверены в том, чего никогда не видели, только опираясь на свидетельства других. Это единственный путь обрести уверенность.
Я не могу подвергать сомнению существование таких городов как Париж и Рим, хотя я никогда их не видел. Мне достаточно слышать от других, что они есть. Аналогично этому, я не сомневаюсь в подлинности теорем Евклида, доказательства которых дошли до наших дней.
- Природа явлений
Не может быть, что множество людей ошиблись или были введены в заблуждение одновременно. Некоторые из них видели Его не один раз. Появление Иисуса перед другими сопровождалось особыми, удивительными обстоятельствами и эффектами. Похоже, что ученики не надеялись на Его воскресение, хотя Иисус много раз предсказывал это до Своих страданий. Они также не отнеслись серьезно к свидетельству женщин, которые видели Его, возвращаясь от гробницы. Фома отказался верить своим братьям, которым явился Господь. Он хотел видеть Его своими глазами, и даже требовал более чем визуальных доказательств, так как он сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Иоан. 20:25). Не удивительно, что когда эти доказательства были ему представлены, он полностью убедился и с радостью и благодарением обратился к воскресшему Спасителю, выражая своё благоговение и любовь: «Господь мой и Бог мой!» Но его поведение лишь доказывает, что Фома был отнюдь не легковерен, и не собирался, без веских доказательств, принимать рассказ о воскресении за истину (не важно, насколько желанной была эта истина).
Беспристрастные и верные свидетели
Ученики были такими же верными, как и беспристрастными свидетелями. Мы не сомневаемся в том, что они не планировали обмануть других, или что они сами были введены в заблуждение и обмануты – по следующим причинам:
- Если судить об учениках Христа по их трудам, то мы должны позволить им считаться, по крайней мере, благонамеренными людьми. Они открыто признавали, что стремятся провозглашать познание и славу истинного Бога, и, таким образом, проповедовали нравственность и святость для человечества. Образ жизни учеников соответствовал их вероисповеданию, а их доктрины и наставления явно отвечали их замыслам.
Авторы Нового Завета (по их личному признанию) в частной жизни – до того как они стали учениками Христа – были далеки от литературы и владели совсем не престижными профессиями. Можно ли предположить, что люди, которые так уважительно говорили об Иисусе и насаждали среди своих ближних Божью волю; те, которые преданно служили Ему, – на самом деле были мошенниками?
Насколько правдоподобно, что несколько человек, находящихся в сложных и запутанных обстоятельствах, вырабатывают последовательный и хорошо продуманный план, способный выстоять и преодолеть предубеждения, обычаи и традиции как иудеев, так и язычников?
Возможно ли, основать новую религию и распространить ее на территории Римской империи столь быстро и успешно – в течение нескольких лет – не прибегая к военным действиям и не имея капитала?
Могли ли подобные люди с первой попытки представить миру теологическую и нравственную систему, значительно превосходящую все, что создано совместными усилиями философов всех поколений?
Один французский ученый предпринял попытку доказать (и чего только не берутся доказывать ученые?), что большинство из произведений латинской поэзии, которые принято считать творениями тех, кого мы называем классиками, в частности «Энеида» Вергилия, были написаны совершенно другими авторами. По его мнению, их авторство является крупной фальсификацией, и вся эта поэзия сфабрикована монахами в эпоху общей безграмотности. Долгое время эти произведения успешно навязывались миру как подлинные творения классиков, пока не появился этот ученый и не обнаружил подделку. Француз приобрел лишь нескольких сторонников своего абсурдного предположения. Все же, трудно даже допустить, что монахи, которые обычно выражали свои унылые чувства на варварской латыни, решив обмануть мир, стали вдруг писать с вдохновлением и элегантностью, свойственными Вергилию. Так же нелепо утверждать, что «Начала» Исаака Ньютона были в действительности написаны безграмотным крестьянином, а затем посланы за границу под популярным именем. Подобно этому, невозможно представить себе – это просто противоречит логике и здравому смыслу, – что евангелисты и Апостолы сами по себе были в состоянии сочинить такую книгу, как Новый Завет, который весь в целом, должен был либо устоять, либо упасть – лишь только от отношения к доктрине о воскресении Христа.
- Далее. Если бы они не были уверены, что распятый Иисус, Которого они проповедовали, воскрес из мертвых и занял подобающее Ему место в Своем Царстве, им не было бы смысла стремиться распространять христианскую религию,
Зная, в Кого они уверовали, наполненные сознанием пребывания в Его любви и надеясь на Его силу и обетования поддержать их в служении, на которое Он их призвал, они не стыдились и не боялись провозглашать Евангелие повсюду, призывая грешников также уповать на Него. Не будь этого, они не могли бы рассчитывать ни на какое иное обращение, чем то, с которым встретились в действительности, открыто исповедуя свою веру в воскресшего Иисуса. А особенно, в отношении усилий, которые они предприняли, прежде всего провозглашая Евангелие людям, предавшим Христа на смерть, а впоследствии – благовествуя среди язычников. Не нужно большой проницательности, чтобы предвидеть, что эта доктрина станет соблазном для евреев и безумием для еллинов (1 Кор.1:23).
Последователи Христа были пренебрегаемы и ненавидимы. Они встречали сопротивление и были гонимы на всяком месте, куда бы не пошли. Те, кто выражал им сочувствие, сразу же превращались в соучастников их страданий. Не было даже малейшей вероятности, что события могли развиваться иначе. Самозванцев в то время было достаточно. Но невозможно себе представить, что целая группа людей согласилась пойти на мошенничество, которое не могло принести ни им, ни их последователям ничего, кроме всеобщего презрения, бичевания, заключения и смерти.
- Если, хотя бы на минуту, мы смогли представить учеников Христа способными на столь дерзкий и нечестивый поступок – притворяясь служителями Бога вызывать и разжигать ненависть народи по отношению к себе с помощью провокаций и распространения оскорбительного обмана, – все равно было бы невозможно объяснить, как они могли преуспеть, опираясь на подобную ложь, «ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится» (Деян. 5:38). Но, проповедуя Христа и Его воскресение, несмотря на ухищрения и ярость врагов, они имели силу преодолеть обычаи и глубоко укоренившиеся человеческие предубеждения, приводя множество людей к проповедуемому ими вероучению. Господь подтверждал их слова знамениями. Чудеса, которые были сделаны во имя Христа, многочисленны, общеизвестны и неоспоримы. Нравственное воздействие их проповедей, зачастую повторяющихся и простых, было таким, что его можно приписать только божественной силе. Языческие устои, суеверия и идолопоклонство (в некоторых странах они были частью структуры государственного управления и сохранялись веками, требуя всеобщего преклонения), очень скоро пошатнулись, а затем и были свергнуты.
Через 200 лет после того, как Тацит охарактеризовал христиан как объект всеобщего презрения и ненависти, христианство превратилось в признанную империей религию. В одном из писем на эту тему Плиния к Траяну, мы находим неоспоримые доказательства тому, что во времена Тацита христианская религия настолько превалировала в римской империи, что, несмотря на ненависть, поношения и преследования христиан, языческие храмы во многих местах были почти в запустении.
Сила Божья
Доказательство воскресения Христа не зависит от мнений и исторических фактов, с которыми множество истинных христиан даже не знакомы. Оно по своей сущности является наиболее важным и неоспоримым, одинаково убедительным во все времена, обладая неизменной силой.
Те, для кого Евангелие стало силой Божьей для спасения их душ, имеют свидетельство в самих себе. Такие люди уверены, что доктрина, которая просветила их разум, пробудила совесть, освободила их от вины и власти греха, подарила им мир и общение с Богом и вселила в них чудесную надежду на вечную жизнь – это истинная доктрина. Они уверены, что Господь воскрес, потому что сделались соучастниками силы Его воскресения и на себе испытали действие изменений в жизни, которые могли произойти только под влиянием Святого Духа, дарованного нам не иначе, как возвеличенным и прославленным Иисусом.
Многие верующие, не способные вести дискуссии с философами и скептиками, основываясь на собственных знаниях, могут заставить их устыдиться и замолчать честностью и чистотой своего поведения, терпением и бодростью духа в час скорби. Но то, что вернее всего заставляет умолкнуть их голоса – это когда они становятся свидетелями, как истинно верующие в воскресшего Спасителя спокойно, с возвышенным духом приветствуют приход смерти.
Таких свидетельств я рекомендовал бы искать моим слушателям. Если воскресение Христа является действительностью, то многое зависит от того, насколько истинна наша вера в него. Я говорю «насколько истинна наша вера»; хотя я и представил вам краткое изложение доказательств воскресения, я знаю, что проповедую не буддистам или мусульманам. И когда я спрашиваю вас «верите ли вы в воскресение?», разве я сам не мог бы ответить, как сделал Апостол в подобном случае: «знаю, что веришь»? Но последствия нашей развращенной природы настолько сильны, что для большинства людей, похоже, легче верить в существование проблемы, чем быть в состоянии обдумать свои сомнения в её существовании; но при этом, действовать так, будто наша неуверенность доказывает её ошибочность. Позвольте мне спросить вас для примера: верите ли вы в то, что умрете? Я знаю, что да. Но неужели вы и живете так, как будто вы действительно уверены в достоверности смерти (это также бесспорно) и не уверены в жизни? Так и в нашем случае. Если Иисус был воскрешен из мертвых, в соответствии с тем, как сказано об этом в Писании, значит всё, о чём провозглашает Евангелие – о необходимости страданий Христа, согласно Божьему плану; о Его настоящей славе и будущем пришествии – также является истиной.
Какую цепь последствий влечет за собой Его воскресение! Если Он восстал из мертвых, то Он – Бог мертвых и живых «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф 22:32), «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь» (Мр 12:27). «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк 20:38). Он имеет ключи от ада и смерти. Когда Он вернется судить мир, мы сможем увидеть Его и явиться на суд, чтобы судить вместе с Ним. Но если вы не любите Христа, не доверяете и не служите Ему, если вы не возлюбили Его и Он не царствует в вашем сердце, то ваше нынешнее состояние плачевно и крайне опасно.
Ну а те, кто любит Его имя – радуйтесь в Нём! Наш Бог, Который был мертв и се жив; и мы, «если же… умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим. 6:8). «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3:1). «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3:4).