Человек жаждет руководства Бога.
Джон Уайт
Люди жаждут, чтобы ими руководили. Миллионы читателей газет и журналов ежедневно просматривают разделы гороскопов. Они ищут указания, «насколько глубоки и ненадежны для навигации» воды текущего дня. Христиане могут найти ответ на это в Священном Писании, но часто и они проявляют неуверенность в этом «компасе».
Такого рода тревоги могут привести их к суеверию. В детстве я встречал людей, которые в трудный момент обращались за советом к «коробочкам обещаний». В этих коробочках лежали свитые бумажки. Их вынимали пинцетом. Люди, сидевшие в кругу, передавали друг другу коробку. Каждый вытаскивал одну бумажку, разворачивал ее и находил там стих из Библии плюс стихотворную строфу на религиозную тему.
Помню восклицания, которые звучали за столом: «Это как раз то, что мне нужно на сегодня!» Я был совсем юн тогда, но применение написанных на маленькой бумажке слов к моей личной жизни беспокоило меня, вместо того, чтобы успокаивать и умиротворять.
Хотя в поисках руководства лишь немногие христиане проявляют такую же наивность, тем не менее, очень многие беспокойно и неуверенно мечутся, надеясь сыскать руководство и ясное понимание того, как Бог дает указание.
Между тем, Бог делает все, что Он может, чтобы направить нас на верный путь. Такова постоянная тема Псалтиря. «…Он будет вождем нашим до самой смерти» (Пс. 47:15). «Направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим» (Пс. 24:9). «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою» (Пс. 31:8).
Перед тем, как покинуть Своих учеников, Иисус заверил их в том, что Его Второе Я, Дух Святой, будет верным и неоценимым Руководителем для них. «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Иоан. 14:18). Он «…наставит вас на всякую истину…» (Иоан. 16:13). Кажется странным, что, зная все эти свидетельства Библии о Божьей готовности направлять, мы так тревожимся, оставаясь неспособными постичь простую истину.
Общий характер руководства
Хотя в Библии никогда не употребляется слово вождение, в ней то и дело говорится о Руководителе. Вы ищите руководства, но Бог желает дать вам нечто лучшее: Самого Себя. Это не просто игра слов, в этом заключается глубокий смысл.
В глубине сердца вы сами желаете иметь руководителя более, чем руководства. Запутавшись в машине в незнакомом городе, вы, очевидно, предпочли бы не разбираться в сложных указателях, а были бы рады услышать голос приветливого пешехода, который бы просто сказал: «Слушайте, я сам туда направляюсь. Если вы подвезете меня, я покажу вам дорогу». Если вы, студент-новичок в большом университете смущены сложностями регистрации, то с большей радостью примете помощь другого студента, готового провести вас туда, куда нужно, а не карту университетского городка.
Гороскопы — плохое подспорье не только потому, что они туманны, сомнительны и вредны, но потому, что они безличны. Не с кем обсуждать ваши дела; нет никого, кто бы взял вас за руку и повел. Для христианина руководство — одна из сторон постоянных взаимоотношений с Богом. Он хочет, чтобы вы Его знали. И в частности вы познаете Его через Его руководство.
В руководстве имеется, по крайней мере, два элемента, которые на практике нераздельны: указания и поддержка. Когда, стоя на перекрестке, я пытаюсь узнать, где находится какая-то улица, может показаться, что мне нужно, только правильное направление. Но это не так. Я встревожен. Я заблудился. Я не уверен, смогу ли добраться туда, куда мне нужно вовремя, смогу ли понять и исполнить данные мне указания — все это рождает во мне желание, чтобы кто-нибудь ободрил, поддержал меня. Если бы я спросил прохожего: «Вы уверены, что я смогу доехать туда благополучно?» — это прозвучало бы глупо. Но будь я ребенком, а не мужчиной, то я сказал бы, вероятно, именно это.
«Овцы Мои слушаются голоса Моего, — говорит Иисус, — «и Я знаю их, и они идут за Мною» (Иоан. 10:27). Здесь не только обещано направление, но и дано заверение о Его присутствии. «…Сам Я пойду, и введу тебя в покой», — сказал Бог Моисею (Исх. 33:14).
Это звучит по-детски, — скажут некоторые из моих коллег-психиаторов, — похоже, что христианин постоянно находится в состоянии зависимости. Он никогда не становится достаточно зрелым, чтобы взять на себя ответственность за личные решения. Ему нужно не только объяснить, что делать, но за руку держать в то время, как он это делает.
Зависимость? Да. Младенчество? Нет. Как и все люди, мы существа зависимые, ибо так созданы. Человек не предназначен для такой зрелости, которая делала бы его независимым от Бога. Преклонять перед Ним колени и с радостью утешаться Его присутствием — наша вечная судьба.
Зрелость и способность быть независимым связаны между собой, но они не синонимы. С возникновением зрелости ваши взаимоотношения с Богом и характер руководства, в котором вы нуждаетесь, изменятся. Вы научитесь больше любить Его и доверять Ему. Вы чаще окажетесь осведомленным, даже не спрашивая, чего бы Он хотел, потому что будете знать Его и Его образ мыслей.
Чтобы понять, как это может быть, вы должны постичь две вещи относительно характера божественного руководства: во-первых, у Бога есть план вашей жизни; во-вторых, Божья цель — моральна. Его план для вас связан не с географией, а с этикой. Его высшая цель — сделать вас подобным Своему Сыну (Рим. 8:29). Тот факт, что в процессе вашего преображения присутствуют путешествия, деньги, радость, боль и многое другое — дело второстепенное. Его цель — сделать вас святым, и те указания, которые Он будет вам давать, отразят это.
В этом месте у вас может возникнуть недоумение. Обычно, когда мы ищем руководства, то имеем в виду какую-то конкретную цель. Я могу попросить вас указать мне путь к какой-то улице, но моя настоящая цель — это найти живущего там доктора, который может вылечить меня от рака. В другом случае я расспрашиваю знакомых, подавать ли мне заявление о приеме на работу в компанию «А» или «Б», но в глубине души пытаюсь при этом разобраться в неясных целях, которые связаны с успехом, деньгами, счастьем.
Когда мы просим у Бога руководства, у нас может быть одна цель, а у Него — другая. Может оказаться, что тот вид руководства, который Он хочет нам предложить, не заинтересует нас.
Это не означает, что эти два вида целей (назовем их географическая и моральная) не связаны между собой. Когда я выбираю между Чикаго и Нью-Йорком, в моем решении играет роль и моральный аспект. Возможно, я дал кому-то слово приехать в Нью-Йорк, но мне выгоднее сейчас поехать в Чикаго. Бога при этом мало беспокоит то, сделаете ли вы ошибку географическую, но Он не хочет, чтобы вы совершили моральную ошибку. То, что я окажусь в том или ином городе, имеет меньшее значение, чем то, что я сделаю неправильный моральный выбор.
Священное Писание и руководство
Я вовсе не собираюсь убеждать вас, что сделать правильный моральный выбор легко. Во-первых, нам часто кажется, что в принятом Решении мораль вообще никакой роли не играет. Даже в вопросах чисто морального характера трудно решить, какой выбор верен и каковы ваши глубоко запрятанные побуждения. Если бы понять, что правильно и что неправильно в нашей повседневной жизни просто, не нужен был бы и толстый том Священного Писания или побуждения и разъяснения Духа Святого.
Наиболее острая необходимость в руководстве возникает там, где в повседневной жизни нужно научиться выбирать между добром и злом. «Как юноше содержать в чистоте путь свой?» — спрашивает псалмопевец. — «Хранением себя по слову Твоему… В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:9,11).
Я уже говорил выше: Библию нельзя употреблять как гороскоп. Не исключено, что многих христиан, читающих Библию, особенно захватывают стихи, которые служат им как говорящий прямо к ним голос Божий. Такие переживания, впрочем, не являются нормой. Бог не стремится руководить нами магией.
Он хочет, чтобы мы знали Его мысли. Он хочет, чтобы мы понимали Его сердце. Нам нужны умы, настолько пропитанные содержанием Священного Писания, настолько насыщенные библейскими взглядами и принципами, настолько чувствительные к побуждениям Духа Святого, чтобы мы могли в любых обстоятельствах инстинктивно совершать тот единственно верный шаг, который нужен.
Поэтому роль Священного Писания, как руководства, состоит в том, чтобы через изучение его люди могли знакомиться с путями и мыслями Бога. Руководство в Библии не нужно искать с помощью иголки. (Есть такой «прием»: закрывают глаза, открывают Библию и наугад тычут иголкой в страницу. Тот стих, в который она попала, объявляется ключом к руководству). Библия — не объект спиритических сеансов.
Но вы скажете: «Не говорит ли Библия о видениях, снах, пророчествах, голосах и всякого рода откровениях?» Да, говорит. «Происходит ли это до сих пор?» Несомненно. Я лично испытал нечто подобное.
Но остановимся и задумаемся на минуту. Многие из наиболее драматических- случаев руководства свыше открылись людям (иногда безбожным и своевольным), которые были слишком упорны в своих путях. Это относится к фараону, Моисею, Валааму, к Петру, находившемуся на кровле, к Навуходоносору, Павлу на пути в Дамаск и к многим другим. Подчас исключительный характер руководства был вызван острой нуждой. Ничто меньшее, чем видение, не достигло бы своей цели (как в случае с Марией, матерью нашего Господа). Порой видения и пророчества необходимы потому, что люди слишком мало знали о Боге, и их нельзя было побудить к действиям никаким другим путем. Но для направления вас в вашей каждодневной жизни Бог предназначил более совершенные средства.
Его цель заключается в том, чтобы вы стали Его спутником, чтобы вы ходили вместе с Ним. Он уже знает все о вас. Теперь Он хочет, чтобы вы поняли кое-что о Нем. Чем больше вы понимаете Его, тем более подлинным будет это дружеское общение и тем более вероятно, что вы будете идти в ногу в том направлении, в котором Он вас ведет.
Убедительная сила желания
Одно дело знать, как Бог думает, другое — хотеть того же, чего хочет Он. Наши желания самым непосредственным образом влияют на мысли и взгляды.
Я вспоминаю незамужнюю женщину-миссионерку, которая влюбилась в разведенного коллегу. Этот мужчина прежде утверждал, что хотя он не обнаружил в Священном Писании возражений против повторного брака, он сам вступать в повторный брак не собирается. Она же вообще считала повторный брак после развода делом незаконным. Считала… пока не влюбилась. После этого я был восхищен ее изобретательностью, когда она принялась искать в Священном Писании подтверждения своего права на этот самый брак.
Дело не в моральной стороне вопроса. Этим эпизодом я хотел бы обратить внимание на повелительную власть, которую желания наши приобретают над нашими бывшими взглядами и намерениями. Зная характеры этой пары, я бы сказал, что мои друзья пытались найти оправдание своему браку и, будучи не в состоянии справиться с чувством вины, попытались перебросить мост словесных оправданий через пропасть собственных сомнений.
Так как мы все вылеплены из одной глины, мы все разделяем эту же самую наклонность. Мы не только не в ладах с Богом, но мы позволяем нашим желаниям окрашивать наши мысли. Было бы просто, если бы мы всегда и последовательно желали противоположного тому, чего желает Бог. В таком случае, наш руководящий принцип заключался бы в том, чтобы делать то, что мы ненавидим, и избегать всего того, что нам нравится. Божью волю было бы исполнять легко, но неприятно.
Однако дело в том, что многие из наших желаний — это семена, посеянные Им Самим. Мы мечемся в водовороте благочестивых и неправедных желаний до тех пор, пока у нас не закружится голова и не помутится рассудок и пока мы не заблудимся окончательно.
Как психиатр я часто встречаю вполне добросовестных христиан, которые, тем не менее, думают, что если им что-то сильно хочется, то, без сомнения, это не Божья воля. Их Бог высок и аскетичен. Его любимое слово: «Нет», и Его любимое развлечение — обходиться без Желаемого. Он — Бог грома и льда.
Можно ли освободить ум от рабства желаний? Если мой разум во власти страстей, как отличить праведное желание от неправедного? Способны ли мы возвести на престол свой разум, если мозг наш является царством желаний? Недавно кто-то спросил меня: «Когда я в молитве прошу Божьего руководства, не просто ли я уговариваю себя делать то, что я все равно хочу сделать?»
Кроме всего сказанного, есть в этой дилемме еще одна трудность. В доброй половине случаев, когда мы обращаемся за руководством, мы не знаем, каковы наши подлинные желания. Более того, по той или иной причине мы, возможно, прячемся от них. Зигмунд Фрейд рассказывал своим друзьям, что, когда ему нужно принять трудное решение, он обычно бросает монетку. «Когда монетка упадет, — говорил он, — и я доволен, тогда я знаю, чего я хотел на самом деле, а если монетка падает и я разочарован, мне становится яснее, чего я не хочу делать».
Поэтому, прежде чем задать вопрос: «Чего хочет Бог?» — я должен спросить у самого себя: «Чего именно хочу я?» До тех пор, пока я не выяснил, каковы мои подлинные желания, и не взглянул на них со стороны, могу ли я измерить их влияние на мой разум? Надо произвести полную ревизию своих желаний. «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, и узнай помышления мои» (Пс. 138:23).
Возможно, что, когда они будут извлечены из своих тайников, улыбнется Бог, посмотрев на них, и скажет: «Интересно было знать, когда ты принесешь то желание ко Мне». Или при полном свете произойдет другое: я смогу обнаружить те недостатки и пороки, которые не согласуются с глубочайшими стремлениями моей жизни. Увидев его таким, каковым оно есть, я могу найти силы отбросить недостойные желания и тем самым облегчить на будущее свободное принятие решений.
Процесс, о котором я говорю, совсем не прост, и мы безнадежно запутались бы в нем, если бы Богу не было до нас дела. Если бы наша уверенность зиждилась на разуме, мы бы навсегда оставались во власти моря неуверенности. Но, к счастью, Божье желание вести нас сильнее нашего желания следовать Его указаниям. Он постоянно пребывает в действии. Нежно проникая через нашу линию обороны, Он освобождает нас от рабства наших тайных желаний. Проблема руководства разрешается сама собой в сотрудничестве с нашим Руководителем и Освободителем.
Джон Уайт, «Борьба», Изд-во «Библия для всех», Санкт-Петербург, 1997 г., 191с.