Алекс Д. Монтойя
Заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мѐртвых явлением Его и Царством Его: проповедуй слово, настой вовремя и не вовремя, обличай, запрещай, увещай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всѐм, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоѐ. (2 Послание Тимофею 4:15).
Задача проповедника проповедовать Слово! Это его должностная инструкция. Проповедник должен верно провозглашать Божье Слово. Павел напоминает Тимофею об этой серьѐзнейшей ответственности во 2 Тим. 4:15:
- Важность поручения: пред Богом (т.е. в присутствии Бога).
- Простота поручения: проповедуй слово.
- Постоянство поручения: проповедуй вовремя и не вовремя.
- Серьѐзность поручения: обличай, запрещай, увещай.
- Бдительность в поручении: будь бдителен во всѐм.
Пытаясь повысить свою эффективность, мы, современные проповедники, подвергаемся искушению избежать этого поручения или отдельных его аспектов. Соблазн быть популярным среди людей может стать для нас искушением, ведущим к компромиссу с нашим призванием проповедовать Слово. Поступая так, мы превращаем божественное послание в товар, чтобы дѐшево продать его непостоянной толпе. В целом Церковь не испытывает недостатка в слушателях-зеваках, ищущих торговцев Словом, которые просто ублажали бы их слух вместо того, чтобы изменять сердца. Мы проповедуем в поистине трудное время, и все мы, проповедники, знаем об этом.
Непостоянная толпа нуждается в верном проповеднике, который исполнял бы поручение, данное Павлом Тимофею. Но толпа не только непостоянна, она также равнодушна, безразлична, скучна и пропитана материалистическими идеями, процветающими сегодня. Такие люди нуждаются в проповеди, которая коснулась бы их и пробудила от духовной спячки. Такие люди нуждаются в пламенной проповеди.
Большинство из нас являются, так сказать, поставщиками товара. Мы верно проповедуем Слово Божье. Мы говорим разъяснительные проповеди, придерживаясь текста Священного Писания. Однако слушатели остаются безразличными и невосприимчивыми. Мы становимся свидетелями того, что с каждым годом прирост в наших церквах уменьшается.
Проблема кроется не в содержании наших проповедей, а в том, как мы их преподносим. Проблема не в том, что мы говорим, а в том, как мы это говорим. Нашим проповедям не хватает эмоциональности.
Недостаток эмоциональности
Проблема в том, что многие из нас говорят просто проповеди, а не Слово Божье. Мы проповедуем толкование, а не божественную истину; мы проповедуем (а иногда и читаем) умело составленные тексты, а не живое Слово. Мы стоим на библейском основании, но своим безжизненным изложением или трудным стилем мы лишаем Слово божественной силы.
Наши проповеди должны быть живыми. Они должны исходить из сердца в той же мере, в какой они исходят из головы. Они должны пронизывать всѐ наше существо и проникать в жизни слушателей. Пламенная проповедь — это проповедь, исходящая из сердца. Джерри Вайнз пишет: «Мы должны вернуться к проповеди, исходящей из сердца. Возможно, кто-то использует другую терминологию. Возможно, вам больше по душе слово искренность. Или, может быть, вы предпочитаете слово убеждѐнность. Как бы мы еѐ ни называли, мы отчаянно нуждаемся в ней/»
Пустые церкви не столько результат отсутствия у людей возможности или желания слышать истину, сколько результат «зелѐной тоски», навеваемой безжизненной проповедью. Люди взывают к нам, проповедникам, с безмолвных пустующих скамеек!
Длинные проповеди только продлевают агонию. Я преподаю гомилетику в Мастерз Семинарии. По программе каждый студент должен сказать десять тридцатиминутных проповедей. После одной исключительно скучной проповеди, когда я сделал критические замечания, студент заявил: «Если бы у меня было больше времени, то проповедь вышла бы лучше». «Нет! ответил я. Она лишь продлила бы мучения!» Короткая проповедь — это не признак поверхностности (исследуйте Нагорную проповедь), а длинная — не признак глубины!
Нам не хватает эмоциональности в проповедях. Консервативный библейский проповедник как никто другой должен знать равновесие между хорошим разъяснением и эмоциональной передачей этого разъяснения. То, как мы проповедуем, не менее важно, чем то, что мы проповедуем. Люди, которым мы служим, нуждаются в слове от Господа. Живое Слово должно литься из живого проповедника к душе, которая нуждается в жизни. Давайте помнить об этом, когда проповедуем.
«То, как мы проповедуем, не менее важно, чем то, что мы проповедуем».
Для меня стали ободрением по этому вопросу слова известного проповедника Мартина Ллойд-Джонса. Вот что он говорит:
Воодушевление и эмоциональность являются, на мой взгляд, необычайно важными. Их явно недостаѐт нашим современникам и особенно, пожалуй, протестантам. Мы делаем крен в сторону интеллекта и начинаем относиться к эмоциям и чувствам почти с презрением. Ведь мы — образованные люди, глубоко понимающие Истину. Разве уместны тут чувства? Эмоциональность и сентиментальность, на наш взгляд, удел простых людей, лишѐнных понимания!
Такое же мнение выражает Джеффри Томас в статье под названием «Сильная проповедь». Он заявляет: Одна из величайших опасностей, с которыми сталкиваются проповедники-реформаторы, это проблема гиперинтеллектуальности, то есть постоянная опасность уйти в только интеллектуальную форму провозглашения Слова, которая обращается исключительно к интеллекту людей. Проповедники становятся пленниками интеллекта. Эта проблема существует повсеместно.
Я должен напоминать себе, что Бог призвал меня проповедовать Слово, а не читать лекции и доклады или произносить речи для учѐной аудитории. Это отрезвляющее напоминание!
Алекс Д. Монтойя, «Пламенная проповедь», Славянское Евангельское Общество, 2006. Перевод: О. Рубель Редакция: М. Ряба Техническая редакция: В. Сафаров Общая редакция: С. Омельченко. P.O. Box 2607, Grand Rapids, MI 49501, U.S.A.