О служении душепопечителей.
Джон Ф. Мак-Артур
Откровения Твои — утешение моё, Советники мои. Пс. 118:24
И это происходит от Господа Саваофа — Дивны судьбы Его, велика премудрость Его! Ис. 28:29
В 1980 году церковь Благодати была втянута в судебный процесс. Наших пресвитеров обвиняли в том, что они пытались помочь одному молодому члену нашей церкви, позже покончившему жизнь самоубийством, излагая ему библейские истины.
Это был первый случай в Америке, когда уголовное дело было возбуждено против священнослужителей, обвиняя их в небрежности по отношению к прихожанам. И пока несколько лет тянулся судебный процесс, светские средства массовой информации имели тему для статей и репортажей. Некоторые, транслируемые по всей стране, телеканалы бульварного типа поспешили даже заявить, что наша церковь подтолкнула этого молодого человека на самоубийство, убеждая его, что самоубийство — это надежный путь в небо. Конечно же, это была неправда. Он знал на основании Священного Писания, что самоубийство — это грех. Мы призывали его дать возможность Слову Божьему направить его к познанию и принятию источников, имеющихся у Того, Кто хотел исцелить его мятущуюся душу. К великому прискорбию, он отверг наши советы и покончил жизнь самоубийством.
Одним из основных вопросов, поднятых в процессе следствия, был вопрос о том, имеет ли церковь законное право на душепопечительство неблагополучных людей, используя Библию. Многие стали утверждать, что совет, даваемый на основании Библии, — это слишком упрощенный подход к душепопечительству. Нам говорят, что Библия может подойти для среднего человека, но люди, имеющие настоящие проблемы, нуждаются в помощи эксперта-психолога.
Поэтому данный процесс был использован с одной целью — заявить, что церковные душепопечители обязаны направлять людей, впавших в депрессию или желающих покончить с собой, к специалистам по психическим заболеваниям. Попытка помочь таким людям на основании Библии равнозначна безответственности и халатности, за которую церковные душепопечители должны нести моральную и судебную ответственность.
Но истина, доказанная в суде, почти не получила освещения в средствах массовой информации. Свидетельские показания подтвердили, что этот молодой человек был под наблюдением профессиональных психиатров. В дополнение к библейскому наставлению, полученному от наших пресвитеров, он обращался к психотерапевту. Более того, наши служителя позаботились, чтобы он был обследован несколькими врачами, чтобы исключить возможность органических или химических причин его депрессии, такие как токсические или наркотические вещества. Он испробовал всевозможные виды лечения, и, тем не менее, решил покончить с собой. Мы сделали всё, что могли, желая ему помочь; но он отверг наш совет и повернулся спиной к духовной вседостаточности во Христе.
Суд не только рассматривал вопрос как первое изменение права на религиозную свободу, в которую правительство не должно вмешиваться, но все три раза, когда мы выиграли дело, судьи также выражали мнение, что церковь полностью исполнила свою ответственность, оказав ему должное внимание. Их решение было, что наше руководство более чем исполнило свои законные и нравственные обязанности, пытаясь помочь этому молодому человеку, искавшему у нас совета. Позже дело было апеллировано даже к Верховному Суду Соединённых Штатов, но Верховный Суд отказался заслушивать дело, этим подтверждая решение Верховного Суда штата Калифорния, который защитил церковь. Но важнее всего то, что в процессе этого было подтверждено право каждой церкви оказывать душепопечительство на основании Библии, устанавливая юридический прецедент не допустить гражданские суды вторгаться в область душепопечительства в церкви.
Профессионализация служения душепопечительства
К сожалению, привилегия наставления людей в Библейской истине всё равно может оказаться под угрозой — не по причине каких-либо барьеров, поставленных вне церкви, но по причине отношения к Писанию внутри церкви. Во время процесса для дачи показаний были приглашены несколько «экспертов». Более всего меня удивили так называемые «психологи и психиатры от христианства», свидетельствовавшие, что Библия не содержит достаточной помощи для удовлетворения самых глубоких личных и эмоциональных нужд. Эти люди фактически доказывали перед светским судом, что Слово Божье не является достаточным источником для помощи людям в их духовных проблемах! Но что больше всего ужасает, так это количество верующих, которые готовы на слово поверить этим «профессионалам».
За последнее десятилетие появилась тьма христианских психологических консультаций. Хотя почти все они утверждают, что дают библейские советы, большинство просто пользуются светской психологией, упакованной в духовную терминологию. Более того, они удаляют служение душепопечительства с его должного места в церкви и ставят христиан в положение считать себя некомпетентными в этом служении. Многие пастора, чувствуя себя недостаточными и, вероятно, опасаясь возможных тяжб по обвинению в некомпетентности, полностью готовы позволить «профессионалам» захватить то, что всегда считалось особой ответственностью пастора. Слишком многие купились на ложь, что решающая сфера премудрости существует за пределами Священного Писания и связи человека с Иисусом Христом, и что какаято идея или подход помимо Библии имеет реальный ключ помощи людям в их насущных нуждах.
Настоящая психология («изучение души») может осуществляться только христианами, так как только христиане имеют источник, могущий понять и преобразить душу человека. Поскольку светский предмет психологии основан на безбожных предположениях и эволюционных теориях, он способен помочь в решении только поверхностно и только временно. Задолго до появления безбожной психологии, «работой с душами» называли своё служение пуритане.
Священное Писание — это учебник для любой «работы с душами», и оно настолько исчерпывающе в определении диагноза и назначении лечения по любому духовному вопросу, что под водительством Святого Духа ведёт к уподоблению верующего человека Иисусу Христу. Это процесс библейского освящения.
Для людей логично обращаться за медицинской помощью при сломанной ноге, неработающей почке, больном зубе или других физических недугах. Благоразумно это также и для алкоголика, наркомана, человека неспособного к принятию знаний, травмированного насилием или жестоким обращением, пытающегося совладать со своей травмой.
Определенные приёмы человеческой психологии могут послужить для уменьшения травмы или зависимости и умерить поведение одинаково в христианах и неверующих. Существуют также некоторые типы эмоциональных заболеваний, когда основная причина — врождённая, и в таком случае необходимо будет лекарство, чтобы успокоить иначе опасного человека. Однако эти проблемы встречаются относительно редко и они не должны приниматься как примеры для оправдания огульного использования светских психологических приемов в решении явно духовных проблем. Решение физических и эмоциональных проблем жизни таким образом не есть освящение!
«Христианская психология» как термин, используемый сегодня, имеет другой смысл. Слово «психология» больше не говорит об исследовании души; вместо этого оно описывает разношерстный калейдоскоп терапии и теорий, которые в основе своей гуманистичны. Идея и всё учение психологии не могут успешно объединиться с Библейской истиной. Более того, примесь психологии в учении церкви стерла грань, разделявшую исправление поведения и освящение.
Путь к целостности — это путь к духовному освящению. Неужели мы безрассудно повернемся спиной к Чудному Советнику, Источнику живой воды ради земной плотской мудрости и застоявшейся воды бихевиоризма?
Наш Господь Иисус свято и совершенно реагировал на все искушения, переживания и нападки в Своей жизни, а они были более тяжелыми, чем какой-либо человек когда-либо переживал. Поэтому, должно быть ясно, что совершенная победа над всеми бедами жизни придет только как результат уподобления Христу.
Никакой «работник с душами» не может поднять другого человека выше того уровня духовной зрелости, на котором находится сам. Поэтому высшим условием для психологов должно быть уподобление Христу.
Если человек действительно психолог-христианин, он должен проводить работу с душами в сфере глубоких истин Слова Божьего и Святого Духа, а не тратить попусту время на мелководье изменения поведения. Почему верующий должен выбирать перемену поведения, когда у него есть орудия для духовного преобразования? Это напоминает хирурга, пользующегося хлебным ножом вместо скальпеля. Самый квалифицированный душепопечитель — это тот, кто верно, тщательно и с молитвою назначает нуждающемуся Божественное освящение — уподобление в образ Христов.
Сегодня не может быть более серьёзной угрозы для существования церкви, чем массовое увлечение доктринами светской психологии. Они являют собой нагромождение человеческих идей, которые сатана под
Бихевиоризм — направление в психологии, отказывающееся от рассмотрения субъективного мира человека и предлагающее считать таковым поведение индивида (животного и человека) от рождения до смерти (Прим. переводчика). сунул церкви, как будто они являются убедительной, преобразующей душу истиной от Бога. Большинство психологов провозглашают неогностицизм, претендуя на обладание тайным знанием для решения реальных проблем людей. Есть даже такие психологи, которые заявляют о своей способности выполнять лечебные приемы, называя их «христианским душепопечительством», но в реальности для лечения духовных проблем они просто используют мирскую теорию, прикрепив к ней Библейские ссылки.
И как результат этого, пастора, богословы, учителя Слова Божьего и духовные верующие, ставящие Библию во главу угла, воспринимаются как наивные, простоватые и вообще неполноценные душепопечители. Чтение Библии и молитва умаляются как «неуместные ответы», неполные решения для человека, который борется с депрессией или тревогами. Но христиане-душепопечители должны направлять людей к таким традиционным решениям, как Священное Писание, Святой Дух, Христос, молитва и благодать, хотя некоторые христиане сегодня считают, что ни один из выше перечисленных ответов фактически не предлагает средства для людских бед.
Джон Ф. Мак-Артур. «Наша достаточность во Христе». Перевод: С. Омельченко. Славянское Евангельское Общество, © 2005, Второе издание на русском языке.