Особенности природы Христа.
Луис Беркхоф.
Хотя Библия учит, что имеется только один-единственный Посредник между Богом и человеком, она тем не менее отмечает двойственную природу Посредника, а именно единение в Нем божественной и человеческой сущности. Бог, пришедший во плоти, — это величайшее проявление божественной непознаваемости (I Тим. 3:16).
Это проявление божественной непознаваемости не только в библейском смысле слова, как нечто не полностью раскрываемое в Ветхом Завете, но и в человеческом смысле, как абсолютно недоступное пониманию человека. Проблема двойственной сущности Христа стала причиной длительной и многосторонней дискуссии. Некоторые из ее участников не смогли преодолеть барьер в понимании наличия двух сущностей в Христе, другие — их единения в одной личности. Однако ни один подход, который не сводит в одно двойственную природу Христа, не может считаться удовлетворительным. Библия требует, чтобы мы признавали единение в Христе божественной и человеческой сущности.
1.Божественная сущность Христа. В настоящее время довольно распространено мнение, отрицающее божественность или, более точно, единосущность Христа Богу, хотя об этом явно говорится в Писании. Даже Ветхий Завет приводит убедительные доказательства единосущности Богу Мессии, который должен прийти (Ис. 9:6; Иер. 23:6; Дан. 7:13; Мих. 5:2; Зах. 13:7—9; Мал. 3:1—9). Доказательства этого в Новом Завете еще более многочисленны. Хорошо известно, что Евангелие от Иоанна представляет Христа особенно возвышенно в таких местах, как Иоан. 1:1— 3,14,18, 25—27; 11:41—44; 20:28). Однако далеко не всеми признается, что описания Христа в других Евангелиях хорошо согласуются с описанием в Евангелии от Иоанна, хотя это, без сомнения, именно так. Отметим, в частности, следующие места: Матф. 5:17; 9:6; 11:6,27; 14:33; 16:16; 25:31; 28:18; Марк. 8:38 и многие другие. Аналогичным является описание Христа в посланиях Павла, в послании к Евреям (Рим. 1:7; 9:5; I Кор. 1:1—3; 2:8; II Кор. 5:10; Гал. 2:20; -4:4; Филип. 2:6; Кол. 2:9; I Тим. 3:16; Евр. 1:1—3,5,8; 4:14; 5:8) и других местах Библии.
2.Человеческая сущность Христа. В период раннего христианства человеческая сущность Христа многими ставилась под вопрос, хотя в настоящее время в этом практически никто не сомневается. В течение долгого времени было принято односторонне подчеркивать только божественную сущность Христа и очень мало воздавалось Его человеческой сущности; в настоящее время ситуация изменилась: возрастающая гуманизация всех сторон человеческой жизни все больше внимания уделяет Его человечности. Основной формой божественности Христа многие теперь считают Его абсолютное человеческое совершенство. В Библии имеются многочисленные подтверждения подлинной человечности Христа. Он часто называет Себя человеком и так же называют Его другие (Иоан. 8:40; Деян. 3:22; Рим. 5:15; I Кор. 15:21); является людям во плоти (Иоан. 1:14; Тим. 3:16; I Иоан. 4:2), имеет все, что определяет человека, — материальное тело и разумную душу (Матф. 26:26,28,38; Лук. 23:46; 24:39; Иоан. 11:33; Евр. 2:14). Он был подвержен обычным законам человеческого развития, имел человеческие потребности и испытывал человеческие страдания (Матф. 4:2; 8:24; 9:36; Марк. 3:5; Лук. 2:40,52; 22:44; Иоан. 4:6,7; 11:35; 12:27; 19:28, 30; Евр. 2:10,18; 5:7,8). Но следует отметить, что, хотя Христос имел все реальные человеческие качества, Он был безгрешен: Он не только не совершал греха, но и не мог грешить ввиду единения в нем божественной и человеческой сущностей. В настоящее время некоторые отрицают безгрешность Христа, но Библия ясно подчеркивает это (Лук. 1:35; Иоан. 8:46; 14:30; II Кор. 5:21; Евр. 4:15; 9:14; I Петр. 2:22; I Иоан. 3:5).
3.Единение божественной и человеческой сущностей во Христе. В настоящее время многие рассматривают Христа просто как человека, не признают наличия единения двух сущностей во Христе. Но если бы Христос не был и человеком, и Богом одновременно, Он не мог бы быть Посредником между нами и Богом. Он должен был принадлежать к роду человеческому, так как иначе Он не смог бы представлять грешников в Своей искупительной миссии. Было совершенно необходимо, чтобы Он приобрел человеческую сущность не только со всеми ее атрибутами, телом и душой, но также со всеми человеческими слабостями, которые ей стали присущи после грехопадения.
Только такой Посредник, который испытал на себе все радости и горести человека и поднялся выше всех соблазнов, мог с пониманием отнестись к различным человеческим проблемам (Евр. 2:17,18; 4:15—5:2) и остаться в то же время совершеннейшим примером для Своих последователей (Матф. 11:20; Марк. 10:39; Иоан. 13:13—15; Филип. 2:5—8; Евр. 12:2—4; I Петр. 2:21). В то же время Он должен был быть безгрешным человеком, так как иначе Он не мог бы быть искупителем чужих грехов (Евр. 7:26). Более того, было совершенно необходимо, чтобы Он был Богом, а Его жертва была бесконечной ценности и могла бы искупить гнев Божий, отвести от других проклятие закона и дать им воспользоваться результатами Его искупительной деятельности (Пс. 48:8—11; 129:3).
Единство личности Христа.
Хотя церковь поддерживала доктрину божественной и человеческой сущности Христа со времен Халкидонского собора, она в то же время настаивала на сосуществовании этих двух сущностей в одном человеке.
Доктрина о сосуществовании двух сущностей в одном человеке. Посредник — это одно лицо, и это лицо — Сын Бога. Явившись во плоти, Он не превратился в человека, а просто принял человеческую природу, которая не превратилась в независимую человеческую личность, а стала человеческой частью в Сыне Божием. Божественная личность, обладавшая божественностью изначально, приняла в Себя человеческую природу и в результате этого стала обладателем как божественной, так и человеческой сущностей. В результате Посредник стал не только Божеством, но и Богочеловеком, единой сущностью, обладающей всеми атрибутами божества и человека. И хотя Посредник имел одно самоосознание , оно включало в себя как божественную, так и человеческую сущность.
Библейские доказательства единения двух сущностей во Христе. Если бы Христос был двойственной личностью, мы бы могли найти хоть какое-либо подтверждение этому в Библии; но в ней нет ни единого намека на подобное. Имеется одна личность, в которой может проявляться как божественная, так и человеческая сущность (Иоан. 10:30; 17:5; сравните Матф. 27:46, Иоан. 19:28). В Христе нет никакого обмена между внутренними «Я» и «Ты» человеческой и божественной сущностей, как это имеет место между ипостасями Троицы (см. Иоан. 17:23). С одной стороны, человеческие качества и действия иногда приписываются личности, которая обозначена божественным титулом (Деян. 20:28; I Кор 2:8; Кол. 1:13,14). С другой стороны, божественные атрибуты и действия приписываются личности, которая обозначена человеческим титулом (Иоан. 3:13; 6:62; Рим. 9:5).
Проявление единения двух сущностей в одной личности. Поскольку божественная природа неизменна, она, естественно, не могла претерпеть изменений в процессе воплощения в человеческое тело. Имеется тройственное следствие объединения двух сущностей во Христе: (а) объединение качеств и свойств. Это значит, что после воплощения в человеческое тело свойства человеческой и божественной сущностей стали свойствами одной личности. Эта личность стала всемогущей, всеведущей, вездесущей и так далее; но в то же время она стала также мученической, ограниченной в своем знании, объектом человеческих желаний и страданий; (б) объединение в деятельности. Это значит, что искупительная деятельность Христа стала деятельностью неделимого личностного субъекта, результатом деятельности обеих Его натур, каждая из которых проявляется через собственную, присущую ей силу, и что результатом объединения стала новая неделимая сущность;
Объединение благодатей. Человеческая натура Христа была с самого начала наделена всеми человеческими достоинствами, разделила благодать и славу объединения с божественной личностью и даже стала объектом молитвы и поклонения. Более того, она стала обладать дарами Духа Святого, особенно разума, воли и власти, с помощью’ которых была вознесена выше других разумных творений.
Некоторые наиболее существенные ошибки в доктрине о Христе.
Отрицание реальности божественной сущности Христа. В период раннего христианства существование божественной природы Христа отрицалось евионитами (в другой транскрипции — эбионитами). Потом это отрицание разделялось социнианцами времен Реформации, унитариями, а также современными либеральными теологами.
Отрицание реальности человеческой сущности Христа: Гностики второго века отрицали реальность человеческой сущности Христа. Некоторые считали, что у Христа было только утонченное, эфирное тело, а другие пытались установить различие между Иисусом-человеком и божественным Христом, которые, по мнению гностиков, были связаны между собой только временно. Савеллиане в четвертом веке считали Христа только внешней формой, в которой Бог явил Себя.
Отрицание единства божественной и человеческой сущности Христа: Арианцы считали, что Христос был сотворен Богом и представляет собой не человека, но и не Бога, а полубога, тогда как Аполлинарий, который рассматривал человека как существо, состоящее из трех частей, а именно тела, души и духа, утверждал, что человеческая природа Христа состояла только из тела и души, тогда как божественная природа заняла место духа.
Отрицание единства личности Христа: Несторианцы отрицали единство двух сущностей в Христе и разделяли их настолько резко, что эти сущности по сути превращались в две реальные личности, действующие нравственно согласованно.
Отрицание божественной и человеческой сущности Христа: Евтихианцы являли собой противоположную крайность при рассмотрении божественной и человеческой сущности Христа, объединяя их в некую третью сущность, которая не являлась ни человеческой, ни божественной. Иногда это представлялось таким образом, будто вся человеческая сущность была поглощена божественной. Лютеранская точка зрения на сущность Христа в некоторой степени сходна с евтихианской.
Луис Беркхоф. Христианская доктрина.Учебник / Пер. с англ. Э.И. Волмянского, О.А. Волмянской. — Минск: Вышэйшая школа, 1995. — 295 с.