Конгресс США обсуждает причины и последствия американского упадка.
Дмитрий Семушин
Проблема изменения глобальной роли США из обсуждаемой кулуарно в Конгрессе становится вполне актуальной темой для открытого обсуждения американских законодателей. В конце октября 2018 года Исследовательская служба Конгресса обеспечила американских законодателей пространным экспертно-аналитическим материалом под названием «Роль США в мире. Предыстория и проблемы для Конгресса». Материал в приложении обеспечен обширной библиографией проблемы.
В американском Конгрессе полагают, что после примерно 70 лет стабильного американского лидерства, общий характер, цели и направления участия США в международных делах и их общие отношения с остальным миром претерпевают изменения. Исследователи, обеспечившие конгрессменов материалом, полагают, что изменение роли США в мире могут иметь значительные последствия для «безопасности, свободы и процветания» страны. Это может существенно повлиять на политику США в таких областях, как отношения с союзниками и другими странами, на планы и программы обороны, торговлю и международные финансы, иностранную помощь и права человека.
После окончания Второй мировой войны США выступали в качестве глобального лидера и имели значительное участие в международных делах. Ключевым элементом лидерской роли США стала военная защита и политическое продвижение либерального международного порядка. В связи с этим, США получили разные определения, вроде таких, как: мировой лидер, лидер свободного мира, сверхдержава, незаменимая сила, системный администратор, мировой полицейский или мировой гегемон.
Составной частью официальной политики США было и остается сопротивление авторитарным и нелиберальным формам правления, а конкретно — появлению региональных гегемонов в Евразии или разделу мира на сферы влияния. Противодействие появлению региональных гегемонов в Евразии — это геополитическая цель и грандиозная стратегия США. По определению, региональный гегемон в Евразии представляет собой концентрацию могущества достаточно большого для того, чтобы угрожать жизненно важным интересам США.
Одним из основных аспектов возникающей дискуссии является вопрос о том, должны ли Соединенные Штаты продолжать играть активную международную роль, которую они играли в течение последних 70 лет, или вместо этого принять более сдержанное участие, которое уменьшит влияние США в мировых делах. Общей проблемой для Конгресса США остается, как реагировать на текущие события, касающиеся роли США в мире.
Вот потенциальные ключевые вопросы для Конгресса:
— изменяется ли роль США. Если да, то каким образом?
— должна ли изменяться роль США?
— является ли какое-либо изменение роли США неизбежным?
— как другие страны реагируют на изменяющуюся роль США?
— повлияет ли измененная роль США на мировой порядок?
— будут ли изменения в роли США обратимыми, и если да, то в какой степени?
Одной из ключевых функций США в мире после Второй мировой войны является защита и продвижение либерального международного порядка. Критики либерального международного порядка утверждают, что это прежде всего конструкция, служащая интересам США и поощряющая господство или гегемонию США. Некоторые критики полагают, что либеральный международный порядок скорее миф, чем реальность.
В этой связи признается, что возглавляемый США либеральный международный порядок, как и другие международные порядки, которые предшествовали ему, является:
— неполным по географическому охвату;
— подверженным эволюции и изменениям с течением времени;
— подверженным сопротивлению со стороны некоторых государственных и негосударственных субъектов;
— подверженным различным кризисам и вызовам.
Многие эксперты утверждают, что Соединенные Штаты при администрации Трампа добровольно отступают или отказываются от глобальной позиции Соединенных Штатов в пользу более сдержанной, менее вовлеченной и односторонней внешней политики США.
Некоторые наблюдатели попытались определить унифицирующие характеристики этой внешней политики Трампа, назвав ее «доктриной Трампа». Вот ее составные части.
Президент Трамп и его администрация:
— более скептически относятся к ценности союзников США, особенно в Европе;
— меньше поддерживают региональные или многосторонние торговые соглашения и Всемирную торговую организацию (ВТО), больше полагаясь на протекционистские меры и на переговоры, направленные на достижение новых двусторонних торговых соглашений, выгодных американцам;
— сокращают и становятся более избирательными или даже безразличными к усилиям за рубежом по защите и поощрению свободы, демократии и прав человека в качестве универсальных ценностей;
— меньше полагаются на мягкую силу и в большей степени опираются на жесткую силу, особенно военную.
Другие наблюдатели видят меньше изменений в роли США в мире под управлением Трампа. Они утверждают, что, хотя заявления президента Трампа иногда предполагают или подразумевают масштабное изменение роли США, действия, предпринятые администрацией, фактически отражают меньшее количество изменений и большую преемственность с ролью США за последние 70 лет.
В этой связи отмечается, что действия администрации Трампа направлены на улучшение военного потенциала США в Европе для сдерживания России. Действия США направлены на то, чтобы побудить союзников НАТО больше тратить на оборону. Администрация Трампа ввела дополнительные санкции против России в ответ на ее действия. Эта политика может рассматриваться как изменение от менее конфронтационной политики, проводимой во время администрации Обамы, к тому, что несколько напоминает политику США в отношение противостояния с Советским Союзом во время «холодной войны».
Администрация Трампа проводит новую более конфронтационную политику и в отношение Китая. Администрация составила план увеличить финансирование для программы внешней помощи США, чтобы конкурировать с Китаем за влияние в Африке, Азии и Северной и Южной Америке.
Действия США в области международной торговли, по мнению некоторых наблюдателей, призваны обеспечить более устойчивую свободную торговлю в долгосрочной перспективе.
Другие наблюдатели утверждают, что переход к более сдержанной роли США в мире, возможно, начался еще раньше, при администрации Джорджа У. Буша (младшего). Более сдержанная роль США в мире под управлением Трампа может представлять собой не столько сдвиг в роли США, сколько продолжение или углубление изменений, которые начались при предыдущих администрациях США. В конце концов, не Трамп, а Обама впервые призвал страну перейти от активности за рубежом к национальному строительству внутри страны. Но дальше Обама расширил НАТО, вмешался в Ливии, наложил санкции на Россию и председательствовал на переговорах по Транс-Тихоокеанскому партнерству (TTP). Собственно, сам президент Обама был менее враждебен к союзникам, чем Трамп, но даже он жаловался на «свободных гонщиков» в их рядах.
Но все равно остается фактом, что Джордж У. Буш победил в 2000 году на выборах, обещав сократить глобальное участие Соединенных Штатов. В 2008 году Обама выиграл выборы, пообещав навсегда выйти из внешних конфликтов. В 2016 году республиканские «интернационалисты» Джеб Буш и Марко Рубио проиграли на праймериз Трампу. Хиллари Клинтон на демократических праймериз изо всех сил пыталась сдержать прогрессивного изоляциониста Берни Сандерса.
Другие эксперты полагают, что степень изменения роли США в мире в настоящее время трудно оценить. Просто нужно наблюдать за процессом дальше, чтобы понять происходящее. Дефицит федерального бюджета США и долг США могут сами по себе привести к ограничениям финансирования для проведения внешней политики США, политики национальной безопасности и поддержания международного и внутреннего общественного мнения по вопросам, касающимся внешней политики США.