Провидение – Божьи действия по управлению Своим творением.
Джеймс Пакер.
«В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа.» Прит. 16:33
«Дело Божьего провидения заключается в святой, мудрой и могущественной охране и в управлении всем Его творением и всеми его действиями» (Краткий Вестминстерский катехизис, вопрос 11).
Если акт творения был уникальным проявлением божественной силы, вызвавшей мир к бытию, то провидение является непрерывным проявлением той же силы, при посредстве которой Создатель, согласно Своей воле, а) хранит всех Своих тварей, б) участвует во всех событиях и в) направляет течение жизни до предопределенного конца. Провидение можно сравнить только с «ручной» системой управления, осмысленным, сознательным и личным руководством: Бог печется обо всех Своих созданиях. Руки Его бывает не видно, но владычество Его абсолютно.
Некоторые ограничивают Божье провидение рамками предведения без контроля, или попечения без вмешательства, или общего надзора без детального разбора, однако свидетельства в пользу вышеприведенного определения Божьего провидения все же преобладают.
Библия ясно говорит о том, что Божий промысел проявляется в обладании и управлении 1) вселенной в целом, Пс. 102:19; Дан. 4:35; Еф. 1:11; 2) всей природой, Иов. 37; Пс. 103:14; 134:6; Мф. 5:45; 3) животным миром, Пс. 103:21, 28; Мф. 6:26; 10:29; 4) делами народов, Иов. 12:23; Пс. 21:28; 66:7; Деян. 17:26; 5) рождением и судьбой каждого человека, 1 Цар. 16:1; Пс. 138:16; Ис. 45:5; Гал. 1:15–16; 6) условиями существования каждого, Пс. 74:7, 8; Лк. 1:52; 7) вещами внешне случайными или незначительными, Прит. 16:33; Мф. 10:30; 8) в покровительстве праведных, Пс. 4:9; 5:13; 62:9; 120:3; Рим. 8:28; 9) в удовлетворении нужд народа Божьего, Быт. 22:8, 14; Втор. 8:3; Флп. 4:19; 10) в ответах на молитву, 1 Цар. 1:19; Ис. 20:5, 6; 2 Пар. 33:13; Пс. 64:3; Мф. 7:7; Лк. 18:7, 8; а также 11) в обличении и наказании нечестивых, Пс. 7:13–14; 10:6. (Л. Беркхоф, Систематическое богословие, 4-е изд.)
Для ясного понимания того, как непрерывное попечение Бога обо всех Своих делах обнаруживает себя в сохранении вселенной и течении жизни, а также в направлении сердца и поведения разумных творений, требуется сделать ряд дополнительных заявлений такого свойства: человек ли начинает действовать, происходят ли под влиянием природных сил и стихий некие события, сатана ли показывает свое истинное лицо, все равно Бог обладает и управляет всем. Такова главная мысль Книги Есфирь, в которой имя Божье не упоминается ни разу. И еще: поступки человека противоречат Божьей воле, и все же воля Его всегда исполняется (Еф. 1:11). И еще: люди строят дурные планы, а господствующий Бог обращает их зло в добро (Быт. 50:20; Деян. 2:23). И еще: люди, подвластные Богу, грешат, однако Бог не является родителем зла (Иак. 1:13–17); отнюдь, Он — его Судия.
Сущность Божьего «пересекающегося» или «сливающегося» попечения обо всех Своих делах в мире, когда (без насилия над природой вещей, течением физических процессов и свободной волей человека) Бог направляет все события в соответствии со Своей волей, остается таинственной для нас, однако последовательное библейское учение о Божьем попечении именно таково, как указано выше.
О зле (нравственном и духовном извращении, утрате добра, физических болезнях и дисгармонии вселенной) можно сказать в заключение следующее: Бог допускает зло (Деян. 14:16); Он употребляет зло для наказания зла (Пс. 80:12–13; Рим. 1:26–32); обращает зло в добро (Быт. 50:20; Деян. 2:23; 4:27–28; 13:27; 1 Кор. 2:7–8); использует зло, испытывая и наставляя тех, кого любит (Мф. 4:1–11; Евр. 12:4–14); и в один прекрасный день окончательно избавит Свой народ от власти и присутствия зла (Отк. 21:27; 22:14–15).
Доктрина о Божьем провидении убеждает христиан в том, что они никогда не бывают во власти слепых сил (судьбы, случая, везения, рока); все, что происходит с ними, предусмотрено Богом, и всякое новое событие есть призыв к доверию, послушанию и радости от сознания того, что все это содействует их духовному и вечному благу (Рим. 8:28).
Джеймс Пакер, «Основы богословия». Издательство Швндал, Санкт-Петербург, 116стр., 2001г.