Бог Есть
Самый важный факт во вселенной заключается в том, что Бог существует. Христиане верят в Бога! Нельзя верить Библии, не веря в Бога. Можно сказать, что Он главное действующее лицо книги. Библия начинается с Него: «В начале Бог сотворил…». Затем в ней рассказывается о Нём или, по крайней мере, о Его отношениях с человечеством. Верить Библии — значит верить в Бога.
Кто этот Бог? Как Он выглядит? Более пятидесяти лет назад некоторые теологи объявили о «смерти Бога». По поводу этого события журнал ТАЙМ на своей обложке поместил три слова: «Мёртв ли Бог?» (ТАЙМ 87, 8 апреля 1966, с. 83). Статья приводила мнения многих относительно Бога:
«Для тех, кто пытается описать Бога, Он может быть всем от небесного газа до невидимого почётного президента «там», в космосе, далеко за пределами досягаемости астронавтов. Один молодой вашингтонский учёный предположил, что «Бог, возможно даже, водород и углерод…». Для уличной проститутки в Тель-Авиве: «Бог однажды вытащит меня из этой грязи. Он — Бог милостивый, одетый во всё белое и восседающий на золотом троне». Голландская уборщица говорит: «Бог — это дух, витающий в космосе». Киносценарист Эдвард Анхолт (фильм «Бекет») говорит, что «Бог — это детская фантазия, которая была необходима, когда люди не понимали, что такое молния…». Дворник из Греции считает, что Бог «подобен яркому пламени, такому белому, что может ослепить тебя». «Бог — это всё то, что я не могу понять», — говорит римский семинарист. Бостонский учёный описывает Бога как «абсолютную гармонию во вселенной». Драматург Алфред размышляет: «Это голос, говорящий: ‘Это недостаточно хорошо’, — вот что такое Бог»».
Основные понятия и категории, связанные идеей Бога.
Философы и богословы попытались классифицировать различные представления человека о Боге, дав им следующие наименования:
- Монотеизм — вера в одного Бога, исключающая всех остальных богов. Христиане, иудеи и мусульмане — монотеисты.
- Генотеизм — вера в одного Бога, не исключающая возможность существования других богов.
- Политеизм — многобожие.
- Пантеизм — вера в то, что всё является частью Бога, и что Бог находится во всём.
- Деизм — вера в то, что Бог создал мир, после чего полностью отстранился от него. [Идея, что Бог не является частью вселенной и обособлен от неё, выражается термином «трансцендентность». Идея, что Бог причастен к физической вселенной и каким-то образом остаётся внутри неё, передаётся термином «имманентность». Библия учит, что Бог одновременно трансцендентен (отделён от Своего творения) и имманентен (находится внутри Своего творения). Деисты упирают на трансцендентность Бога, отвергая Его имманентность].
- Дуализм — вера в то, что добро и зло существуют как две равнозначные противоположные силы во вселенной.
- Атеизм — отрицание существования Бога; убеждённость в том, что Бога нет.
- Агностицизм — убеждение, что человек не может знать, есть Бог или нет.
- Материализм — вера в то, что существует только материальная вселенная.
Какова истина о Боге? Что говорит Библия? Давайте отметим некоторые характеристики Бога и их значение для христиан сегодня.
Бог есть
Бог существует. Существование Бога — это аксиома, основа для веры во всё остальное. Библия, естественно, не доказывает существование Бога. Она считает Его существование само собой разумеющимся, так как начинается с Бога (Быт. 1:1). Тем не менее, в Библии указывается, что имеются свидетельства Его существования и Его славы. Псалмопевец сказал, что небеса проповедуют славу Божию (Пс. 18:2). Павел сказал, что Бог «не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные» (Деян. 14:17). Павел также сказал, что само творение свидетельствует о существовании Бога, так что тем, кто отрицает Его существование, «нет… извинения» (Рим. 1:18–25; Российское Библейское Общество). Более того, Библия заявляет, что истина о существовании Бога настолько очевидна, что утверждающий, что «нет Бога», — безумец (Пс. 13:1).
Сам факт существования Бога должен побудить нас стараться вести такой образ жизни, какой был бы угоден Ему. Проблема в том, что многие из заявляющих о своей вере живут так, словно Бога нет! Они атеисты — не в теории, но на практике. Вера таких людей тщетна (Иак. 2:20; см. также Тит. 1:16).
Бог — Дух
Иисус сказал: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Он имел в виду, что Бог — это не плоть и кровь. Так как Бог это духовное существо, Его нельзя увидеть физическим зрением (Ин. 1:18; 6:46; 1 Тим. 1:17). [Так как Бог есть невидимый дух, то те, кто «видел» Бога (как в Исх. 24:11), видели проявления Бога, а не Бога в Его настоящем виде]. Какого цвета Бог? Какого Он роста? Старик ли Он с седыми волосами и длинной бородой? На каком языке Он говорит? Ни на один из этих вопросов нет ответа. Невозможно изобразить Бога так, как мы изображаем людей, поскольку Бог не физическое, а духовное существо.
Бог повсюду; он вездесущ.
Писания учат о вездесущности Бога. Псалмопевец спросил: «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?» Он пришёл к выводу, что, куда бы он ни пошёл, Бог непременно будет там (Пс. 138:7–10). Павел сказал, что Бог «недалеко от каждого из нас; ибо мы Им живём, и движемся, и существуем» (Деян. 17:27, 28; см. также Иер. 23:23, 24).
Иногда люди думают, что могут скрыться от Бога. Они рассуждают: «Я в другом городе — мои друзья не рядом, и нет поблизости никого из членов церкви, — поэтому я могу делать всё, что захочу. Никто не узнает». Ошибочность такого рассуждения в том, что даже если и нет рядом никого другого, то Бог есть! Мы никуда не можем от Него деться!
Бог всемогущ; он всесилен.
Иисус сказал: «Богу же всё возможно» (Мф. 19:26; см. также Лк. 1:37; Еф. 3:20; Иер. 32:17; Мф. 3:9). Бог не только повсюду, Он и сделать может всё. [Библия показывает, что есть вещи, которые Бог не может делать. Например, «Бог не искушается злом» (Иак. 1:13) и «невозможно Богу солгать» (Евр. 6:18). Чтобы привести такие отрывки в соответствие с тем, что Бог может всё, мы должны признать, что (1) Бог может всё, что Он захочет сделать, и (2) Он может всё, что согласуется с Его природой. Так как Бог свят и благ, Он не захочет лгать, и ложь не согласуется с Его природой]. Бог — «Вседержитель» (2 Кор. 6:18; Отк. 1:8), что означает, что Ему принадлежит вся сила и вся власть.
Когда мы испытываем искушение проигнорировать Его предписания, отвернуться от Его заповедей или решить, что нам не нужно повиноваться Ему, нам необходимо вспомнить о том, что Бог всемогущ. Тот, Кто создал вселенную, конечно же, обладает силой наказать тех, кто пренебрегает Его властью.
Бог всезнающ; он всеведущ.
Бог — «Совершеннейший в знании» (Иов. 37:16), и Он «знает всё» (1 Ин. 3:20). В Евр. 4:13 сказано: «И нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто перед очами Его; Ему дадим отчёт». (См. также Ис. 46:9, 10; Мф. 6:8; 10:30; Пс.138). Иисус, когда жил на земле, являл Собой пример Божьего знания в том, что знал, что в человеке (Ин. 2:25). На самом деле Иисус часто проявлял чудесное знание.
Мы можем скрыть то, что мы делаем, от других людей, но мы не можем ничего скрыть от Бога. Он знает, что мы делаем, и Он приведёт на суд все наши дела, включая «всё тайное» (Еккл. 12:14)!
Бог благ
Мысль о благости Бога выражена различными способами. Библия говорит:
«Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8).
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3:16).
«В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4:10).
«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак. 1:17).
Неудивительно, что Павел воскликнул: «Итак, видишь благость… Божию» (Рим. 11:22). Иисус заявил: «Никто не благ, как только один Бог» (Лк. 18:19). Благость Божья проявляется в том, что Он «человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый» (Исх. 34:6; см. также Пс. 99:5; 105:1; 106:1; 33:9).
Как нам следует реагировать на Божью благость? Так как Он дух, мы не можем думать о Нём физическими категориями и представлять Его в человеческой форме. Так как Он всемогущ, мы не должны думать, что можем не повиноваться Ему, не отвечая за последствия. Так как Он всезнающ, нам следует понимать, что мы ничего не можем сделать без Его ведома. Так как Он благ, мы должны преклониться перед Ним с хвалой, благодарением и почитанием. Нам следует идти за Ним и повиноваться Ему с радостью!
Бог свят
Бог всесвят; Он абсолютно свят! Он сказал: «Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш» (Лев. 19:2; см. 1 Пет. 1:15, 16). Бог назван «Святым Израилевым» (Пс. 70:22; 77:41; 88:19; Ис. 1:4). Пророку Исаии было видение Бога в храме; его реакцией было: «Свят, свят, свят Господь Саваоф» (Ис. 6:3). Псалмопевец воскликнул: «свят Господь, Бог наш» (Пс. 98:9).
Так как Бог благ, любит нас и милосерден к нам, то Он не может дать нам всё, чего желает наша плоть; не может Он не замечать и наших грехов, ибо Он свят абсолютно! Хотя наш Бог — Бог любящий, давайте также помнить о том, что Он свят!
Бог справедлив.
Моисей сказал о Господе: «все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды в Нём; Он праведен и истинен» (Втор. 32:4). Исаия написал: «Не Я ли, Господь? И нет иного Бога, кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет, кроме Меня» (Ис. 45:21). «Праведный» и «справедливый» — это перевод одного и того же еврейского слова в Ветхом Завете (цадик) и греческого слова (дикайос) в Новом Завете. Поэтому если сказано, что Бог «праведный», то это следует также понимать, как Бог «справедливый».
«Так как Бог праведен (или справедлив), необходимо, чтобы Он относился к людям так, как они того заслуживают. Таким образом, необходимо, чтобы Бог наказывал грех, ибо он не заслуживает награды; грех — это зло и заслуживает наказания» (Уэйн Грудем).
Тот факт, что Бог праведен, является для нас заверением, что даже если иногда кажется, что зло побеждает, в конечном итоге Бог позаботится о том, чтобы добро было вознаграждено, а зло наказано.
Бог суров и гневен.
Библия учит не только тому, что благой Бог любит нас, но ещё и тому, что Бог строг, что Он может гневаться и ревновать. «Итак, видишь… строгость Божию» (Рим. 11:22). Бог Сам о Себе говорил, что Он «Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня» (Исх. 20:5). Поэтому в Новом Завете и сказано: «Страшно впасть в руки Бога живого» (Евр. 10:31).
Иногда мы можем удивляться: «Как может благой и любящий Бог осудить людей на вечные муки?» Мы грешники, но и то не относимся так даже к своим врагам.
Мы никогда не должны забывать о природе Бога. Бог не только благой и любящий, Он ещё святой и праведный. Будучи святым, Он не может терпеть зло. Будучи праведным правителем вселенной, Он должен наказывать зло. Поэтому Он ещё и Бог гнева, который должен и будет уничтожать зло и творящих зло.
В человеческих отношениях не увидишь никакой аналогии Божьему гневу. Можем ли мы сравнить Божий гнев с наказанием своих детей? И Бог наказывает Своих детей (Евр. 12:3–11), но это Его наказание не то же самое, что Его гнев. Божий гнев — это то, что постигает людей, когда они демонстрируют непокорность и при этом не желают каяться. Можно ли Божий гнев сравнить с наказанием, предназначенным для самого страшного злодеяния: убийства? Самое суровое наказание убийце, какое может присудить человеческий закон, — это смерть. Он согрешил против общества, и общество имеет право посадить его в тюрьму или лишить его жизни: смерть за смерть. Но грешник согрешил против всемогущего и вечного Бога, и поэтому он заслуживает вечного наказания в вечном аду!
Бог последователен.
Бог един (Втор. 6:4). Он от века и до века (Пс. 40:14; 89:2); у Него «нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17). Подобно Иисусу Христу, Он «вчера, и сегодня, и вовеки Тот же» (Евр. 13:8). Он «Альфа и Омега, начало и конец» (Отк. 1:8). Бог не меняется (Мал. 3:6; см. также Пс. 101:26–28).
Поэтому тому, кто полагает, что Бог не накажет его за его грехи, следует почитать о том, что Бог сделал в прошлом и что обещал сделать в будущем. Израилю не было позволено оставаться в грехах; Божье терпение, в конце концов, иссякло, и Израиль был уничтожен. Так как Бог всегда один и тот же, мы можем быть уверены в том, что и наши грехи Он не будет попускать вечно. Если мы будем пребывать в нераскаянном состоянии, то Божье терпение, в конце концов, иссякнет, и мы будем уничтожены.
Заключение
Во что вы верите относительно Бога? Может быть, вы думаете: «Я просто не понимаю, что представляет Собой Бог». Если это так, то в этом вы не одиноки. Никто из людей не может полностью понять Бога. Однако вам необязательно знать о Нём всё, чтобы повиноваться Ему и спастись. Я не могу объяснить, как сигнал передаётся на телевизор, но я, тем не менее, могу включить телевизор и иметь результат. Я не представляю, как действует рентген, но это не означает, что я откажусь пройти его, если доктор мне назначит. Люди давно удивляются, «как может черная корова есть зелёную траву и давать белое молоко». У меня нет ответа, но я пью молоко. Не могу я и объяснить, как из чёрного семечка, посаженного в землю, вырастает арбуз с зелёной коркой, красной мякотью и сотнями маленьких чёрных семечек — но я люблю есть арбуз. Людям не нужно понимать, как устроена та или иная вещь, чтобы пользоваться ею.
Вам необязательно знать о Боге всё. Однако вам нужно признать, что есть Бог, который любит вас и хочет, чтобы вы спаслись (2 Пет. 3:9), но который ненавидит ваши грехи и однажды призовёт вас ответить за них. Более того, Он позаботился о том, чтобы вы получили прощение за свои грехи, послав Христа умереть за вас, — и Он сказал вам, что вы должны сделать, чтобы получить это прощение.
Недостаточно просто знать эти факты. Вы должны уверовать в Бога и принять то, что говорит о Нём Библия (Евр. 11:6); затем, для того чтобы спастись, вы должны на основании этой веры совершить действие, повиновавшись Его заповедям.