Сегодня общество может позволить себе содержать недорослей.
Катерина Поливанова, директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.
У новых поколений вступление во взрослую жизнь действительно отодвигается, хотя и не так катастрофически, как представляется со стороны: задержка на пару лет.
Впервые о феномене заговорили еще в 1980-х, когда появился термин «кидалты» от (английского kidalt – невзрослый человек, ребенок) — так обозначали взрослых людей, которые не хотели связывать себя какой бы то ни было ответственностью. Затем, уже в 2000 году, нашумела статья американского психолога Джеффри Арнетта, он ввел понятие emerging adulthood, или возникающая взрослость. Ссылаясь на исследования молодых людей в возрасте от 19 до 25 лет и старше, Арнетт доказывал, что те самые маркеры взрослости, которые привычны для нас (то есть вступление в брак, появление первого ребенка, отдельное от родителей проживание и регулярная карьера), действительно сдвигаются на более поздний срок. Сейчас есть уже огромное число публикаций на эту тему и у нас, и на Западе. Одним словом, в научном дискурсе тема присутствует, и давно.
В чем причины феномена? Здесь можно подставлять что угодно, от влияния соцсетей до обыкновенной избалованности, — любое подойдет и не подойдет одновременно. А все дело в том, что есть одно основное объяснение, и это было многократно доказано: чем богаче общество, тем больше вероятность появления кидалтов. Или, допустим, чем более продвинутым является тот или иной общественный слой, тем дальше отодвигается взросление молодежи, относящейся к нему. Она просто может позволить себе такую жизнь — вот и весь секрет! Все прочие причины — это лишь производные…
Чем богаче общество, тем больше вероятность появления кидалтов.
Судите сами: в 30-е, 40-е, 50-е, что у нас, что, скажем, в США, человеку нужно было быстро вставать на ноги и работать с утра до ночи, если не ради себя, то хотя бы ради семьи, детей. Сравните с сегодняшним днем, когда можно взять кредит на жилье, когда можно сначала поучиться в одном месте, затем в другом и при этом не умереть с голоду. Перед молодыми людьми сейчас целый веер возможностей, поэтому им не нужно принимать окончательных решений, как раньше. Иначе говоря, то или иное решение не определяет вашу жизнь до последнего вздоха, захочешь — переиграешь.
Нынешние миллениалы спокойно относятся к жизни с родителями, у них нет мечты разбогатеть, купить дом или побыстрее завести ребенка… Это не значит, что они бедны, сегодняшняя молодежь вполне успешна профессионально. Но если вдруг понадобится, работу можно сменить на учебу, почему бы нет? Прибавьте к этому рост продолжительности жизни, и вот вам образ этих самых питеров пэнов. Поэтому, кстати, я не верю, что в позднем взрослении виноваты исключительно соцсети. По сути, они не привнесли ничего кардинально нового: просто раньше подростки общались на улице, а теперь в Facebook или «ВКонтакте». Новых потребностей не создано, лишь по-новому удовлетворены старые.
брифинг
Алексей Рощин, социальный психолог (МГУ)
Разговоры о том, чтобы продлить «время взросления», в сферах социологии, социальной психологии и демографии идут уже очень давно: это объясняется не только усложненностью знаний, необходимых для того, чтобы войти во взрослое общество, но также и ростом продолжительности жизни. Уверен, что цифру «24» можно считать довольно условной… Это скорее чисто социальное ограничение — знак того, что наука разрешает людям дольше овладевать определенными навыками, продлевая детство.
Источник: «Московский комсомолец»
Анатолий Козлов, завкафедрой социологии молодежи и молодежной политики факультета социологии СПбГУ
Это городское поколение более прагматичное. Им важен комфорт. Они не хотят кардинально менять жизнь и будут подстраиваться под этот мир. А он, как мы знаем, не собирается «прогибаться» под них. Это новая инфантильность, которая характеризуется отстраненностью от ответственности и включенности в разнообразные отношения в социуме… Еще одна тенденция — молодежь все больше не хочет работать. Во Франции почти треть после окончания школы до 30 с лишним лет нигде никогда не работали.
Источник: «АиФ» (Санкт-Петербург)
Алексей Кортнев, музыкант
— Вы помните момент, когда почувствовали себя взрослым человеком?
— Очень рано, когда у меня родился первый ребенок… Я тогда почувствовал себя взрослым человеком, потому что на мне было уже очень много ответственности — и семейной, и отцовской, к которой я, к сожалению, был готов гораздо меньше, чем к ответственности за коллег. Мне кажется, что взрослость — это ответственность. Это то количество связей, которое у тебя есть в окружении.
Источник: «Православие и мир»
Материал подготовил Кирилл Журенков.
Журнал «Огонёк» №4 от 05.02.2018, стр. 4.