«Индекс счастья» как степень удовлетворенности жизнью.
Елена Мотренко
В среду, 20 марта, отмечается Международный день счастья. Еще в 2012 году Королевство Бутан решило вынести вопрос счастья на мировой уровень. Все страны — члены ООН как одна поддержали предложение и учредили праздник резолюцией Генеральной Ассамблеи. В некоторых странах вопрос счастья решается на самом высоком уровне: учреждаются министерства, определяется индекс. О том, из чего состоит «индекс счастья» и стоит ли доверять рейтингам, читайте в материале «Известий».
Национальная идея
Бутан не зря призвал обратить внимание на удовлетворение людей своей жизнью. Ведь счастье народа, предполагают в королевстве, — важнейший фактор развития страны. Поэтому в Бутане отказались от показателей ВВП, которые, по мнению руководства страны, хоть и отражают рост экономики, но полностью не отвечают нуждам людей, и ввели свою модель валового национального счастья.
Этот показатель, по сути, учитывает, какой ценой дается стране рост экономики — что происходит в это время в социальной сфере, здравоохранении, экологии и, в конце концов, приносит ли эта деятельность радость отдельно взятому жителю королевства. Так что вопрос: «Счастливы ли Вы?» во время переписи населения здесь никого не смущает.
Интересно, что свою идею посол королевства при ООН продвигал месяцев 10, и многие отнеслись к идее скептически. Тем не менее в некоторых странах учредили даже свои министерства счастья. Подобное ведомство есть в самом Бутане, Объединенных Арабских Эмиратах, отдельно взятом штате Индии — Мадхья-Прадеш, Эквадоре, Венесуэле… Правда, насколько счастливы жители в той же Венесуэле — вопрос спорный, если взглянуть на ленты новостей.
Кстати, в Дубае придумали с помощью «умных» камер отслеживать радость на лицах посетителей центров обслуживания клиентов управления по дорогам и транспорту. Камера будет сравнивать выражение лица клиента до и после посещения учреждения, которое выдает права и регистрирует транспорт. Если вдруг нерадостен посетитель — «звоночек» сотрудникам, нужно что-то менять в работе.
Увы, мы пока до таких технологий не доросли. Но какие наши годы! Периодически и у нас говорят о счастье на высшем уровне. Недавно на встрече с женщинами — участницами конкурса «Лидеры России» спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что государственные решения нужно оценивать именно с точки зрения счастья людей. К слову, Валентина Ивановна не первый раз поднимает эту тему — уж очень ей нравится работа министерства счастья в ОАЭ.
«На самом деле, нам надо стремиться к тому, чтобы мы замеряли каждый год, насколько люди стали более счастливы в результате наших действий и решений, — цитирует политика «Интерфакс». — Это то, что делают Арабские Эмираты. Ведь у них любое решение, которое готовит правительство, проходит экспертизу этого министерства на предмет того, будет ли лучше людям от этого. Если этого не случится, эти законы и решения ветируются».
Впрочем, Валентина Матвиенко уточняет: о «министерстве счастья» говорит образно, но «тему надо развивать».
«Думаю, министерство счастья нам не надо, — говорит в интервью «Известиям» профессор кафедры экономической социологии ВШЭ Ольга Кузина. — Но как бывает: как улучшить статистику? Поменять ее расчет. Все «индексы счастья» зависят о того, какие показатели взять. Поменяйте веса, поменяйте список показателей — и впереди будут другие страны. Это новая тема, многие придумывают разные варианты. Какие из них окажутся более жизнеспособными, покажет время».
Радость в цифрах
В 2006 году британский исследовательский Фонд экономики (New Economics Foundation, NEF) взялся высчитывать Международный индекс счастья (Happy Planet Index). Интересно, что показатели ВВП принципиально не брались во внимание: не в деньгах, как говорится, в конечном итоге счастье. Смотрели на три показателя: субъективная удовлетворенность людей жизнью, ожидаемая продолжительность жизни и «экологический след» — в какой степени человек воздействует на окружающую среду.
Счастье высчитывали по следующей формуле: данные по количеству довольных жизнью людей умножали на ожидаемую продолжительность жизни, а затем умножали на неравенство двух первых показателей. Полученный результат делили на «экологический след». Главная цель — показать, насколько эффективно жители в разных странах используют природные ресурсы для долгой и счастливой жизни.
Последняя версия такого «индекса счастья» выходила в 2016 году, где первое место присудили Коста-Рике, да и в целом на вершине таблицы оказались государства, где солнце, пальмы, океан… И разве можно быть несчастными? Россия в этом рейтинге расположилась на 116-м месте, а завершал парад стран Чад (140-я строчка).
Параллельно с «индексом счастья» в 2012 году в рамках программы «Сеть решений устойчивого развития» при ООН (UN Sustainable Development Solutions Network) появился «Всемирный доклад о счастье» (World Happiness Report) на основе результатов опросов Института Гэллапа.
Итак, по последним данным на 2018 год, десятка «счастливейших» стран выглядит как турнирная таблица по хоккею — здесь и финны (у них «золото»), и канадцы, и шведы со швейцарцами, и норвежцы. Россияне затерялись на 59-й строчке (и это падение за год на 10 пунктов), между Северным Кипром и Казахстаном. США — 18-е, Франция на 23-м месте, Германия повыше — 15-я строчка. Та же Коста-Рика, где зашкаливал другой «индекс счастья», в этом докладе лишь на 13-м месте.
Всего в рейтинг вошло 156 стран, и за последнее время лидеры лишь менялись местами, но суть оставалась прежней.
Авторы исследования не стали пренебрегать экономическими показателями и постарались учесть многое: ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни, социальную поддержку, свободу жизненного выбора, щедрость (милосердие) и доверие (уровень коррупции).
«То, что удовлетворенность качеством жизни высока в мирных странах с высоким уровнем социальных гарантий и жизненной философией, нацеленной на счастье (известной многим, к примеру, как «хюгге» — секрет датского счастья), не удивительно, — говорит «Известиям» профессор экономического факультета МГУ Ольга Антипина. — Эти страны обгоняют Россию по всем шести параметрам. При этом наибольшее отставание у России по ожидаемой продолжительности жизни и восприятию коррупции».
К слову, «законодатель счастья» Бутан занял лишь 97-ю строчку в рейтинге, а Республика Того признана прорывом года, так как поднялась за год на целых 17 пунктов. Интересно, что наряду с местным населением исследователи посмотрели также, насколько счастливы мигранты. В целом 10 самых счастливых стран в общем рейтинге занимают ту же десятку в рейтинге мигрантов. Финляндия лидирует и там: в этой стране одинаково счастливы и местные жители, и мигранты.
Счастливы по-разному
В декабре председатель Счетной палаты Алексей Кудрин предложил оценивать развитие экономики в том числе и за счет «индекса счастья». Как пишет РБК, ВВП становится всё менее показательным индикатором. «Я как экономист как раз сегодня за то, чтобы мы дополнили валовые показатели другими, — цитирует издание Алексея Кудрина. — Я считаю, что мы должны это (уровень счастья. — Ред.) обсуждать, измерять. В мире несколько ключевых индексов развития, в том числе глобальных. Каждый из них имеет свои особенности: где-то больше связан с развитием свободы, где-то — с развитием благосостояния, где-то — с неравенством в разных сферах».
«ВВП как универсальный показатель, характеризующий социально-экономическое развитие, критикуют достаточно давно, но адекватной альтернативы ему пока не придумали, — говорит «Известиям» заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов. — Можно пририсовывать разные характеристики тем или иным показателям, добавляя продолжительность жизни и уровень образования, уйти в индекс человеческого развития или в индекс развития человеческого потенциала. Возможно, сейчас произойдет какой-то новый качественный переход, но эти оценки хороши лишь для каких-то размышлений, связанных с саморазвитием».
Кто не помнит классическое толстовское: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Впрочем, в разных странах счастливые семьи могут быть счастливы тоже по-своему.
«Инициатором идеи замены ВВП неким «индексом счастья» выступало Королевство Бутан, — говорит Климанов. — Многие, кто был в этой стране, говорят, что там действительно есть определенного рода достижения, которые пока не доступны другим. Во-первых, это связано с восточной буддийской философией, которая отличается от нашей. Во-вторых, там есть целый ряд специфических вещей, которые не укладываются в логику человеческого бытия в других странах. Например, разрешено многоженство и многомужество — для счастья».
По словам Владимира Климанова, рейтинги счастья – вещь субъективная, оценивается по определенным критериям.
«Строить единый индекс, основанный на субъективных характеристиках, связанных с человеческим бытием, просто бессмысленно или всегда будет критикуемо, — говорит эксперт. — Если он складывается из отдельных компонентов, то часть этих компонентов носит субъективный счетный характер и не отражает реально существующее явление в цифрах. Это беда всех принципов статистического учета. Я не понимаю практического смысла этого показателя. Тем более что скандинавские страны, которые традиционно оказываются в верхней части рейтинга, страдают, во-первых, самым высоким уровнем самоубийств. Во-вторых, подвержены потенциально экстремистским вещам, типа Брейвика в Норвегии.
К слову, уровень самоубийств можно объяснить побочным действием всенародного счастья.
«Если в целом все вокруг счастливы, а ты конкретно живешь в этой стране и несчастлив, то работает прессинг в сравнении с другими, — поясняет Ольга Кузина. — Люди — социальные существа. Когда у всех плохо и у тебя плохо, ты не можешь быть сильно несчастным, потому что в конце концов понимаешь, что от тебя ничего не зависело. А если все счастливы, а ты несчастлив, сразу обращаешь внимание: а может, я виноват? Начинается самокопание, волнения, переживания».
Впрочем, России, несмотря на наше совсем не лидирующее место в рейтинге счастья, есть чем гордиться, уверен Владимир Климанов. Например, у нас высокие позиции по индексу бюджетной открытости.
«Сейчас у России 15-е место, — отмечает эксперт. — А «индекс счастья»… К нему нужно относиться не как к абсолюту, а с философской точки зрения. Когда мы оказываемся в других странах, они нам кажутся гораздо более привлекательными. Но стоит переехать туда на постоянное место жительства, как всё воспринимается по-другому».