Величие Творца выше разумения твари. Его общение с нами – это разговор родителей с младенцем, когда они подстраиваются под его уровень развития.
Джеймс Пакер
«Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий.» 1 Пар. 29:11
Бог велик — утверждает Писание (Втор. 7:21; Неем. 4:14; Пс. 47:2; 85:10; 94:3; 144:3; Дан. 9:4): постичь Его величие человеку не дано. Богословы констатируют это, называя Бога непостижимым — не в том смысле, что логика для Него является чем-то иным, чем для нас, так что мы в принципе не можем постичь работы Его ума, а в том, что нам не дано постичь Его полностью, и только потому, что Он беспределен, необъятен, бессмертен, а мы все родились и умрем. Писание представляет Бога обитающим не только в облаке и мраке, но и в неприступном свете (Пс. 96:2; 1 Тим. 6:16), при этом оба образа выражают одну мысль: величие Творца превышает разумение твари, так что нам Его никак не постичь.
О непостижимости Бога иногда говорят как о тайне, употребляя это слово не в библейском понимании как нечто, о чем от вечности умалчивалось, а ныне по откровению Божьему открылось (Дан. 2:29–30; Еф. 3:2–6), а в развиваемом в последнее время понимании бытия, верно постичь которое нам, в принципе, не по силам, что бы мы ни заявляли в этом отношении. Бог говорит через Писание, что творение, Троица, воплощение, возрождающее действие Духа, союз со Христом в Его смерти и воскресении, а также богодухновенность Писания (остановимся на этом) — все это правда, и мы, принимая эту правду по Слову Божьему, полагаем, что все это есть, хотя и не знаем, как это может быть. Мы не способны овладеть ни тайной бытия Творца, ни тайной Его дел, поскольку являемся Его творением.
Однако каким бы заблуждением ни было считать, что человек может овладеть непостижимой тайной через знание (это значило бы заключить таинственное в рамки нашего ограниченного познания), не меньшим заблуждением было бы сомневаться в достоверности нашего познания Бога. Мы сотворены по образу и подобию Бога и потому способны знать о Нем и познавать Его относительно верно, каким бы ограниченным это «знание» ни было; и все, что Бог говорит нам в отношении Себя через Писание, истинно.
Бог, чтобы мы имели необходимое познание Его, снисходя к нашим немощам, с учетом наших способностей, открывается через богодухновенное Писание и воплощенного Сына. Разговор родителей с младенцем, когда они подстраиваются под его уровень развития, нельзя сравнить с их беседой с другими взрослыми, в которой их ум проявляется во всей полноте; тем не менее младенец получает из «сюсюканья» родителей правдивую, пусть ограниченную, но достаточную информацию об отце или матери, так что его ответная любовь и доверие к ним возрастают. Аналогия с вышеописанным здесь полная.
Теперь понятно, почему наш Создатель, представляясь нам, придает Себе человеческие черты — у Него как бы есть лицо (Исх. 33:11), руки (1 Цар. 5:11), мышцы (Рука (от плеча до кисти). — Примеч. перев.) (Ис. 53:l), уши (Неем. 1:6), глаза (Иов. 28:10) и ноги (Наум 1:3), кроме того, Он как бы сидит на престоле (3 Цар. 22:19), летит на крыльях ветра (Пс. 17:11) и сражается на бранях (2 Пар. 32:8; Ис. 63:1–6). Это не значит, что Бог таков, но таким Он открывается нам — то есть трансцендентным (Трансцендентный — здесь сверхразумный, запредельный. — Примеч. перев.) Господом, Который относится к Своему народу как Отец и друг, действуя как союзник.
Бог предстает перед нами таким образом, чтобы привлечь нас к поклонению, внушить любовь и доверие, хотя в общем мы всегда походим на малых детей, внимающих родительскому «детскому языку» и знающих Оратора лишь отчасти. Это касается и наших знаний о Боге и наших пророчеств: «Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.» (1Кор.13:9-12)
Никогда нельзя упускать из виду того, что в любом случае богословие существует для славословия; хвала и слава всегда вернейшим образом отражают нашу веру в великого Бога, так что хвалить и славить Бога за Его непостижимость всегда достойно.
Джеймс Пакер, «Основы богословия». Издательство Швндал, Санкт-Петербург, 116стр., 2001г.