Джон Чарльз Райл.
«Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.» Евангелие от Иоанна 1:15-18.
Данный отрывок содержит три великие истины о нашем Господе Иисусе Христе. Каждая из них лежит в основании христианской веры.
Во-первых, здесь говорится о том, что один лишь Христос удовлетворяет духовные нужды верующих. Написано: “…и от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать”.
Во Христе — абсолютная полнота. Как говорит апостол Павел: “Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота”. В Нем “сокрыты все сокровища премудрости и ведения” (Кол. 1:19, 2:3). В Нем, как в сокровищнице, хранится бесконечный запас всего того, в чем нуждается любой грешник на земле и на небесах. Христос дает Своей Церкви особый дар — Духа Жизни, из которого, как из мощного корня, черпают жизненную силу все “верующие” ветви. Иисус безмерно богат благодатью, милостью, премудростью, праведностью, освящением и искуплением. От полноты Христовой насыщались верующие из разных народов и во все времена. Люди ветхого завета имели слабое представление о том источнике, из которого они черпали жизнь. Ветхозаветные святые видели Христа лишь издалека, а не лицом к лицу. Но, начиная с Авеля, все спасенные души получали духовное богатство только от Иисуса Христа. Каждый прославленный святой непременно признает, что он всем обязан Христу. Христос всегда был, есть и будет “все во всем”.
Во-вторых, мы узнаем, что Христос существенно превосходит Моисея, а Евангелие — закон. Апостол Иоанн пишет, что “закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа”.
Бог использовал Моисея, Своего служителя, для того, чтобы передать Израилю нравственный и церемониальный закон (Евр. 3:5). Как служитель, Моисей был верен Тому, кто его назначил, но он был не более, чем служитель. Закон, который он получил на горе Синай, был свят, справедлив и благ, но не мог оправдать: в нем не было целительной силы. Он мог ранить, но не мог перевязывать раны. “Закон производит гнев” (Рим. 4:15). Закон помещал под проклятие каждого, кто не мог в точности исполнить все его предписания. Церемониальный закон, который Моисей передал Израилю по повелению Бога, был полн глубокого значения и смысла. Благодаря своим установлениям и обрядам, закон являлся превосходным “детоводителем ко Христу” (Гал. 3:24), но не более, чем детоводителем. Соблюдавший закон не мог рассчитывать на то, что церемонии полностью очистят его совесть (Евр. 9:9). Закон возложил на людей тяжкое бремя, которое те не могли нести. Он был служением смерти и осуждения (2 Кор. 3:7-9). Как свет звезды не сравним со светом солнца, так свет закона не сравним со светом Евангелия.
Христос в отличие от Моисея пришел в мир “как Сын”, держа в Своих руках ключи от Божьей сокровищницы благодати и истины (Евр. 3:6). Благодать пришла через Христа, когда Он начал открыто проповедовать о Божьем плане спасения через веру в Его кровь и открыл источник милости всему миру. Истина пришла через Христа, когда Он исполнил все ветхозаветные образы и стал настоящей жертвой и истинным первосвященником. Вне всяких сомнений, Моисеев закон тоже содержал много “благодати и истины”. Но полнота Божьей благодати и вся истина об искуплении не были известны людям до того времени, пока Иисус не пришел в мир и не умер за грешников.
В-третьих, мы узнаем, что только Христос явил человеку Бога Отца. Написано, что “Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил”.
Смертный человек никогда не видел Бога Отца. Никто бы не перенес встречи с Ним. Даже Моисею было сказано: “Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых” (Исх. 33:20). Однако все то, что смертный человек в состоянии познать о Боге Отце, полностью открыто нам Богом Сыном. Тот, кто от вечности был в недре Отчем, принял нашу природу и в форме человека явил все, что человеческий разум может знать о совершенствах Отца. В словах и делах, в жизни и смерти Христа нам дано ровно столько знания о Боге Отце, сколько наш слабый разум может принять. Совершенная мудрость Бога Отца, Его всемогущество, Его бесконечная любовь к грешникам, Его святость, Его неприятие греха не могут быть явлены человеку лучше, чем в жизни и смерти Христа. Воистину, “Бог явился во плоти” (1 Тим. 3:16), когда Слово облеклось в человеческое тело. Христос был “сияние славы и образ ипостаси Отца” (Евр. 1:3). Христос Сам говорит: “Я и Отец одно;… видевший Меня, видел Отца” (Ин. 10:30; 14:9). “В Нем обитает вся полнота Божества телесно” (Кол. 2:9). Все это непостижимо, но в то же время — это непреложные истины.
Неужели после этих слов можно сказать, что Христос не достоин хвалы? Неужели можно переусердствовать, воздавая Ему честь? Раз и навсегда отгоните подобные недостойные мысли. Прославляйте Его все больше и больше в своем сердце. С готовностью вручайте в Его руки бремена своей души. Человеку легко впасть в заблуждение относительно учения о Троице, если он рассуждает о нем в отрыве от Писания. Но ни один человек не ошибся, чрезмерно возвеличив Сына Божьего. Христос — это мост между Троицей и душой грешника. “Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его” (Ин. 5:23).
Джон Чарльз Райл. Размышления над Евангелием от Иоанна. Часть 1,