Структурная композиция христианского богословия.
Миллард Эриксон
В рамках курса гомилетики в семинарии преподаватель читал лекцию, посвященную различным частям проповеди. При обсуждении вводной части он совершенно категорически заявил: «Введение — важнейшая часть проповеди». Когда его темой стала основная часть проповеди, он провозгласил: «Основная часть проповеди — важнейшая ее часть». Предваряя тему заключительной части, он, ничуть не смущаясь, произнес: «Заключение — важнейшая часть проповеди». Наконец, один из учащихся в недоумении задал вопрос, который заинтересовал многих в классе: «Как все три части могут быть важнейшими?» Преподаватель терпеливо объяснил, что какая бы часть проповеди ни обсуждалась, она и является важнейшей — в момент обсуждения.
Точно так же соотносятся друг с другом части христианского богословия. В определенном смысле каждое учение имеет наиважнейшее значение, когда обсуждается именно оно.
Однако дело не только в этом, вопрос серьезнее. В своем роде каждое учение или, во всяком случае, многие из них имеют наиважнейшее значение. Учение о Писании — самое важное в эпистемологическом отношении. Если бы Бог не раскрыл нам Себя и не сохранил это откровение в Писании, мы не знали бы, в чем нуждаемся и как нам удовлетворить эту нужду. Учение о Боге — важнейшее с онтологической точки зрения, поскольку Бог — высшая, конечная реальность, источник и опора всего, что существует. Учение о Христе — самое важное учение в отношении нашего искупления, потому что без воплощения, жизни, смерти и воскресения Христа наше спасение не имело бы под собой никакого основания. Учение о спасении — важнейшее в экзистенциальном отношении, ибо в нем рассматривается действительное, подлинное изменение нашей жизни, нашего существования. Учение о церкви — важнейшее в социальном смысле, в смысле наших отношений, поскольку в нем верующий рассматривается как член христианской общины. А эсхатология — важнейшее учение с точки зрения истории, ибо она говорит нам о нашем вечном предназначении и нашей судьбе в вечности.
Миллард Эриксон, Христианское богословие. Издательство «Библия для всех», 2009, стр.1088. С-Петербург.