Человек в туманных поисках чего-то нового, мистического.
Джон Ф. Мак-Артур
Он есть прежде всего, и всё Им стоит. И Он есть глава тела — Церкви; Он — начаток, первенец из мёртвых, чтобы иметь Ему во всём первенство. Кол.1:17-18.
Ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нём. Кол. 2:9-10
Об известном газетном магнате Уильяме Харсте рассказывают одну историю. Харст вложил огромные деньги, коллекционируя знаменитые произведения искусства. Однажды он прочитал о каких-то очень ценных шедеврах и решил приобрести их для своей коллекции. Он послал своего агента найти и купить эти шедевры. Прошло несколько месяцев, прежде чем агент вернулся и сообщил, что шедевры, наконец-то, найдены — они находятся в его же, Харста, коллекции. Харст купил их много лет тому назад!
Так происходит сегодня и с тревожным числом христиан, отчаянно ищущих духовные источники, которые у них уже есть. Но они напрасно ищут ещё чего-то. Это еретический огонь, раздутый ложным мнением, что спасение неспособно преобразить верующих и подготовить их к плодотворной христианской жизни. И те, кто оказался под таким влиянием, считают, что им нужно что-то ещё — что-то больше Христа, больше Святого Духа, что им нужны какие-то экстатические переживания, мистические видения, знамения, чудеса, второе благословение, языки, более высокий или более глубокий духовный уровень и тому подобное.
Но как мы увидели, иметь Христа — значит иметь все духовные источники. Он дарует нам всё, что необходимо. Вместо того, чтобы что-то добавлять к Христу, мы должны просто научиться пользоваться ресурсами, которые уже принадлежат нам в Нём.
Возможно, самый исчерпывающий текст во всём Писании, касающийся нашей достаточности во Христе, находится в Послании к Колоссянам. Павел писал его верующим, которые были сильны в вере и любви (Кол. 1:4), но не могли распознать ересь, отвергавшую достаточность Христа. Наше исследование требует очень тщательного взгляда на некоторые ключевые отрывки в этом критическом тексте.
Мы в точности не знаем природу ереси в Колоссах, потому что Павел не даёт деталей, не называет её или её учителей. Вместо этого он опроверг её в общем, показав, что в своём основании она имела недостаточный и ошибочный взгляд на Личность и служение Христа. Он написал церкви в Колоссах целое Послание, концентрируя их внимание на Христе — Его месте во Вселенной, Его деле спасения, Его превосходстве как Бога, Его положении как Главы Церкви и Его полной достаточности для всех человеческих нужд. Делая это, Павел продемонстрировал, что наилучшая защита против лжеучения — в глубоком познании Библейской Христологии. Он предупреждал колоссян, что попытка добавить или отнять что-либо от Иисуса Христа всегда заканчивается духовным крушением.
В 1-й главе Послания к колоссянам Павел пишет: «[Бог избавил] нас от власти тьмы и [ввёл] в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление кровью Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякого творения; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли — всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и всё Им стоит. И Он есть глава тела — Церкви; Он — начаток, Первенец из мёртвых, чтобы иметь Ему во всём первенство. Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собой всё, умиротворив через Него, кровью креста Его, и земное, и небесное.» (ст. 13-20).
Апостол подводит общий итог, когда говорит, что в Христе сокрыты все сокровища премудрости и знания (2:3), потому что в Нём пребывает вся полнота Божества телесно. Он — Глава над всяким начальством и властью. Он есть сама жизнь (3:4)! Что ещё мог сказать Апостол в защиту полной достаточности нашего Господа?
Заблуждение, которое он разоблачал, было многогранным. Оно явно было похоже на раннюю форму гностицизма (см. 1ю главу). Эти еретики из Колосс утверждали, что Сам Христос не мог никого вознести до высшего духовного уровня. Они пропагандировали разнообразие искусственных духовных добавок, таких как философия (2:8-10), законничество (2:11-17), мистицизм (2:18-19) и аскетизм (2:20-23).
Джон Ф. Мак-Артур. «Наша достаточность во Христе». Перевод: С. Омельченко. Славянское Евангельское Общество, © 2005, Второе издание на русском языке.