Займи себя сам.
Алексей Афонский
В 2019 году россияне начали платить новый налог. Официально он называется налогом на профессиональный доход, в обиходе — на самозанятых. Коснулся он тех, кто занимается малым бизнесом (продает сделанные собственноручно товары или оказывает услуги) и при этом не имеет в подчинении наемных работников. Для доходов, полученных от физических лиц, ставка равняется четырем процентам, от юридических — шести. Уплаченные средства идут в страховые фонды, в том числе на медицинское обеспечение, а вот в Пенсионный фонд не поступают — о будущих пособиях самозанятым приходится заботиться самостоятельно. Также они освобождены от стандартного подоходного налога и НДС.
Самые вероятные кандидаты на статус самозанятых: сантехники, водители, программисты, журналисты-фрилансеры, а также те, кто получает доход от сдачи квартиры. Перейти на новый режим могут и нынешние индивидуальные предприниматели (ИП). Не получится это сделать у тех, кто собирается зарабатывать перепродажей товаров или игрой на бирже. Также налог не касается репетиторов, нянь, сиделок и уборщиц — они попали под особые льготы еще несколько лет назад и сейчас пользуются налоговыми каникулами (хотя по ошибке их тоже часто называют самозанятыми).
Необходимость придумывать для огромного пласта населения новый статус возникла у государства после того, как оно осознало: далеко не все, кто так или иначе получает доход, отчитываются о нем и платят налоги. В 2013 году вице-премьер Ольга Голодец говорила о 38 миллионах россиян, «занятых непонятно чем». Сначала их попытались заставить зарегистрироваться в качестве ИП, специально придумав вроде бы простой патентный налоговый режим — бизнесмен платит фиксированную сумму и больше ни о чем не думает. Когда затея не сработала (зарегистрировалось гораздо меньше предпринимателей, чем рассчитывали власти), стали искать другие способы.
«Не регистрируются они», — констатировал год назад Владимир Путин и поручил разработать максимально простой способ взаимодействия с государством, «в один клик». Так появилось мобильное приложение «Мой налог», которое самостоятельно выставляет предпринимателям счета — тем не нужно вести отчетность и заморачиваться с онлайн-кассами. Достаточно только пробивать клиентам чеки (тоже через приложение). Но продумать успели далеко не все. До сих пор — даже после введения налога — непонятно, что будет, если попросту не платить — отследить получение дохода (при условии, что клиент не требует чек) крайне сложно. Точно так же власти пока не придумали, как мотивировать людей выйти из тени и встать на учет по новому режиму (в законе прописано только право, но не обязанность). Звучали разные предложения, вплоть до штрафов на всю сумму дохода (до финальной версии документа они не дошли). Весь расчет по-прежнему на сознательность граждан по принципу «заплати налоги — и спи спокойно». Пока, по оценке налоговиков, зарегистрировались 40 тысяч человек — по сравнению с 38 миллионами занятых «непонятно чем» капля в море.
Заплатят все. Зато мотивация чиновников давно известна.
За последние годы они не раз говорили, что не работать официально, не платить налоги и при этом пользоваться всеми благами государства — бесплатными медициной, образованием, инфраструктурой, да еще и претендовать на минимальную социальную пенсию — неправильно. И этот подход очень напоминает практику борьбы с тунеядством в СССР, где «паразитический образ жизни» приравнивался к бродяжничеству и попрошайничеству и наказывался тюремными сроками до двух лет. Отличие в том, что «самодеятельный и другой труд» тогда разрешался только в свободное от «общественно полезного труда» время. Но и трудоустройство в Советском Союзе было гарантировано каждому гражданину Конституцией.
Изначально новый налоговый режим вводился в качестве десятилетнего эксперимента только в четырех регионах: Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях. Но власти очень быстро вошли во вкус и решили распространить его на всю Россию гораздо раньше срока: уже осенью смогут подключиться все «желающие» регионы, а со следующего года, с большой долей вероятности, сделать это придется уже всем.
Параллельно депутаты взялись за тех, кто вовсе ничем не занят, то есть как раз за тех самых тунеядцев советского образца. Их предлагается обязать самостоятельно платить за себя страховые взносы (обычно их уплачивает работодатель или бизнесмен). Освобождение получат состоящие на бирже труда официальные безработные, пенсионеры и лица, находящиеся на иждивении. К последним относятся инвалиды, несовершеннолетние и студенты, но не относятся, к примеру, домохозяйки. Им придется платить взносы, даже не имея собственных доходов. Законопроект еще не внесен в Госдуму, и его дальнейшая судьба неясна, но государство, судя по всему, не собирается оставлять в покое россиян, чье трудовое поведение считает аморальным.