Христианин и проблема греха.
Бог Есть, Администратор
«Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжём и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас. …Дети мои! Это пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 1:6—2:2).
В одном нашем гимне есть такие слова:
В пустыне скорби и греха
Иду, совсем изнемогая.
Терзает душу мне моя вина,
В борьбе с грехом надежду я теряю.
Автор песни хорошо выразил наше общее ощущение. Мы постоянно воюем с грехом. Приведённый отрывок говорит о проблеме греха, стоящей перед христианином.
Чтобы до конца понять и по достоинству оценить эти стихи, нужно помнить, что Иоанн пишет христианам. В 1 Ин. 3:14 он говорит: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев». Эти слова адресованы людям, которые перешли из смерти в жизнь.
Учитывая ситуативный и исторический контекст времени написания послания, можно предположить, что Иоанн, вероятно, имеет в виду самую раннюю ересь. Кроме того, Иоанн хочет, чтобы эти истины помогли нам справиться с проблемой греха и вины после того, как мы стали детьми Божьими.
Я не знаю более важного отрывка в Новом Завете для новообращённого христианина, чем этот. Если бы меня попросили составить список Писаний под общим названием «основы уверенности», я бы, наверное, включил в него Рим. 8, Рим. 5, Еф. 2 и 1 Ин. 1:6—2:2. Если чадо Божье хочет сохранить в себе духовную живость и энергию, то ему обязательно нужно знать эти истины.
Проблема (1 Ин. 1:6)
В этом отрывке обозначена проблема. Это проблема греха в жизни христианина.
Иоанн пишет: «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжём и не поступаем по истине». Заблуждение, угрожавшее вере ранней церкви, состояло в утверждении, что важен только Дух, а тело не имеет значения. Позже это направление было названо гностицизмом. Некоторые говорили: «Я могу иметь общение с Ним независимо от того, что я делаю со своим телом или в теле». Но Иоанн пишет, что если мы говорим, что имеем общение с Ним, но не ходим в свете, то мы лжём и не поступаем по истине. Мы должны жить в соответствии с евангелием Христа. В Фил. 1:27 сказано: «Только живите достойно благовествования Христова…» Иоанн говорит, что если мы ходим во тьме, то неправда, что мы имеем с Ним общение. При изучении этого отрывка мы увидим, что слово ходить очень важно и требует особого внимания. Сделать один шаг — ещё не значит ходить. Иоанн имеет в виду весь образ жизни человека. Вопрос не столько «Как далеко вы прошли?», сколько «В каком направлении вы идёте?»
Теперь возьмём стихи 8 и 10. В стихе 8 Иоанн пишет: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас». В стихе 10 сказано: «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас». Некоторые, очевидно, говорили: «Пусть какие-то мои поступки в теле и не соответствуют Господней воле, с моим духом всё в порядке, а потому я без греха». Но Иоанн утверждает, что общение с Богом требует от нас определённого образа жизни. Тем, кто, возможно, говорил: «Я совсем не имею греха», Иоанн отвечает: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя…»
Обратите внимание на 1-е лицо множественного числа в утверждении Иоанна. Он пишет: «Если [мы] говорим, что [мы] не имеем греха, — [мы] обманываем самих себя…» Это не техническое «мы», где писатель как бы просто приноравливается к читателю. Иногда техническое «мы» означает «мы», а иногда — «вы», но Иоанн буквально и фактически включает в эту фразу себя. Иными словами, Иоанн говорит: «Я такой же, как и вы, мои читатели. Если мы говорим, что не имеем греха, то мы обманываем самих себя».
Я помню, как несколько лет назад побывал на собрании в небольшом техасском городке. Там один хороший брат создал настоящую проблему, настойчиво утверждая, что христианин в своей жизни должен достичь в плане безгрешности абсолютного, непоколебимого совершенства. Он допускал, что к младенцу во Христе это требование не относится, но через определённое время, по его убеждению, зрелый христианин должен жить только так и не иначе. Мы указали ему на этот отрывок. Тут весьма значимо то, что Иоанн в нём говорит также и о себе. Великий апостол любви включает и себя.
В этой жизни мы никогда не достигнем такого момента, когда бы мы могли обойтись без нашего Спасителя. Мы не решаем проблему своего греха, говоря: «Я живу совершенной, абсолютно безгрешной жизнью». Самообман трагичен. Кто говорит, что живёт совершенной, абсолютно безгрешной жизнью, обманывает самого себя.
В стихе 10 Иоанн утверждает: «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым…» Если мы говорим, что не согрешили, то мы сомневаемся в верности и правдивости Самого Бога.
Решение (1 Ин. 1:7, 9)
В стихах 8 и 10 обозначена проблема. В стихах 7 и 9 предлагается её решение. В стихе 7 Иоанн говорит: «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». В стихе 9 он пишет: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».
В этом отрывке ощущается какое-то несоответствие. В стихе 6, где Иоанн утверждает: «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжём и не поступаем по истине», — подразумевается, что для общения с Ним мы должны ходить в свете. Перед этим, в стихе 5, Иоанн говорит: «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы». Чтобы иметь общение с Богом, который есть свет, мы должны ходить в свете. Если мы ходим во тьме, то не можем иметь с Ним общение. Значит, очевидное противоречие заключается в следующем: как можем мы, явно грешащие, иметь общение с Богом, который есть свет? Как мы можем иметь общение с Ним, сама природа которого противится тьме греха?
Как же это противоречие сглаживается и разрешается? Иоанн объясняет это в данном отрывке, высказывая три взаимосвязанных суждения. Во-первых, в стихе 7 он говорит: «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». Таким образом, общение с Ним мы имеем не на основании нашего совершенства, а на основании нашей веры и послушания. Кровь очищает нас; она «постоянно очищает нас» от всякого греха.
Во-вторых, в начале главы 2 говорится о непрестанном заступничестве нашего Ходатая. Иоанн употребляет слово, которое фактически и практически то же самое, что использовано для описания Святого Духа в Ин. 14:26. Это то же самое слово — параклетос. Параклетос, или утешитель из Ин. 14, 15 и 16, это Святой Дух. Здесь утешитель, или ходатай (ещё одно значение этого слова), — Иисус Христос. Он наш Ходатай, наш Посредник, который защищает нас и наши интересы.
А в-третьих, дело в том, что «Он есть умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 2:2), или «искупительная жертва», как передаётся в некоторых переводах. Слово «умилостивление» несёт в себе идею удовлетворения требований справедливости, погашения Божьего гнева, облегчения и освобождения нас от наказания, которого в противном случае нам было бы не избежать.
Когда мы понимаем, что кровь постоянно очищает нас, когда мы понимаем, что имеем Ходатая перед Отцом, когда мы понимаем умилостивление, тогда мы понимаем и то, как, несмотря на тот факт, что мы не безгрешны и не совершенны, мы можем приступать к Отцу и Он будет смотреть на нас как на безвинных детей.
Перед нами по сути связь кредитор/должник или работодатель/работник, и все детали такого рода взаимоотношений должны быть разработаны с помощью определённой судебной процедуры, потому что это по существу юридические взаимоотношения. Но тут на передний план выступают взаимоотношения иного рода. Ваши дети не состоят с вами в чисто юридических отношениях. Они состоят в семейных отношениях. У вас тёплые, любящие, отцовские или материнские отношения со своими детьми. Бог — наш Отец, и благодаря заботе о нас, которую Он проявил в Христе, мы можем прийти к Нему как безвинные дети. Помните: мы безвинные, а не безгрешные. В стихах 8 и 10 Иоанн предостерегает нас против той мысли, что мы безгрешны. Мы не решаем проблему греха, говоря: «Я безгрешен». Как мы решаем эту проблему? Мы выполняем условия, изложенные в стихах 7 и 9, и благодаря тому, что Бог предусмотрел для нас, кровь постоянно очищает нас от всякого греха.
Следует особо остановиться на одном слове. Оно употреблено в стихах 7 и 9. В переводе это прилагательное всякий. Нам с вами очень важно прочувствовать всю силу этого слова, потому что Бог не хочет, чтобы Его дети шли по жизни духовно изуродованными разъедающим душу, неотступным чувством вины. Его Слово ясно показывает, что нашу жизнь не характеризует совершенство, абсолютная безгрешность. Но мы можем предстать перед Ним невиновными не на основании нашего совершенства, а на основании крови. В стихе 7 сказано «…очищает от всякого греха». В стихе 9 читаем «очистит… от всякой неправды». Когда Бог очищает, Он очищает полностью. Когда Бог искупает и прощает, Он это делает полностью.
Мне случалось наблюдать такое отношение, что, мол, слишком самонадеянно для любого человека выражать уверенность в чём бы то ни было. И всё же Слово даёт веское основание для постоянной уверенности. Хотя Божье Слово ясно говорит, что мы можем упасть, оно так же ясно говорит, что мы должны пребывать в уверенности и счастье. Христианин может ходить пять дней, пять лет, пятьдесят пять лет, семьдесят пять лет со дня крещения до дня своей физической смерти с великим чувством уверенности, при условии, что он ходит в свете. Эта уверенность опирается не на его собственное совершенство, хотя он продолжает стремиться, продолжает расти. Самая большая комната в доме — это комната для самосовершенствования. Мы не оставляем идею совершенствования, роста и продвижения вперёд потому лишь, что Бог предусмотрел наше прощение.
Иоанн предостерегает против такой ошибки в самом начале второй главы. Он пишет: «Дети мои! Это пишу вам, чтобы вы не согрешали» (1 Ин. 2:1). Разве не понятно, что это значит в контексте? Это слово должно удержать некоторых от такой мысли: «Он предусмотрел наше прощение, Он очистит нас от всякого греха и всякой неправды. А посему будем и дальше грешить». Иоанн говорит: «Это пишу вам, чтобы вы не согрешали». Нельзя злоупотреблять Божьим чудесным даром вашего непрерывного очищения, нельзя искажать и неверно использовать его, воспринимая как повод или лазейку, чтобы грешить. Напротив, его надо рассматривать как побуждение к ещё большей чистоте в жизни, ещё большему служению и ещё большей активности.
А что если мы всё-таки согрешаем? Иоанн говорит: «А если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая перед Отцом, Иисуса Христа, Праведника» (1 Ин. 2:1). Он ходатайствует за нас:
О израненные ноги Иисуса, уставшие искать меня,
Встаньте у Божьего судейского престола и заступитесь за меня.
Встаньте у Божьего судейского престола и заступитесь за меня.
Эти драгоценные руки, которые Иисус однажды поднял на древо —
Поднимитесь, эти руки, в небесах и заступитесь за меня.
Поднимитесь, эти руки, в небесах и заступитесь за меня.
О живой воскресший Спаситель, от смерти и скорби освободившийся,
Восседающий на престоле в вечной славе, заступись за меня.
Восседающий на престоле в вечной славе, заступись за меня.
(Уильям Дж. Киркпатрик)
Великая духовная система исцеления, какую мы знаем как евангелие, представляет собой идеально сбалансированную систему. Это не дешёвая милость. Она даёт мощный стимул для постоянного роста, для продвижения вперёд ради достижения меры полноты возраста Христова. Она защищает от самоуспокоенности и моральной безответственности. Она также оберегает от отчаяния и унылого чувства пустоты, тщетности, в которое некоторые впадают, потому что им кажется: «А! Как захочу, так и будет». Но Иоанн определённо говорит: «Не как вы захотите, а есть важное условие, которое нужно исполнить». Хождение в свете (ст. 7) включает в себя исповедание своих грехов (ст. 9). Если мы идём с покаянием к Богу в молитве, исповедуя то, что мы знаем как грех, тогда Он простит нас, как и обещал. То есть Ему можно доверять. Он сдержит Своё слово. Павел говорит: «Бог… не попустит вам быть искушаемыми сверх сил…» (1 Кор. 10:13). «Верен Призывающий вас, Который и сотворит это», — пишет Павел в 1 Фес. 5:24. Делайте свою часть, а Он верен и праведен исполнить Свою — очистить вас от всякой неправды.
Божье чадо ходит в свете. Это не означает, что христианин живёт совершенной, абсолютно безгрешной жизнью; это означает, что, согласно с намерением и целью своей жизни, он ходит в свете. Он может непреднамеренно, нечаянно на мгновение сойти на обочину. Тем не менее, он будет идти к цели в соответствии со своим намерением. Это будет сознательное, привычное, непрерывное действие. Хождение христианина отличается от хождения нераскаявшегося, необращённого человека.
Результаты (1 Ин. 1:4)
Тут кроется великий практический урок, который очень много может значить для нас. Сомнение — опасная вещь, и Бог никогда не хотел, чтобы мы отравляли каждый день своей короткой жизни терзающим душу сомнением. Он хотел, чтобы мы были ходячими восклицательными, а не вопросительными знаками. Этот отрывок говорит, что сын Божий, даже прекрасно зная, что он не живёт совершенной, абсолютно безгрешной жизнью, уверен в своём спасении — и имеет мир. Когда мы ходим в свете, когда каемся и признаёмся в проступках, та кровь, у которой хватило силы очистить нас, когда мы крестились в Его смерть, когда переходили от смерти к жизни, остаётся такой же сильной, чтобы и дальше постоянно очищать нас.
Грамматическое время глагола в 1 Ин. 1:7 позволяет перевести его как «продолжает очищать» от всякого греха. Божье чадо имеет доступ к постоянному очищению, и это значит пять минут, пять дней, пять месяцев, пять лет, семьдесят пять лет с момента нашего повиновения евангелию. Чадо Божье может сказать: «Я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силён сохранить залог мой на оный день». Иоанн пишет своё короткое послание, отмечая: «И это пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» (1 Ин. 1:4). Он также говорит: «Это написал я вам, верующим во имя Сына Божьего, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божьего, имеете жизнь вечную» (1 Ин. 5:13).
Заключение
Если вы не ходите в свете, то вам нужно войти в него. Если вы знаете, что ваш жизненный путь отклонился в сторону и вы уже не следуете за Ним, вам нужно вернуться. Вам нужно снова начать ходить в свете. Если же вы верно ходите в свете, то радуйтесь своему спасению. Если вы ещё не вошли в свет, покорившись евангелию, сегодня же примите решение сделать это.