Дарования даны нам для приумножения славы Божьей и нашей радости.
Исследование Писания
«И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры; [имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, [раздавай] в простоте; начальник ли, [начальствуй] с усердием; благотворитель ли, [благотвори] с радушием.» (Рим.12:6-8)
В Рим. 12:3–8 даётся определение нескольких аспектов христианского образа жизни. Так как Бог во Христе явил нам великую милость (Рим. 3:23, 24; 6:3), минуя закон Моисея, мы должны жить обновлённой жизнью (6:1–5, 12–15). Эта новая жизнь требует, чтобы мы всецело отдали себя Господу, чтобы жили только для Него (12:1, 2). Всецело отдать себя Христу означает, что мы должны как можно лучше использовать дарованные нам Богом таланты для служения Ему (12:3–8). В Рим. 12 перечисляются семь «дарований», которые даны христианам:
(1) пророчество, которое я понимаю как проповедование или возвещение в манере пророков, заявлявших: «Так говорит Господь»; (2) служение; (3) учение; (4) увещевание, или ободрение; (5) раздавание; (6) руководство и (7) благотворительность, или милосердие, сострадание.
Что Павел не прояснил в Рим. 12:3–8, так это то, как его наставление применять к отдельным христианам. Мы можем спросить: «А какие у меня способности?»; «Как мне узнать мои дарования?» Или даже: «Как мне использовать свои таланты в Божьем служении?»; «Как мне помочь другим определить их роли в теле Христовом?» Мы обсудим эти вопросы по ходу изучения нашего текста.
Но самое главное предназначение каждого дарования — приумножать славу Нашего Творца. В этом Его главный интерес и в этом наша надежда на растущий поток Его ответной благодати в любых ее формах и проявлениях.
Есть ли у нас дарования?
Начнём с вопроса «Как я могу быть уверен(а), что Бог наделил меня тем или иным дарованием?» Прежде чем ответить на него, позвольте мне отметить две вещи, которые, можете быть уверены, Бог наверняка не дал вам. Он не дал вам никаких чудесных даров, поскольку век чудес миновал. Никто сегодня не может исцелять людей или говорить языками, как чудесным образом одарённые христиане в I веке. Ещё Бог не дал вам все дары, которые Он даёт сегодня христианам. Если Бог не наделял христиан всеми дарами, которые существовали в новозаветные времена (см. 1 Кор. 12:29–31), то и сегодня Он не наделяет Своих детей всеми дарами. Не ожидайте, что вы сможете делать всё (исполнять все функции), что необходимо, в Господней церкви. Хотя Бог не дал нам способность делать всё, Он дал нам силу (или возможность) делать что-то! «Таланты», о которых говорится в Мф. 25:14–30, это деньги, а не таланты в привычном для нас понимании этого слова. Тем не менее, эта притча учит нас, что в царстве есть люди «с пятью талантами», «с двумя талантами» и «с одним талантом», но нет вовсе «бесталанных» людей. Каждому в царстве дан какой-то талант (в нашем понимании этого слова); каждый христианин имеет какую-то способность, какое-то дарование.
Отрицание своего таланта — это не добродетель и не смирение. Наш текст не призывает нас отрекаться от своих талантов. Он требует, чтобы мы не думали о себе выше, чем следует, но в то же время он не советует думать о себе ниже, чем должно. Когда человек склоняет голову и бормочет: «Я ни к чему не способен», это не является свидетельством, что он лучше христианин, чем тот, который говорит: «У меня есть талант, который я хочу использовать в Господней работе».
Как определить свои дарования?
Это приводит нас к следующему вопросу: «Если каждый христианин имеет хотя бы один талант (дар, способность), то как мне распознать свой?» Это вы можете определить, как минимум, двумя способами.
Нужно спросить
Первый шаг — это спросить себя: «Что, как мне кажется, даётся мне легко и естественно?» Что у вас хорошо получается? Что вам нравится делать? Что из того, что вы делаете, встречает одобрение верных христиан? Другим может быть виднее, каким талантом вас наделил Бог, чтобы вы пользовались им в Его царстве.
Чтобы помочь вам определить свою роль в теле Христовом, особенно в свете Рим. 12:3–8, предлагаю вашему вниманию небольшой тест, который я впервые услышал от Элдреда Эхолса, миссионера, долгое время проработавшего в Африке.
Представьте, что вы пришли на день рождения. Праздник для своей дорогой сестры во Христе устраивает одна добрая христианка. Присутствуют шесть–восемь супружеских пар из общины, и вы отлично проводите время. Пока всё идёт чудесно. Празднично убранный дом, милая беседа, приятное общество, вкусное угощение.
Наступает кульминационный момент. Хозяйка с сияющим лицом входит в комнату, неся в руках красивый торт, испечённый специально в честь именинницы. Почётная гостья радостно хлопает в ладоши. Вы начинаете петь «С днём рожденья тебя, с днём рожденья тебя…» И вдруг хозяйка спотыкается и падает. Торт шлёпается рядом, крем размазывается по всему полу, брызгает на стены и стоящих рядом гостей. Все перестают петь, и наступает звенящая тишина. Лежащая на полу хозяйка смотрит на свою испорченную одежду, испорченный торт, испорченную вечеринку и начинает рыдать. Каковы ваши действия?
- Вы не задумываясь бросаетесь к подруге, опускаетесь возле неё на колени, обнимаете и начинаете успокаивать или даже пытаетесь найти юмористическую нотку в сложившейся ситуации.
- Вы ищете тряпки и швабру, чтобы привести всё в порядок. Вы собираете куски испорченного торта и начинаете вытирать крем.
- Не подходя к хозяйке, вы говорите ей ободряющие слова, что-то вроде этого: «Не переживай, всё будет хорошо». Затем вы поворачиваетесь к гостям и тоже говорите им нечто ободряющее: «Какой у нас замечательный праздник! Мы можем веселиться и без торта».
- Вы чувствуете побуждение призвать всех присутствующих исполнить Господню волю в сложившейся ситуации. «Вспомните, — говорите вы, — Господь учит, что если мы видим брата или сестру в нужде, то обязаны помочь им. В Библии сказано…» и цитируете Иак. 2:15–17.
- В этом коротком инциденте вы видите практический урок, который всем нам необходимо усвоить. Вы говорите примерно так: «Я знаю Мэри, что ты расстроена, но какой урок мы можем извлечь из этого? Испорченный торт или испорченный вечер — это не самая большая трагедия в жизни, если мы всегда будем держаться нашего Бога».
- Вы видите, что торт испорчен окончательно, и решаете, что нужно купить другой. Вы кладёте немного денег в корзинку и пускаете её по кругу, предлагая другим тоже положить в неё что-то, чтобы затем кто-нибудь мог пойти и купить другой торт.
- Вы моментально оцениваете ситуацию, видите, что нужно сделать, и вырабатываете план действий. Вы говорите: «Так, Джоанна, ты успокой Мэри. Руфь, почему бы вам с Присциллой не поискать что-нибудь, чем можно навести порядок? Джон, собери деньги, а Мэтью пусть пойдёт и купит другой торт. Сладкий стол и подарки немного подождут. А пока, Джозеф, давай споём несколько песен под твоим руководством».
Я снова спрашиваю: что бы вы сделали? Запомните свой ответ, а мы разберём ситуацию в свете Рим. 12:3–8:
- Если вы думаете, что сразу пошли бы к женщине, чтобы успокоить её, то у вас дар благотворительности (милосердия).
- Если вы автоматически станете убирать, то у вас дар служения.
- Если вы начнёте ободрять всех, кто вас слышит, то у вас дар увещевания, или ободрения.
- Если вы начнёте призывать других исполнить Господню волю в сложившейся ситуации, то у вас дар «пророчества» («говорения от имени Господа»).
- Если вы считаете, что на этом случае можно чему-то научиться, и начинаете тут же учить других, у вас дар обучения.
- Если вы видите материальную нужду, которую можно восполнить пожертвованием, и если вы охотно жертвуете и призываете к этому других, тогда у вас дар «раздавания», дар щедрости.
- Если вы видите всё, что необходимо сделать, и начинаете делать, давая задания другим, и если люди с готовностью исполняют ваши указания, тогда вы наделены даром руководства.
Относительно некоторых из предложенных выше реакций следует заметить, что вы можете подумать: «На подобную ситуацию так реагировать не годится!» Возможно, вы правы. Хотя все дарования важны и нельзя какие-то считать лучше других, всё же в определённых ситуациях некоторые оказываются более полезными. В описанном сценарии можно сказать, что дар милосердия и дар служения будут наиболее ценными. Однако из Рим.12 (и параллельных стихов) мы должны извлечь урок, что мы не одинаковые, что у всех нас разные дарования. Это означает, что на одну и ту же ситуацию мы естественным образом будем реагировать по-разному. Никто из нас не должен презирать других за то, что они реагируют не так, как мы.
Проверив себя при помощи такого теста или пересмотрев свои наклонности, вы можете лучше понять, какими способностями наделил вас Бог. Что бы сделал я? Не знаю. Моя жена считает, что я бы раздавал указания, тогда как она бы искала швабру.
Как бы я ни поступил в той ситуации, я уверен, что у меня есть дар учителя. Говоря, что у меня «дар учителя», я имею в виду, что мне всегда хочется делиться тем, что я знаю (или думаю, что знаю), с другими — независимо от того, хотят они слушать или нет. Не так давно, когда я вернулся из поездки в Бангладеш, мой зять Дэн задал мне простой вопрос об этой стране — что-то вроде «Где находится Бангладеш?» Думаю, некоторые могли бы ответить одной фразой или, самое большое, одним предложением. Мой же ответ превратился в получасовую лекцию по истории, географии и культуре страны. Позже Дэн сказал своим: «Я совершил ошибку, задав один вопрос, и узнал о Бангладеш больше, чем хотел знать». Я это понимаю как дар (некоторые сказали бы «проклятие») учителя. Настоящий учитель чувствует потребность — я бы сказал, страсть — поделиться своими знаниями со всяким, кто будет слушать.
Это просто один пример. Бог дал каждому Своему чаду хотя бы один талант, чтобы тот использовал его в служении Ему. Ваш потенциал для служения в Господней церкви станет явным для вас, если вы приглядитесь к своим природным склонностям.
Нужно пробовать
Второй способ открыть в себе то или иное дарование — это пробовать! Возможно, у вас есть способность, которую вы никогда не откроете в себе, если не попробуете что-то новое. Может ли человек сказать: «Я петь не умею», если он никогда даже не пытался петь?
Многие превосходные проповедники, учителя и ведущие пение сомневались в своих способностях в этих областях, пока не попробовали — а в некоторых случаях попробовали неоднократно! И в конце концов они на опыте поняли, что могут овладеть чем-то, что они раньше никогда не делали. Более того, они достигли определённых высот в том, чем считали себя совершенно не способными заниматься.
Чтобы открыть своё дарование (или дарования), во-первых, нужно подумать, какие, по вашему мнению и мнению других, у вас природные наклонности и способности. И во-вторых, всё время пробовать себя в новых видах деятельности. Возможно, у вас есть скрытые умения. Вы сможете открыть свои таланты, если будете постоянно стараться развивать их.
Почему так важно использовать свои дары?
Третий вопрос: «Что произойдёт, если я открою те дарования, которыми Бог наделил меня, и начну использовать их в служении Богу?» Когда вы начнёте служить в соответствии с теми способностями, которые дал вам Бог, произойдут две вещи. (1) Вы станете приносить больше плодов в царстве. Если вы будете делать то, что у вас лучше всего получается, а не пытаться делать то, что лучше умеет кто-то другой, вы сделаете больший вклад в укрепление церкви, чем если бы старались служить в той области, где вы недостаточно талантливы. (2) Вы будете счастливее. Человеку «не на своём месте» трудно «всегда радоваться». Когда мы имеем возможность регулярно и последовательно заниматься тем, что нам по душе, на что мы способны, что у нас лучше получается, это делает христианскую жизнь радостным временем, а не тяжким бременем.
Как помочь другим христианам открыть свои дарования?
Рассмотрим следующий вопрос: «Как я могу помочь другим христианам найти свои дарования, своё место в царстве?» На ум приходят три совета.
(1) Учите братьев истине о Божьих дарованиях. В частности, помогайте им понять, что каждое чадо Божье обладает хотя бы одним богоданным талантом, что все роли в церкви важны, что никто не должен свысока смотреть на роль другого и что в Господнем царстве мы должны использовать все свои способности.
(2) Предоставляйте людям возможности исследовать и обнаруживать в себе дарования. Чем больше возможностей для различных видов служения в общине, тем более вероятно, что каждый найдёт такое место — служение, — где он (или она) сможет внести ценный вклад в духовный и количественный рост церкви.
(3) Поощряйте членов церкви, которые, как вам кажется, имеют таланты, о которых они могут не знать или которые не используют в Божьем служении. Мы можем оказать большую услугу Господу и тому человеку, если будем говорить: «Думаю, из тебя бы вышел замечательный проповедник или учитель» или «С твоими способностями ты можешь стать прекрасным психологом-консультантом» или «У тебя все данные для того, чтобы стать хорошим старейшиной».
Заключение
В заключение позвольте обратиться к моему личному опыту. Хоть я не обладаю некоторыми способностями, какими обладают другие, и в определённых областях служения многие люди могут быть эффективней меня, но я могу учить. Для некоторых преподавание может превратиться в пытку. Иногда преподавание бывает трудным и обременительным занятием — но только не для меня. Обычно я получаю от него удовольствие. Порой, когда всё идёт гладко — когда я хорошо знаю материал и когда все, как мне кажется, внимательно слушают и не скучают на уроке, — я бы ни с кем не поменялся местами. Я молюсь, чтобы вы нашли свой дар или дары и использовали их так, чтобы это удовлетворяло вас и было угодно Господу.