Еще одна глобальная проблема: население земли стремительно стареет.
Павел Чернышов
Главной проблемой мировой экономики становится старость. К 2035 году количество людей старше 65 лет перевалит за миллиард. Это грозит дефицитом рабочих рук. Чтобы решить проблему, государства повышают пенсионный возраст, а бизнесмены автоматизируют производство. В руках пожилых людей скапливается все больше денег, которые им хотят помочь потратить, — появляются специальные социальные сети, домашние роботы, гаджеты, сигнализирующие о падениях, и даже экзоскелеты. При этом уже после пятидесяти можно столкнуться с возрастной дискриминацией — людям приходится увольняться или переходить на низкооплачиваемую работу. Дефицит кадров, увольнения и целый новый рынок — в материале «Ленты.ру».
Мир стремительно стареет. По прогнозам ООН, к 2035 году 13 процентов людей на планете будут в возрасте 65 лет и старше, это 1,1 миллиарда человек. Долгое время доля пожилых практически не менялась. И в 1980, и в 2010 году в мире на 100 человек в возрасте от 25 до 64 лет приходилось 16 человек от 65 лет и старше. К 2035 году, по оценкам ООН, соотношение вырастет до 26 человек. Быстрее всех стареют наиболее богатые страны.
Лидирует Япония, там к 2035 году на 100 человек трудоспособного возраста будет приходиться 69 пожилых людей (для сравнения, в 2010 году их было 43), в Германии — 66 человек. В США, несмотря на относительно высокий уровень рождаемости, количество пожилых должно подняться до 44 человек на 100 человек трудоспособного возраста. Тенденция заметна и в развивающихся странах. Так, в Китае количество пожилых вырастет с 15 до 36. В Латинской Америке — с 14 до 27.
Проблемы есть и в России. По прогнозам Минфина, за ближайшие 5 лет число женщин в возрасте до 55 лет и мужчин до 60 лет снизится на 2,7 миллиона человек, при этом количество людей старшего возраста увеличится на 5 миллионов. Пенсионная реформа же даст лишь 1,7 миллиона занятых, по оценкам Минэкономразвития. Эту проблему Минфин признал главным вызовом для бюджета. Заметно растет население только в Юго-Восточной Азии и Африке, к 2035 году количество людей там может увеличиться до 5 миллиардов (против 3 миллиардов во втором десятилетии этого века).
Пенсия откладывается
Еще в 1938 году американский экономист Алвин Хансен предсказывал, что сокращение трудоспособного населения, а соответственно и рабочей силы, приведет к снижению инвестиций и, следовательно, застою. Сценарий уже сбывается. Амлан Рой, экономист Credit Suisse, подсчитал, что из-за увеличения доли пожилых граждан рост ВВП Японии в период с 2000 по 2013-й замедлился в среднем чуть более чем на 0,6 процентных пункта в год. Сокращение рабочей силы Германии, по его расчетам, снизит рост ВВП страны почти на полпункта. В Америке выход на пенсию беби-бумеров замедлит потенциальные темпы роста экономики на 0,7 процентных пункта.
Чтобы решить проблему, власти стран по всему миру начали поднимать пенсионный возраст, в противном случае работать будет некому. Еще в 2010 году Еврокомиссия рекомендовала странам ЕС рассмотреть возможности повышения пенсионного возраста до 65 лет, чтобы число пенсионеров не превышало одной трети от трудоспособного населения. Полдюжины европейских стран, включая Италию, Испанию и Нидерланды, связали установленный законом пенсионный возраст с ожидаемой продолжительностью жизни. Например, в Германии плавное повышение пенсионного возраста приведет к тому, что к 2043 году на пенсию можно будет уходить лишь с 70 лет. Впрочем, и на пенсии многие продолжают работать. Это связано с тем, что мировой финансовый кризис 2008 года оставил людей без сбережений, еще один веский стимул — отмена компаниями корпоративных пенсионных планов. В 2014 году в США продолжало работать 20 процентов американцев старше 65 лет, для сравнения, в 2000 году таких было 13 процентов. В Германии трудится почти половина немцев старше 60 лет, тогда как к концу прошлого века таких была только четверть.
Учитывая, что физические силы оставляют тело быстрее, чем когнитивные способности, больше всего шансов работать до глубокой старости у людей с образованием. Гэри Бертлесс из Брукингского института подсчитал, что в США только 32 процента мужчин со средним образованием продолжают работать в возрасте от 62 до 74 лет. Среди тех, кто получил дальнейшее профессиональное образование, таких уже 65 процентов. У женщин соотношение составляет четверть против половины. В Европе работать в возрасте 60-64 лет продолжает четверть наименее образованных граждан, среди тех, у кого есть ученая степень, таких половина. Как правило, высококвалифицированным работникам платят больше, что уже является неплохим стимулом продолжить работу. К тому же благодаря высоким доходам у них лучше качество жизни, они меньше болеют и дольше живут, а значит могут работать и зарабатывать даже в старости.
Азиатские проблемы
Старение населения приводит к нехватке рабочих рук. Чтобы решить проблему, странам первого мира приходится удерживать на работе высококвалифицированных пенсионеров и активней нанимать женщин и мигрантов. «Доля женщин трудоспособного возраста, которые фактически участвуют в экономике, за последние два десятилетия выросла примерно на 50 процентов», — отмечает Юко Киношита из Азиатско-Тихоокеанского департамента МВФ.
Решать проблему старения помогает автоматизация производства. Например, согласно правительственному плану «Сделано в Китае», к 2025 году число промышленных роботов в стране должно увеличиться в 10 раз и составить 1,8 миллиона штук. В США, по расчетам консалтинговой компании Bain & Company, объем инвестиций в автоматизацию производства к 2030 году составит 8 триллионов долларов. Однако автоматизация не только помогает решить проблему стареющих сотрудников, но и в принципе сокращает низкоквалифицированные рабочие места.
Согласно отчету международных консалтинговых фирм Mercer, Oliver Wyman и Marsh and McLennan «Двойная угроза старения и автоматизации», только 10 процентов взрослых в возрасте 55-65 лет могут выполнить новые многоэтапные технологические задачи, по сравнению, например, с 42 процентами взрослых в возрасте 25-54 лет. Как указано в отчете, если раньше, несмотря на развитие промышленности, требования к низкоквалифицированным сотрудникам практически не менялись, теперь от них начинают ждать все больше. «Картина может показаться немного мрачной», — отмечается в исследовании. Автоматизация на фоне старения населения приведет к тому, что количество доступных рабочих мест, не требующих высокой квалификации, будет сокращаться.
В Китае, Вьетнаме и Таиланде прогнозируются массовые сокращения пожилых сотрудников из-за автоматизации работы. В Южной Корее и Сингапуре риск увольнения людей старшего возраста также выше, чем у молодых, причем здесь этот показатель превосходит многие страны. В то же время в большинстве европейских стран пожилые сотрудники могут составить большинство на автоматизированном производстве. Так, в Италии молодые люди больше рискуют остаться без работы, чем их пожилые коллеги внизу корпоративной цепочки. Уже сейчас в Европе высокий уровень безработицы отмечается среди наименее образованной молодежи. Схожая картина в США, по оценке Bain & Company, из-за развития автоматизации к 2030 году в стране лишатся работы 20-25 процентов сотрудников, прежде всего рабочие с низким и средним доходом.
Быстрее всех стареет Япония. Согласно опросам, 66 процентов японцев хотят работать и после 65 лет, сейчас для таких сотрудников стараются изобретать новые ниши. Например, производитель продуктов питания Kagome и оператор универмага Takashimaya позволяют работникам в возрасте от 60 до 62 лет работать либо полный рабочий день (с той же или пониженной оплатой), либо неполный рабочий день. В зависимости от их результатов оплата при этом связывается с реальной производительностью, чтобы не создавать дополнительных расходов для компаний. Также развивается система наставничества. Например, пожилые сотрудники консалтинговой компании Mitsui оказывают услуги 650 малым и средним предприятиям, делясь своим опытом в продажах. В 1990 году Шигео Хирано в Токио создал специальное кадровое агентство Mystar 60, которые занимается трудоустройством специалистов старше 60 лет, все его сотрудники также относятся к этой возрастной категории.
Наибольший дефицит рабочих рук отмечается среди соцработников. По оценкам министерства здравоохранения, труда и социального обеспечения Японии, к 2025 году в этой сфере будет 2,5 миллиона вакансий, число пожилых людей, нуждающихся в уходе, достигнет 7 миллионов против более 5,5 миллиона в 2015 году. Решить эту проблему хотят за счет привлечения трудоспособных пожилых людей, которые будут ухаживать за сверстниками, которым уже тяжело себя обслуживать. По данным опроса правительства Японии, одиннадцать процентов пожилых людей заявили, что готовы выполнять такую работу, тем более, что речь идет о занятиях, не требующих особых навыков и физической силы, таких как уборка и стирка. Ожидается, что к 2025 году в Японии таким образом будет работать 700 тысяч граждан старше 65 лет. В качестве дополнительного бонуса пожилые соцработники получают возможность впоследствии пользоваться подобным уходом.