Джеймс Пакер
«И сказал я: кто они, господин мой? И сказал мне Ангел, говоривший со мною: я покажу тебе, кто они. И отвечал муж, который стоял между миртами, и сказал: это те, которых Господь послал обойти землю.» Зах. 1:9–10
Словом «ангелы» (греч. «вестники») обозначается особый род разумных существ, созданных Богом (другим родом является человеческий). Библия говорит нам, что ангелов сонмы (Мф. 26:53; Отк. 5:11). Это мыслящие, наделенные духовной природой существа, бесплотные и обычно невидимые, хотя иногда они действуют видимо для людей, принимая облик, напоминающий физические формы (Быт. 18:2–19:22; Ин. 20:10–14; Деян. 12:7–10). Они не вступают в брак и не подвержены смерти (Мф. 22:30; Лк. 20:35–36). Они способны перемещаться в пространстве, и легион их может занять совсем немного места (см. Лк. 8:30, где речь идет о падших ангелах).
Подобно человеческим существам, ангелы вначале подверглись испытанию, и некоторые из них впали в грех. Сонмы их, прошедшие это испытание, теперь, очевидно, утверждены в состоянии святости и бессмертной славы. Ангелы, как небожители (Мф. 18:10; 22:30; Отк. 5:11), постоянно славословят Бога (Пс. 102:20–21; 148:2) и спускаются с небес для исполнения Божьих намерений, чтобы служить христианам (Евр. 1:14). Речь идет о «святых» и «избранных» ангелах (Мф. 25:31; Мк. 8:38; Лк. 9:26; Деян. 10:22; 1 Тим. 5:21; Отк. 14:10), которым действие Божьей благодати, творимое через Христа, ныне демонстрирует мудрость и славу Божью, неведомые им раньше.
Святые ангелы охраняют христиан (Пс. 33:8; 90:11–12), особенно детей (Мф. 18:10), и постоянно надзирают за церковью Бога на земле (1 Кор. 11:10). Надо понимать так, что эти ангелы более сведущи в божественном, чем люди (Мк.13:32), и служат тем верующим, что отходят в вечность (Лк. 16:22), хотя подробности относительно любого из этих служений нам неведомы. Чтобы подчеркнуть значимость ангелов, укажем, что в то время, как мир наблюдает за христианами, надеясь увидеть их падение, святые ангелы наблюдают за христианами в надежде увидеть торжество благодати в их жизни.
Непостижимый «Ангел Господень» или «Ангел Божий», часто появляющийся в древней ветхозаветной истории и временами отождествляемый с Богом, а иногда отличающийся от Него (Быт. 16:7–13; 18:1–33; 22:11–18; 24:7, 40; 31:11–13; 32:24–30; 48:15–16; Исх. 3:2–6; 14:19; 23:20–23; 32:34–33:5; Чис. 22:22–35; Иис. Н. 5:13–15; Суд. 2:1–5; 6:11–23; 9:13–23), в определенном смысле есть Сам Бог, действующий в качестве вестника Самого Себя, так что обычно Его рассматривают как явление Бога-Сына прежде воплощения.
Обращают на себя внимание ангельские деяния в решающие моменты истории, совершающейся по Божьему замыслу спасения (во дни патриархов, во время исхода и основания закона, в период плена и восстановления, а также рождества, воскресения и вознесения Иисуса Христа); деятельность ангелов будет выдающейся также и во время второго пришествия Христа (Мф. 25:31; Мк. 8:38).
Джеймс Пакер, «Основы богословия». Издательство Швндал, Санкт-Петербург, 116стр., 2001г.