А призванных в Его присутствие Он защищает от испытаний, которые нам остаются неизвестными.
Бог Есть
Администратор
(2 Кор. 1:3–11; 7:5–16)
Одной из величественных тем Библии является добрая весть о том, что Иисус облегчает наши жизненные тяготы. Новый Завет так весь и звенит от этой радости, что христиане находят “покой душам” (см. Мф. 11:28-30). С одной стороны, законники, о которых Иисус сказал, что они “связывают бремена тяжелые и неудобоносимые» (Мф. 23:4), выдвигают непосильные требования. На другой стороне стоят те, кто находится в рабской зависимости от своих желаний. Но христиане свободны от своих самых низменных инстинктов. Вот это освобождение от бремени — благая весть христианства.
Однако у благовестия есть своя другая сторона, которая часто открывается христианам как нечто неожиданное. Активное ученичество также может быть тяжелым бременем. Помнится, как когда-то очень давно я присутствовал при обсуждении многочисленных проблем церковной жизни. За одним напряженным моментом следовал другой. Многие из них приводили к весьма неутешительным последствиям. В других случаях бремя состояло в наставлении тех, чья вера, казалось, и не думала расти. Я беседовал со многими активными христианами, которые выражали разочарованность и боль от тяжкого груза, который прямо-таки давил на них.
Мы часто преувеличиваем свое бремя, представляя себя эдакими атлантами, поддерживающими церковь наподобие того, как древнегреческий герой держал на плечах землю. Держа на своих руках церковь, мы никогда не бываем одиноки, даже если и считаем, что она держится только на нас. Но церковная жизнь — это действительно тяжелая ноша. И обиднее всего то, что мы не имеем облегчения. Проблемы сыплются со всех сторон, часто без всякого предупреждения. Это могут быть и напряженные отношения из-за вполне искренних расхождений во мнениях, и помощь в личных проблемах близких друзей. В результате мы чувствуем изнурение, зная, что невозможно просто так взять и отойти в сторону. Таким образом, груз церковной жизни часто увеличивается оттого, что мы не видим конца борьбе и не можем уйти на покой, оставив свое служение. Часто это приводит к разочарованию тех, кто ждет от христианской жизни облегчения бремени.
Согласно 2 Коринфянам, истинный ученик не расстраивается из-за разочарований, сопряженных с его служением. Он понимает, что они являются неотъемлемой частью работы Христова служителя. Павел, вынужденный доказывать, что он “Христов» (10:7), или христианин, рассказывает о своих трудах. Он “не имел покоя” (2:13) своему духу; беспокойная церковь не давала ему спать по ночам. Его огорчали непокорные люди (2:1-4). Вдобавок, перед ним встала проблема, как продолжать работу при таком плохом здоровье (12:7), усталости и гонениях. В одном особенно ярком стихе Павел говорит о таком сильном гонении, что он «отягчен был чрезмерно и сверх силы, так что не надеялся остаться в живых” (1:8). Казалось, тяжелая ноша вот-вот раздавит его. Служение не приносило ему ничего, кроме тягот. Страданиям не видно было ни конца, ни края.
С этой темы начинается 2 Коринфянам (1:3-11). Павел обычно начинает свои послания с благодарения, в котором кратко перечисляет то, о чем собирается писать (см. Рим. 1:8-17; 1 Кор. 1:4). В “благодарственном” разделе 2 Коринфянам говорится об огорчениях — эта тема проходит по всей книге (1:4, 6, 8; 2:4; 4:17; 6:4; 7:4; 8:2, 13). Есть также слова о страданиях христиан (1:5, 6). Кроме того, он упоминает время, когда он думал, что получил “приговор к смерти” (1:9). Нам не известны подробности этого случая, потому что Павел включает его только для того, чтобы напомнить нам о “бременах” Христова служителя. Привлекая наше внимание к многочисленным трудностям христианской жизни, он задает тон посланию.
Почему служение Христу должно быть таким тяжким? В 1:5 Павел, похоже, предполагает, что его читателям это понятно. Слова “умножаются в нас страдания Христовы” указывают на главное в христианской жизни: Иисус несет Свой крест не один. В Современном Переводе эта фраза переведена так: «Мы разделяем страдания Христовы». “Страдания Христовы» не закончились распятием. Они перешли в жизнь Его людей. Однажды Иисус сказал Своим ученикам, что тем, кто хочет идти за Ним, надо взять крест (см. Mк. 8:34). Павел неоднократно в образных выражениях говорит об “участии” в Христовых страданиях (Фил. 3:10). Он пишет галатам: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем” (Гал. 6:17). Он пишет колоссянам: “…Восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых” (Кол. 1:24). Потому служить Христу тяжело, и потому Христовы страдания продолжаются в церкви. Когда мы несем бремя чужой боли, мы участвуем в страданиях, начало которым положил Христос.
Те из нас, кого бремя церковной жизни приводит к разочарованию, могут поучиться на здоровом реализме, с каким Павел относится к своим страданиям ради Христа. Трудности своей работы он ни разу не назвал несчастными препятствиями в блаженном христианском житии. Тяжкое бремя “заботы о всех церквах” (11:28) было необходимой частью жизни во Христе. Так и хочется вскричать: “Так что же это за добрая весть о христианской жизни?”
БОГ ВСЯКОГО УТЕШЕНИЯ (1:3)
Примечательно то, что в 1:3-11 Павел говорит о несчастьях и бремени христианской жизни в контексте благодарения, а не затем, чтобы информировать нас о том, что христианство может быть обременительным, ибо раздел начинается словами восхваления: “Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения”. Он делает упор на Божьей силе и милосердии. Слова “благословен Бог”, которые в Новом Завете употребляются в начале письма еще дважды (Еф. 1:3; 1 Пет. 1:3) — это традиционный иудейский способ выражения благодарности Богу (см. 11:31; Лк. 1:68; Рим. 1:25; 9:5). Как Иов отвечал на страдания словами “…да будет имя Господне благословенно!” (Иов 1:21), так и Павел начинает рассказ о своих трудностях словами благодарности.
Если нам непонятно, как Павел мог переносить тяготы, которое ему принесла вера, то ответ мы можем найти в его взгляде на Бога, которого он называет “Богом всякого утешения» (1:3). Слово “утешение» во 2 Коринфянам встречается чаще, чем во всех других посланиях Павла вместе взятых. В 1:3-8 оно появляется не менее десяти раз. Это не случайность, что чаще всего слова о божественном утешении мы встречаем в том письме, где Павел наиболее подробно говорит о своих скорбях ради Христа. Павел может им противостоять, потому что Бог “утешает нас во всякой скорби нашей” (1:4). Он никогда не нес свое бремя в одиночку.
Тема, которую можно выразить словами “Бог утешает нас во всякой скорби нашей”, для Библии не нова. В Писании нигде не сказано, что вера предполагает отсутствие страданий. Когда Павел стал христианином, Господь сказал Анании: «Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» (Деян. 9:16). В Ветхом Завете Божий народ часто испытывал безысходность, а оттого и страх, что Бог оставил их или скрывается от них. Был такой момент, когда Израиль потерпел поражение, а от его городов остались одни руины. “…Нет у него утешителя” (Плач Иер. 1:2, 9). Иерусалим говорит: “Об этом плачу я; око мое, око мое изливает воды, ибо далеко от меня утешитель, который оживил бы душу мою… ” (Плач Иер. 1:16).
В трагический момент только Бог один может принести утешение. Псалмопевец говорит: “Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня” (Пс. 22:4). В одном из самых прекрасных отрывков Писания Бог обращается к своему несчастному народу: “Говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи его» (Ис. 40:1, 2).
Глядя на свой несчастный народ, Исайя предвидит тот день, когда явится некто, чтобы «утешить всех сетующих” (Ис. 61:2). Называя Бога “Богом всякого утешения”, Павел вспоминает историю своего народа. Бог не предотвращал страдания, но Он был Богом утешения.
Слово “утешать» сейчас стало таким невыразительным и дешевым, что мы очень легко можем не заметить той торжественности, с какой Павел говорит о Боге, который “утешает нас во всякой скорби нашей”. Для нас “утешить» может означать доброе слово человеку в горе. Мы говорим об “утешительном призе», “утешительном известии” и пр. В Библии “утешение» означает гораздо большее, нежели просто ласковое слово или хорошее успокаивающее средство. Божье утешение — это Его укрепляющая и спасающая сила.
Именно такой смысл вкладывает пророк в слова, обращенные к отчаявшемуся народу: “Бедная, бросаемая бурею, безутешная…» (Ис. 54:11). Затем он говорит: «Я буду водить его и утешать его» (Ис. 57:18). Когда Бог утешает — Он спасает и исцеляет.
ЯРКОЕ ВОСПОМИНАНИЕ (1:8-11)
В памяти Павла хранится яркое воспоминание о том времени, когда к нему на помощь пришел Бог. Это было, когда он терпел лишения в Асии (1:8). Он был «отягчен безмерно» и “не надеялся остаться в живых”. В памяти всплывает перегруженное грузовое судно. Фраза “не надеялся” указывает на отчаяние, потому что он не видел выхода из сложившейся ситуации. Сам он, опираясь на свои собственные возможности, найти решения не мог. Бремя служения было настолько тяжелым, что нести его не было сил. Он имеет в виду как физические, так и эмоциональные страдания: болезнь, душевную боль и волнение за церкви (см. 5:4; 11:28). Груз было не сдвинуть с места. Он грозил раздавить его.
В результате этих переживаний Павел увидел все в таком свете, который позволил ему назвать Бога “утешающим нас во всякой скорби” (1:4). Ранее Павел не рассчитывал на укрепляющее Божье присутствие. Но в момент отчаяния он научился полагаться на воскрешающую Божью силу, а не на себя (1:9). Утешая, Бог не ограничился добрыми словами. Он Своей силой спас Павла от смертельной опасности и укрепил для дальнейшего служения. С этого момента Павел открыл для себя, что Он “и еще избавит» (1:10).
Истинное христианство состоит в том, что мы открыто идем на всевозможные трудности ради Божьего дела. Но, как напоминает нам Павел, мы не полагаемся на себя. Наша вера говорит нам о Том, кто приходит нам на помощь, когда мы чувствуем, что «отягчены безмерно». Как Павел говорит далее: “…Когда я немощен, тогда силен” (12:10).
Если мы терпим неудачу в своем служении, то это часто бывает из-за того, что мы не хотим иметь такую веру в Того, кто “утешает нас во всякой скорби”, какая была у Павла. В некоторых случаях мы осуществляем свое служение, уповая на собственные возможности и умение, не оставляя места для Божьей утешающей силы. В истинном служении есть как тяготы, так и божественное утешение. Отсутствие либо одного, либо другого делает нашу работу неэффективной.
УЧАСТИЕ В УТЕШЕНИИ (1:4-7)
Божье утешение приходит многими путями. У Павла это было вызволением из безнадежной ситуации. Но Бог может утешать и через других людей. В частности, главным содержанием первых стихов 2 Коринфянам (1:3-7) является утверждение Павла, что он стал вестником Божьего утешающего присутствия. Он был утешен Богом для того, чтобы самому утешать других: “Чтобы и мы могли утешать находящихся в всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!” (1:4). Он знает, что не он один был в отчаянном положении; другие разделяют “те же страдания” (1:6), которые испытывал и он — эмоциональные, физические и духовные. И, конечно же, другим поможет, если он поделится с ними силой, которую получил от Бога. Ведь насколько легче переносить свои собственные беды, если рядом есть кто-то, кто может передать утешение, которое он уже получил.
Павел знал, что у Бога была цель в отношении его недавних испытаний. Он должен был утешать других тем утешением, которое получил сам (1:4). В одном из переводов на английский язык (NIV) слово “умножаются” в стихе 1:5 переведено таким словом, которое можно на русский язык перевести «переливаются через край”. Это удивительно образное слово позволяет представить себе церковь как братство, где “нет человека, который был бы как Остров». Наши тяготы переливаются от одного к другому. Точно так же, от одного к другому, переливается и наше утешение: мы участвуем как в страданиях друг друга, так и в утешении (1:7). Если бы мы остались один на один со своей ношей, она могла бы нас легко раздавить. Но нас в церкви укрепляют те наши братья и сестры, которые уже прошли через это и чей прошлый опыт дает надежду и нам.
Наше служение бывает неудачным, когда мы позволяем нашему личному чувству подавленности и тревоги овладеть нашим сознанием. Божье утешение приходит к нам через других людей. Если мы, подобно Павлу, в момент слабости открыли Божью силу, то этим нам надо поделиться с другими. Если мы подавлены, нам нужны те, кто может поделиться с нами утешением, полученным ими от Бога. Бремя одного может, в конце концов, послужить на пользу всей общине. Как сказал Павел: “Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения” (1:6).
ЕЩЕ ОДИН ЛИЧНЫЙ ОПЫТ (7:5-16)
Павел не только был источником утешения для других; иногда и ему требовалось утешение, которое мог ему дать только другой христианин. Было время, когда он был “стеснен отовсюду: отвне — нападения, внутри — страхи” (7:5). Переживания за церковь, где не все ладилось, очевидно, довели его до бессонницы и сильного эмоционального истощения: «Я не имел покоя духу моему, потому что не нашел там [в Троаде] брата моего» (2:13). Беспокойная церковь измучила Павла. Ее недовольство и непокорность создавали впечатление, будто все его труды были напрасными.
Трудности в церквах — не новость. Переживания Павла были вызваны открытым неповиновением в коринфской церкви, причинившим Павлу большое огорчение (2:5). Непрерывные проблемы в Коринфе довели его до отчаяния. Но он не сдавался, потому что надеялся, что Тит может привести ему добрые вести от коринфян.
Новости от Тита чрезвычайно обрадовали Павла. Коринфяне «опечалились к покаянию» (7:9). Их печаль не привела к враждебности и отказу от веры, потому что это была “печаль ради Бога» (7:10). Не часто Павел говорит о покаянии христиан. Этот отрывок является редким свидетельством убежденности Павла в том, что наши неудачи могут привести нас к “печали ради Бога», которая производит покаяние. Те, из-за кого возникают очень большие проблемы, могут измениться.
Приезд Тита стал источником нового утешения для Павла: “Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита» (7:6). Этот случай является примером того, как Божьи люди утешают друг друга. Павел был утешен потому, что Тит был утешен переменой духа христиан. Коринфяне смогли утешить Тита, который смог утешить Павла. Стих исполнен облегчения и радости. Христианская жизнь отличается не только тяжким бременем. “Теперь я радуюсь… — говорит Павел, — что вы опечалились к покаянию» (7:9). Он говорит о радости Тита, чей дух тоже получил успокоение (7:13).
Этот раздел Павел завершает словами: “Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас» (7:16). Переживания за трудные церкви могут породить безысходное чувство, будто церковная жизнь состоит из бесконечной цепи сменяющих друг друга проблем. Но церковная жизнь предполагает бесконечно больше того. Узы любви приносят воспоминания о радости и силе. Эти узы бывают настолько крепкими, что заставляют нас забывать неприятные моменты. Тит сообщил об “усердии”, «плаче» и “ревности” коринфян по Павлу (7:7). Неприятные стороны прошлого позабыты, но память о том, что их христианская верность произвела в них такую любовь, какая бывает только между соратниками, навсегда останется в их памяти. Даже Тит, который совсем мало знал коринфян, был тронут новыми узами дружбы. Павел говорит: “И сердце его весьма расположено к вам, при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом” (7:15).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если мой опыт такой же, как у большинства активных христиан, то мы можем сделать вывод, что активная преданность Христу знает и напряженные моменты разногласий, и периоды, в течение которых руководители подвергаются постоянной критике, и дни, когда ноша становится неподъемной. Я сам могу вспомнить времена откровенных разногласий с другими и сопутствующих им разочарований. Но братья-христиане всегда были для меня и источником мужества. Некоторые из тех, кого мы пытались ободрить, в конечном итоге ободряли нас! Если Павел разглядел в приезде Тита — ни больше, ни меньше — Божье утешение, то и мы, несомненно, можем видеть Бога, действующего в тех, кто приносит нам добрую весть.
Бог может и не предложить нам успокаивающее средство, которое бы сняло с нас тревогу, сопряженную с нашим служением, но Он посылает нам всяческое утешение. Он посылает его через добрых друзей, через добрые вести и через силу, которая не дает нам потерять надежду.