Игорь Сундиев, вице-президент Российской криминологической ассоциации, доктор философских наук, профессор.
Беседовала Светлана Сухова
Частенько можно встретить информацию о том, что весь цивилизованный мир совершает рывок в технологиях, а Россия отстает, будучи в изоляции.
Цифровизация — фантастический по силе воздействия фейк. Ведь фейк — это не только в чистом виде вранье, но и интерпретация, извращающая реальное положение дел. В таком случае фейк имеет в своей основе правдивые статистические данные. Например, что на Западе роботов в тысячи раз больше, чем в России. И что с того? Сколько людей удалось высвободить за счет роботизации и какова их судьба? И главное: выгодно ли это? Робот может работать почти круглые сутки, но стоить это будет недешево. Да, он может высвободить до 20 человек, но отработает в таком ритме максимум пять лет (скорее три года), а потом его надо менять, но к тому времени он еще не отобьет даже инвестиций на свое производство. Да, есть области, где без роботов нельзя, тонкая хирургия, например. Но себестоимость у таких операций выше, нежели если бы их делал человек. Уже и на Западе специалисты начинают говорить правду.
Во французской Figaro недавно было опубликовано интервью с известными экономистами, где они признались, что были поражены контрастом между рывком с 1945 по 1975 год на волне третьей промышленной революции и скромными переменами в экономиках Франции, США или Германии за последние 30 лет. Они наблюдают лишь смещение стоимости с помощью ряда цифровых инструментов, которые на самом деле не создают национальные богатства. И это понятно: больше товаров, чем уже производится, нет смысла производить — перепроизводство.
Ведь производимого с лихвой хватило, чтобы полностью искоренить голод на планете, и если на Земле еще кто-то недоедает, то это скорее проблема перераспределения продуктов, нежели их физического отсутствия. В мире сегодня потребляется только 40 процентов изготовленной пищи, так что была бы политическая воля, накормить можно и все 7 млрд. Тут и цифры говорят сами за себя: по данным Всемирной организации здравоохранения, 900 млн землян голодают, тогда как 1,5 млрд человек страдают от ожирения. Выходит, голод, границы оплаты труда, величины сверхприбылей и тому подобные понятия — искусственно созданные.
В мире много есть еще такого — искусственно созданного. Ну вот, скажем, еще один фейк, прочно вбитый в сознание миллионов, о том, что качественного скачка в технологиях никак не удается достичь. Между тем еще лет 30–40 назад возникло такое понятие, как «закрывающая технология». Речь об изобретениях, позволяющих кардинально решить какую-либо проблему в любой области жизнедеятельности. Например, известный концерн Toyota некогда презентовал электроскутер. На одной зарядке он мог проехать 2 тысячи километров с максимальной скоростью 200 км/ч. Но в массовое производство его не пустили. Почему, думаю, понятно.
А вам известно, что первые аккумуляторы на «холодной плазме» были разработаны еще полвека назад? Величиной с бочку, они были способны питать среднестатистический поселок в 500 жителей целый месяц. Как думаете, почему их ждала судьба того самого скутера? Да все по той же причине: такая продвинутая технология закрывала целые промышленные отрасли, которые составляют ныне основу благополучия многих индустриально развитых государств, меняла бы привычную картину мира. В итоге на ненужное сегодня производство продолжают идти бесценные и невозобновляемые ресурсы планеты, а в информационной повестке дня сегодня не новые горизонты развития, а цифровизация.
Реймонд Курцвейл (американский изобретатель и футуролог. — «О») дал миру время, чтобы прозреть и исправиться до середины века, после чего, по его расчетам, мы окажемся в точке бифуркации (критическое состояние системы. — «О»). Хотя, возможно, и такого времени у человечества в резерве уже нет, поскольку возникли новые угрозы. Одна из них получила условное название «война Шрёдингера» — по имени знаменитого австрийского физика Эрвина Шрёдингера, занимавшегося вопросами теории неопределенности. Речь идет о возникновении неконтролируемого процесса — максимальной дезориентации и хаотизации общества из-за возрастания той самой неопределенности. В основе процесса самозапуск разрушительного механизма — малозаметное поначалу, а затем обвальное разрушение мотивационных систем, при котором изменение структуры потребностей человека приводит к невозможности достижения им социально значимых результатов деятельности, то есть к утрате потребности в творческом созидании и в эмпатии.
Был такой американский психолог Абрахам Маслоу, предложивший концепцию «пирамиды потребностей», названную его именем, — их ранжирование по значимости для жизни человека. В ее основании — витальные потребности человека (органические потребности в материальном обеспечении жизнедеятельности, в максимально высоком ранге и статусе, а также в безопасности, в продолжении рода и др.), а на самой вершине — познавательные, эстетические потребности и самоактуализация. Проще говоря — потребность в творчестве и развитии личности, в том, что отличает нас, людей, от обезьяны и от зоопопуляции. Когда эта пирамида работает, эволюция движется вперед.
А если этого нет, то жизнь не останавливается, но развитие… Большинство живущих сегодня имеют возможность удовлетворять базисные потребности «пирамиды Маслоу» и заявлять об этом во всеуслышание, чего не было во все предыдущие века. Благодаря этому в соцсетях вместо философских споров мы видим тонны селфи и миллионы постов про еду. Но вот со стремлением к реализации высших потребностей (опять же у большинства) — проблемы.
Сегодня это движение всячески тормозится, например, навязчивой рекламой шикарного образа жизни. Людям активно внушают, что стремление к творчеству и саморазвитию — химера, а смысл жизни — только в зарабатывании денег, причем здесь и сейчас. По сути, так называемая цивилизация потребления становится на путь саморазрушения: происходит деструкция высших потребностей, место которых занимают низшие, а социум начинает деградировать.
Альтернативы вроде есть, но они требуют, по мнению экспертов, от самого социума известного напряжения: понимания уровня угроз, осознания необходимости перехода к иному вектору развития и т.д. Вот только как этой новой вменяемости от увлеченного потреблением человечества добиться, никто, похоже, пока не знает…
Возвращение к Божественному откровенно и Божьему плану спасения человека уже здесь на земле. То есть человек, своими разумом, уже приведшего его в многочисленные тупики, уже на может сам «за волосы» вытащить себя их трясины системных глобальных деструкций – смыслополагающего тупика своего бытия.
Журнал «Огонёк» №15 от 22.04.2019, стр. 14.