Ждать ли нам экономического роста от нацпроектов или какой эффект дадут вложения 26 триллионов рублей?
Алексей Кузнецов
Ждать ли нам экономического роста от нацпроектов?
В ближайшие годы правительство планирует реализовать масштабную инвестиционную программу. Федеральный бюджет планирует вложить в различные национальные проекты 13,2 трлн рублей. Остальные деньги должны собрать в регионах плюс за счет частных инвесторов. Как это отразится на экономике? Разбираемся вместе с экспертами.
На что потратят средства
Экономика любой страны растет только за счет инвестиций. Другое дело — в какие сферы направлять потоки денежных средств. В идеале они должны идти туда, где можно получить наибольший мультипликативный эффект. В ближайшие шесть лет общий объем инвестиций в различные отрасли составит 25,7 трлн рублей.
Как поясняют в правительстве, «главные цели проектов — обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития страны, а также повышение уровня жизни и создание условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека».
При этом около 70% расходов планируется распределить по 4 основным направлениям: проекты в области демографической политики (12%), проекты в области экологии (16%), строительство дорог (19%) и инфраструктурные проекты (25%).
Как отразится на экономике
Стоит отметить, что часть средств в бюджетах уже была запланирована. Поэтому реальный рост инвестиций будет не таким высоким. Зато эффект для разгона экономического роста мы сможем получить уже в этом году.
— Прямой эффект нацпроектов в 2019 году может достичь 0,2% ВВП. Однако размер общих расходов бюджета не является аналогом стимула, который получит экономика. Поддержка экономике от нацпроектов будет сочетанием чистого увеличения прямых расходов и их мультипликативного эффекта на рост, — считает Наталия Орлова, главный экономист Альфа-Банка. — Прямой эффект учитывает масштаб чистого стимула, который может быть ограничен в том случае, если новые расходы будут профинансированы за счет повышения налоговой нагрузки или сокращения прочих расходов.
В то же время, как отмечает эксперт, помимо прямого эффекта на рост, факт расходования этих денег на решение проблемы структурных узких мест может создать мультипликативный эффект. В разных странах госвложения влияют на экономику по-разному. К примеру, по расчетам МВФ, в США эффективность бюджетных инвестиций почти в три раза больше, чем в России. А в России она находится на уровне ЮАР.
— Косвенный эффект на рост может составить не более 0,1% ВВП. Такое значение бюджетного мультипликатора остается в рамках интервала его средних значений для других стран развивающихся рынков, хотя и ниже, чем значения аналогичного мультипликатора для развитых стран, — считает Наталия Орлова.
По оценкам экономиста, план инвестиций в рамках программы нацпроектов может ускорить потенциальный рост до 1,6% в 2024 году. Тем не менее это хуже, чем в среднем по миру. Для сравнения, развитые страны растут в среднем на 2% в год, а развивающиеся — на 3%. В Минэкономразвития предполагают, что с 2022 года российская экономика будет расти темпами не ниже 3% в год.
Газпром показал рекордную прибыль
Газовый монополист представил отчетность по МСФО за IV квартал и 2018 год с впечатляющими финансовыми результатами. Так, годовая чистая прибыль увеличилась в 2 раза и составила почти 1,5 трлн рублей. Это стало историческим рекордом за всю историю компании. Выручка Газпрома выросла на 25,5% — до 8,2 трлн рублей.
При этом операционные расходы компании выросли только на 8% — до 6,2 трлн рублей. Из относительно негативных моментов в отчетности — рост долговой нагрузки. Тем не менее, учитывая наращивание капитальных вложений (реализация «Турецкого потока» и Nord Stream 2), это было ожидаемо.
Сбербанк занял 40 процентов на рынке бизнес-карт
Только за первый квартал этого года крупнейший российский банк привлек 171 тысячу новых корпоративных клиентов. В итоге операционный доход от корпоративно-инвестиционного бизнеса в январе — марте превысил прошлогодний на 11%. Это связано с запуском различных сервисов для предпринимателей: технология дистанционной регистрации бизнеса и открытия счета (РБиДОС), сервисы «Свое дело», «Курьер», Business Travel и «Управление договорами инкассации онлайн». В итоге доля Сбербанка на российском рынке бизнес-карт достигла 40%. Блок «Корпоративно-инвестиционный бизнес» Сбербанка сейчас обслуживает более 2,3 млн активных клиентов-юрлиц. Только за три месяца их число выросло на 6%.
— Мы продолжим активно наращивать клиентскую базу, при этом развивая новые сервисы, в том числе цифровые, — говорит вице-президент Сбербанка Станислав Карташов.