Баллада о суете и уме, упустившим свой шанс. Разум, отвергающий Бога, становится превратным умом, который побуждает «умников» делать непотребства, и всякую неправду.
Бог Есть
Администратор
О познавательной суете человека, который за массой больших и малых фактов и свидетельств не замечает Бога, пропускает Его мимо своего сознания, воли апостол Павел размышляет в книге Послания римлянам.
Суета значит разменяться на мелочи, глубины мировоззренческой суеты человека:
«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду людей, подавляющих истину неправдой. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце, — называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение.
И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти, однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1:18–32).
Если говорить о самом элементарном, то в чём вы больше всего нуждаетесь? Представьте себе кораблекрушение. Человек цепляется за обломок корабля; волна его выбрасывает на необитаемый остров. Вся его одежда — лишь то, что на нём. Он строит шалаш и питается дарами земли. Если человек старается просто выжить физически, то его нужды немногочисленны и просты. Но человек — это не только тело.
Величайшая нужда человека не пища, одежда и крыша над головой. Апостол Павел сказал бы, что величайшая нужда человека — это Христос и евангелие. Вот почему он всю свою жизнь посвятил возвещению евангелия Христа. В Рим. 1:16, 17 он говорит: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, иудею, потом и эллину. В нём открывается правда Божия от веры в веру, как написано: “Праведный верой жив будет”. Замечательные слова. Человек может жить. Может жить духовно. Он может быть в согласии с Богом. Павел говорит, что евангелие — это сила Божья оправдать людей пред Богом. Это сила Божья ко спасению всех верующих. Стихи 16 и 17 в Рим.1 заявляют тему, основной тезис Послания к римлянам: «оправдание верой».
Вначале этого изумительного письма Павел говорит о всеобщей нужде в евангелии. Вряд ли человеку будет интересна добрая весть, если он не понимает своей нужды. Каждый час кто-то где-то ложится на операцию. Но вряд ли человек ляжет под нож, если вначале не убедится в необходимости хирургического вмешательства. Так же обстоит дело и в духовной сфере. Человек может иметь огромную нужду, но если он не понимает этой нужды, то он едва ли будет что-то по этому поводу делать. Павел говорит, что благовествование есть сила Божья ко спасению. Он также показывает всеобщую нужду в евангелии. В Рим. 1—3:20
Павел делит всё человечество на три группы.
Каждый человек, независимо от того, кто он, найдёт себя в одной или нескольких из этих трёх категорий. Прежде всего, в 1:18–32 Павел говорит, что некоторые согрешают в своём умствовании. Во-вторых, в Рим. 2 и 3 Павел объясняет, что некоторые представляют из себя реформированных и религиозных грешников. Но есть и верующие, принявшие Бога и Его истины. Каждый человек, способный дать отчёт в своих поступках, входит в одну или более таких категорий. Цель Павла — подчеркнуть, что, независимо от того, кем человек является, он виновен перед Богом и подлежит суду и гневу Божьему. Такой человек отчаянно нуждается в евангелии.
А теперь давайте остановимся на 1:18–32, где Павел уделяет внимание первой категории грешников, умствующему грешнику. Умствующий грешник путём логических рассуждений выбрасывает Бога из своих мыслей. Он не хочет думать о Боге. Думать о Боге означало бы осудить свои злые дела.
В 1:18, сразу же после разговора о благовествовании и о том, что оно есть сила Божья ко спасению, Павел переходит к Божьему гневу. Он говорит: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду людей…» Человек часто отвергает тот свет, который даёт Бог. В Ин. 3 Иисус говорил о свете, который Бог пролил на человека, и как человек отвергает этот свет:
«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был через Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божьего. Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:17–19).
Бог включил в этом мире свет. Имея свет в своём распоряжении, человек может искать и найти Бога. Проблема, как указывает Иисус в Ин. 3, в том, что люди больше возлюбили тьму, нежели свет, потому что их дела злы. Человек отвергает данный Богом свет.
В Ин. 7 Иисус заложил принцип, чрезвычайно важный для всякого, кто ищет истину. Он сказал: «Кто хочет творить волю Его, тот узнает об этом учении» (ст. 17). Замечательные слова. Если человек решил, что хочет познать Бога, то, как говорит Иисус, он узнает об учении. Когда искренне настроенный человек ищет истину, Бог каким-то образом поможет ему найти её. Проблема в том, что истина обличает людей и убеждает их в том, что они нуждаются в Боге. Она убеждает их, что они враждуют с Богом. Эту вражду можно прекратить, сказав себе «нет», а Богу — «да». Это неестественно для человеческой гордости, ибо из гордости человек может не захотеть ощутить нужду в Боге. Тогда он не захочет познать и истину. Он может отвергнуть Божий свет и возлюбить тьму, потому что его дела злы. Стих 18 говорит, что такой человек подавляет истину неправдой. Он попирает истину.
Такой человек отвергает внутренний свет
Какой свет Бог явил человеку? В Рим. 1 содержится ответ на этот вопрос. Апостол указывает, что человек часто отвергает внутренний свет. Бог даёт каждому человеку внутренний свет. Называйте его, если хотите, совестью. Вот что сказано в 1:19: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им». Дословно Павел говорит «явил в них». Бог вложил в каждого человека нравственное начало, совесть. Поэтому человек по своей натуре глубоко религиозен — и он с этим ничего поделать не может. Не мы с вами решаем, быть нам религиозными или нет. Человек может сказать: «Я не очень религиозен». Он имеет в виду, что он стоит в стороне от религиозной активности как таковой. И тем не менее, он религиозен.
Бог сделал нас неизлечимо религиозными. Сердца всех людей жаждут Бога. Кто-то может сказать: «Я и не знал, что внутри меня такая жажда», но, как бы там ни было, она есть. В каждом человеке существует жажда, которую может утолить только Бог. Человек пытается утолить её разными способами. Человек знает, что он несчастлив, но он хочет быть счастливым. Внутри его постоянно что-то гложет. Он может отдавать себя удовольствиям, может своей пищей сделать образованность, может окружить себя богатством, может стремиться к власти над людьми. Что он делает? Он стремится утолить свою тоску, которая гложет его изнутри. Понятное дело, ничто из этого никогда не сможет утолить её. Августин сказал: «Ты сотворил нас для Себя, и мы не знаем покоя, пока не находим покой в Тебе». В Пс. 41:2 Давид восклицает: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» Эта жажда существует. Мы можем подавлять её. Мы можем отрицать её. Мы можем игнорировать её. – Да. Но она есть.
Умствующий грешник хочет прогнать Бога из своих мыслей. Он не хочет, чтобы Бог управлял его жизнью. Он хочет поступать по-своему, ходить своим путём. Его душа жаждет, но он справедливо подпадает под осуждение и Божий гнев. Он отвергает данный Богом свет, который говорит: «Бог есть, и я Его должник». Умствующий грешник отвергает внутренний свет, свет совести.
Такой человек отвергает внешний свет
Павел также показывает, что умствующий грешник, стремясь вытеснить Бога из своих мыслей, отвергает свет сотворения, или свет внешний. В стихе 20 сказано: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…» Бог не видим человеческому глазу. Он невидимый. Но невидимое Его сделалось видимым. Каким образом? Павел пишет, что невидимое ясно видно через творение. Он говорит о сотворённом мире. Бог создал мир, и этот мир является свидетельством, видимым свидетельством невидимого Бога. В Пс. 18:2 Давид говорит: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь».
Человек со своим рационализмом может посмотреть на мир и сказать, что всё это произошло случайно. Он утверждает, что миллионы лет назад произошёл большой взрыв, в результате которого возникла вселенная. Но, делая подобный вывод, он замалчивает истину о Боге. Сотворённый мир вещает о существовании Бога; он свидетельствует о том, что Бог есть. Мы с вами обязаны принять это свидетельство и искать Бога. Умствующий грешник, не желающий думать о Боге, отвергает этот свет. От отвергает внутренний свет, свою нравственную совесть, и он отвергает внешний свет, сотворённый мир, который говорит о существовании Бога.
Такой человек отвергает небесный свет: шесть Божьих судов над ним
В наши дни мы имеем дополнительное свидетельство существования Бога. Бог говорит с человеком. Его слово открыто в Библии. Отвергая существование Бога, человек также отвергает и свет Божьего Слова, небесный свет. Вот Библия. Как мы должны смотреть на неё? Должны ли мы считать её лишь произведением нескольких немощных людей, собственными человеческими силами написавших эту книгу, которой нет равных? Свидетельство о Библии, как внутреннее свидетельство самой Библии, так и внешнее свидетельство вне её, говорит, что Библия есть Слово Божье. Мы с вами призваны принять это Слово как Божье откровение. Когда мы отворачиваемся от Слова, мы отвергаем свет.
Рационально мыслящий грешник хочет выкинуть Бога из головы и таким образом отвергает свет, данный Богом. Он не придаёт значения тому миру, который говорит, что Бог есть, и лишь мимоходом думает о Библии как о Божьем откровении. За то, что он отвергает этот свет, Божий гнев, или осуждение, падёт на умствующего грешника.
В Рим. 1 говорится о шести судах. Прежде всего, говорит Павел, «омрачилось несмысленное их сердце» (1:21). Если человек возлюбил мрак, то Бог позволит ему ходить во тьме и никогда не выйти на свет.
Стих 22 называет второй суд: «Называя себя мудрыми, обезумели». Когда человек изгоняет Бога из своих мыслей, он становится глупцом. «Сказал безумец в сердце своём: “Нет Бога”» (Пс. 13:2). Человек может даже соглашаться, что Бог существует, но если он живёт так, будто Бога нет, то он безумец.
Третий суд Божий возвещается в стихе 23: «И славу нетленного Бога изменили в образ». Когда человек отвергает Бога, он обращается к идолопоклонству. В древние времена человек сам делал себе богов. Он строил своим богам храмы. Человек двадцать первого века в современном мире слишком искушён, чтобы кланяться каменному или деревянному богу. Но у него есть свои боги. Его богом может быть он сам, его работа или собственность. Если вы отвергаете Бога ради собственности, то Бог позволит вам и дальше служит своему идолу.
Четвёртый суд Божий мы видим в стихе 24: «Предал их Бог в похотях сердец их». Бог позволит вам с головой окунуться в ваши похоти, если вы этого хотите.
В-пятых, в стихе 26 Он предал их аморальным поступкам: «Потому предал их Бог постыдным страстям». В этих стихах Павел говорит о гомосексуализме и осуждает его, говоря, что за такие дела грядёт суд Божий. Мы можем попытаться сделать грех респектабельным, толерантным и в аргументации высоколиберальным, но Бог называет грех грехом. Если человек упорно продолжает совершать безнравственные поступки, то Бог не станет препятствовать.
В стихе 28 говорится о шестом суде Божьем. Он предаёт их развратному уму — совершать недостойные поступки. Если вы решите отвернуться от Бога и поступать так, как угодно вам, то Бог позволит вам делать это. Он позволит вам погибнуть в вашем непотребстве.
Трагедия суетливого ума
В Рим. 1 говорится о трагедии умствующего грешника. Если человек решает выкинуть Бога из головы, то Бог не станет навязываться ему. Он позволит нам забыть о Боге. Но если мы выберем этот путь, то должны будем за это ответить. Мы несём ответственность за то, как поступаем со светом, который даёт Бог.
Прежде чем сказать, что Бога нет, серьёзно подумайте о свидетельствах Божьего существования. Прежде чем жить так, будто Бога нет и Он никак не влияет на вашу жизнь, прочтите внимательно Рим. 1, где говорится об умствующем грешнике, под описание которого подпадают многие живущие в мире сегодня.