Преувеличенная роль вождя сил зла.
Джеймс Пакер
«И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.» (Иов.1:6)
О сатане, вожде падших ангелов, как и о них самих, полная информация дается лишь в Новом Завете. Значение его имени — «соперник, противник» (враг Бога и народа Его), именно так он и назван в Ветхом Завете (1 Пар. 21:1; Иов 1–2; Зах. 3:1–2).
Новый Завет открывает иные титулы сатаны: «диавол» (diabolos), то есть клеветник (клеветник народа Божьего: Отк. 12:9–10); «Аполлион» (Отк. 9:11), то есть губитель; «искуситель» (Мф. 4:3; 1 фес. 3:5) и «лукавый» (1 Ин. 5:18–19); имена «князь» и «бог мира сего» указывают на сатану как на начальствующего над безбожной жизнью людей (Ин. 12:31; 14:30; 16:11; 2 Кор. 4:4; ср. Еф. 2:2; 1 Ин. 5:19; Отк. 12:9). Иисус сказал, что сатана был всегда человекоубийцей и отцом лжи, то есть он — родоначальник лжи и покровитель всей производной лжи и обмана (Ин. 8:44). Наконец, сатану отождествляют со змеем, обманувшим Еву в Эдемском саду (Отк. 12:9; 20:2). Таким образом, сатана изображен в Писании как существо невообразимой низости, злобы, ярости и жестокости, направленной против Бога, против Божьей истины и против тех, кого Бог возлюбил и спас.
Павел, указывая на изощренность сатаны в искусстве обмана, утверждает, что сатана может принимать вид ангела света и выдавать зло за добро (2 Кор. 11:14). Сатанинская губительная свирепость подчеркивается в сравнении его с рыкающим львом (1 Пет. 5:8) и драконом (Отк. 12:9). Как был сатана заклятым врагом Христа (Мф. 4:1–11; 16:23; Лк. 4:13; Ин. 14:30; ср. Лк. 22:3, 53), так и ныне он — враг христиан, всегда стремящийся нащупать их слабые места, увести их с пути истины и подорвать в них веру, упование и волю (Лк. 22:32; 2 Кор. 2:11; 11:3–15; Еф. 6:16). Относиться к сатане следует серьезно, ибо коварство и хитрость делают его опасным, однако не настолько серьезно, чтобы трепетать перед ним, поскольку он поверженный враг. Он сильнее нас, но Христос одержал над ним верх (Мф. 12:29), и христиане тоже справятся с ним, когда противостанут ему с помощью Христа (Еф. 6:10–13; Иак. 4:7; 1 Пет. 5:9–10). «…ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4).
Признавать реальное существование сатаны, серьезно относиться к его вражескому противодействию, учитывать его стратегии (какие угодно методы и способы, лишь бы они не имели отношения к библейскому христианству) и всегда быть готовым противостоять ему — все это не значит впасть в ересь дуализма — веры в двух богов, доброго и злого, ведущих между собой войну.
Сатана является творением, пусть и сверхъестественным, но не божественным; у него много знаний и силы, но он не всеведущ и не всемогущ; он может передвигаться так, как не может человек, однако он не вездесущ; сатана — уже поверженный мятежник, сильный настолько, насколько позволил ему Бог, и к тому же приговоренный к погибели в огненном озере (Отк. 20:10).
Джеймс Пакер, «Основы богословия». Издательство Швндал, Санкт-Петербург, 116стр., 2001г.
Чукча христианин
Если в двух словах, дьявол это искуситель для слабых и не уверенных в себе людей