Дмитрий Логинов, к.э.н., старший научный сотрудник ИНСАП РАНХиГС.
Экономические показатели не всегда могут отобразить самоощущение граждан в текущем времени. Скажем, доход может распределяться неравномерно, а благополучие не имеет прямой связи с деньгами как таковыми.
В некоторых случаях уровень благополучия можно измерить, только напрямую спросив у людей: вы довольны? Статистика может показывать что-то позитивное: предположим, что в среднем у жителей России большая зарплата. Но вместе с тем у населения отсутствует доступ к медицине, то есть врачей практически нет, и со своей высокой зарплатой жители не могут получить помощь. И понятно, что уровень жизни от этого падает.
Значит, нужно определиться с критериями удовлетворенности и методами их измерения — так мы поймем, куда движутся страна и общество. Таким образом, мы приходим к некоему большому индикатору, который позволяет выяснить субъективные ощущения людей на фоне социально-экономической картины.
В развитых странах мира, включая Россию, население охвачено исследованиями подобного рода довольно хорошо и активно в них участвует. Например, в России несколько ведущих социологических организаций с 1980-х гг. проводят регулярные наблюдения, длительность некоторых из которых превышает 20 лет. На сайтах «Левада-центра», «ВЦИОМа», РОС можно найти данные опросов о том, как себя чувствуют граждане и насколько они уверены в завтрашнем дне.
Наш институт ведет ежемесячный мониторинг социально-экономического положения и самочувствия населения. В марте мы предлагали респондентам оценить удовлетворенность своей жизнью по девяти индикаторам: «Питание», «Здоровье», «Личная безопасность», «Досуг», «Экологическая ситуация», «Размер доходов», «Возможность оплаты медицинских услуг», «Возможность оплаты образования», «Возможность помощи от окружающих».
Результаты подобных исследований находят отражение в международных публикациях. Последняя из тех, что я видел, — это рейтинг стран мира по уровню счастья, подготовленный в рамках международной программы «Сеть решений устойчивого развития» при Организации Объединенных Наций (в нем лидируют Финляндия, Дания и Норвегия — прим. ред.). В нем обобщаются социологические и статистические индикаторы, в том числе исследуется влияние политики государства на уровень счастья в стране. Но чаще всего в подобных исследованиях не используется термин «счастье», поскольку он достаточно узкий и не всегда связан с социально-экономической проблематикой.
Согласно мартовским исследованиям, сферами жизнедеятельности, которыми большинство российского населения полностью или частично удовлетворено, стали питание, жилищные условия и личная безопасность. Сферами, которыми абсолютно не удовлетворена половина населения, оказались размер дохода, а также возможность оплачивать медицинские и образовательные услуги. Что касается перспектив своего материального благополучия, выше всех их оценивают респонденты в возрасте до 30 лет.
Записала Людмила Брус