Бог Есть
Я часто замечал, какие изощренные меры предосторожности предпринимаются музеями, чтобы уберечь свои сокровища. Тысячи людей, выстраивавшиеся в очередь, чтобы посмотреть на сокровища Тутанхамона, видели, как много сил было положено на защиту экспонатов за стеклянными витринами.
Ни один ответственный человек не позволит, чтобы чей-то бездумный поступок испортил сокровище, которому три тысячи лет. Во всех музеях за безопасностью картин, если они не защищены стеклянным футляром, следят электронные устройства, подающие звуковой сигнал при малейшем прикосновении к полотнам. Любая ценность, будь она в музее или дома, требует особого обращения, потому что жалко видеть, как портится бесценная вещь.
Учитывая все это, можно представить себе, какой шокирующий эффект производят слова Павла во 2 Кор. 4:7: “Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах…» Глиняными сосудами во времена Павла были дешевые глиняные горшки. Археологи, раскапывающие такие древние города, как Коринф, находят тысячи фрагментов подобных глиняных горшков и кувшинов. Эти “не разлагаемые микроорганизмами” предметы чаще всего выбрасывали, возможно, из-за их большого количества и дешевизны. Как показывают бесчисленные черепки, горшки и кувшины были очень хрупкими. В них было удобно хранить продукты, но никому бы и в голову не пришло положить хоть в один из них сокровище. Сокровище помещали туда, где оно могло быть надежно защищено от воздействия стихий или человеческой алчности. Поэтому слова Павла: “Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах”, — звучали весьма необычно.
Сила принадлежит Богу
Если бы только “суперзвезды” могли служить Богу, то мы, возможно, неверно определяли бы источник силы. Но когда Бог действует через глиняные сосуды, становится ясно, что сила исходит от Него. Слово “сила» (динамис) в 1 и 2 Коринфянам встречается несколько раз (см. 1 Кор. 1:18, 24; 2:5; 2 Кор. 12:9; 13:4) — возможно, в ответ тем, кто хвастался своей силой совершать нечто необычное. Павел постоянно напоминает своим братьям, что Бог предпочел явить Свою силу в человеческой слабости (2 Кор.12:9; 13:4), потому что в таком случае безошибочно видна Божья сила. Именно в слабости креста Божья сила стала наиболее очевидной.
Джеймс Стюарт рассказывал о работе Муди в Бирмингеме, что в Англии. Когда Муди проповедовал во время миссионерской кампании, на вечерних собраниях неизменно присутствовал один скептически настроенный человек, критически наблюдавший за методами благовестника. В конце концов, он подошел к Муди и сказал: «Я посмотрел на то, что вы тут делаете, и пришел к выводу, что это истинно от Бога. И я скажу вам, почему. Потому, что я не вижу никакой возможной связи между вами лично и результатами вашей работы. Поэтому это должно быть от Бога!”
Павел указывает, что Бог может использовать нас не вопреки нашим несовершенствам, а именно благодаря им. Серьезное отношение к учению Павла, несомненно, позволит нам обнаружить явную опасность заражения мирскими представлениями о силе и попытки построить царство своими собственными силами. Эта ошибка была совершена противниками Павла, которые постоянно заявляли о своих собственных дарованиях. Если наше служение истинно, мы признаем, что Бог — умелый горшечник, который может использовать нас к Своей славе.
Притесняемы, но не повержены (2 Кор. 4:8-15)
То, что Павел — хрупкий сосуд, явствует из поэтических строк 4:8, 9. В четырех схожих фразах он сравнивает себя с глиняным сосудом. В первой части каждой фразы он говорит о своей слабости. Он «притесняем”, “в отчаянных обстоятельствах”, “гоним” и “низлагаем”. Эти слова говорят о беззащитности того, кто не может противостоять сокрушающим его силам. Он осознает, что сам он бессилен. Эти фразы похожи на другие места, где Павел перечисляет страдания, “говорящие в пользу” того, что он истинный ученик (2 Кор. 6:4-6; 11:23-29). Он известен своими слабостями, а не своей замечательной силой.
Павел не ставит перед собой цель подчеркнуть свои многочисленные страдания, так как каждый раз вслед за упоминанием испытаний, сопровождавших его служение, идут слова “но не». Иначе говоря, он беспомощен, но не разбит. Несмотря на свою слабость, он ни разу не был побежден. Апостол вспоминает случаи, когда Бог спасал его в самых тяжелых обстоятельствах (см. 1:8-11). Читая слова Павла “притесняем, но не стеснен”, мы вспоминаем многочисленные стихи, где он говорит о “скорбях”, “страдании”, “тесных обстоятельствах» (1:4, 8; 2:4; 4:17; 6:4). Переведенное таким образом греческое слово флипсис означает “быть сдавленным, придавленным, сжатым” с такой силой, которая приводит к раздавливанию, разрушению. В Современном Переводе этот стих звучит так: “Нас притесняют, но мы не повержены”. Знаком христианина является не отсутствие страданий, а тот факт, что он не бывает сокрушен ими.
Павел также “не отчаивается”, “не оставлен” и “не погибает». Когда Павел пишет, что он “не надеялся” (1:8), он не вкладывает в эту фразу смысл полной капитуляции. Он разделяет убежденность других библейских авторов в том, что, если люди могут оставить нас (2 Тим. 4:10, 16), Бог не оставляет никогда. Бог говорит: “Не оставлю тебя и не покину тебя” (Евр. 13:5). Павел знает, что нас, как “глиняные сосуды”, можно “кинуть». Мы становимся жертвами многочисленных нападок на нашу работу. Но разбить, уничтожить нельзя. Поэтому истинное христианство характеризуется духом уверенности, что его не сокрушить, не лишить надежды, не оставить и не уничтожить. Эта уверенность вырастает из нашего убеждения, что Божья сила действует в Его глиняных сосудах.
Одной из самых примечательных особенностей 2 Коринфянам является частое напоминание Павлом о том, что его страдания “являют” его как истинного Христова служителя (2 Кор. 6:4; 11:23-29; 12:8-11). Павел говорит, что его немощь свидетельствует о том, что он “всегда носил в теле мертвость Господа Иисуса» (4:10), ибо Иисус Сам был беззащитным человеком, гонимым и обижаемым. Для врагов Иисус был слабым и смешным. Он был, как говорит Павел, “распят в немощи” (2 Кор. 13:4). Иисус, как и Его служители, был хрупким сосудом, который страдал и умер. Испытывая боль и слабость, истинный христианин участвует в судьбе Иисуса. Павел часто говорит о своем участии в страданиях Иисуса (Фил. 3:10; Гал. 2:20; 6:17).
Павел хочет сказать, что нет ничего постыдного в слабости и хрупкости Божьего служителя. Павел со всеми его многочисленными недостатками мог бы развить в себе комплекс неполноценности. Некоторые в сравнении с ним были просто “звездами». Но Павел напоминает о том, что Сам Иисус был немощным. Многие в Иерусалиме считали Иисуса самым обычным человеком. Солдаты, насмехавшиеся над Ним, не видели в Нем особой силы и славы.
Великий русский писатель Иван Тургенев описал сон или видение, которое позволило ему понять человечность Иисуса. Он увидел себя юношей, почти мальчиком, стоящим в низко срубленной деревянной церкви. Впереди него стояло много людей, все светловолосые крестьянские головы. Время от времени они начинали раскачиваться, падать, подниматься, как спелые пшеничные колосья, колеблемые летним ветром. Вдруг сзади подошел человек и встал рядом с ним. Он не оглянулся, но почувствовал, что этот человек — Христос. Душевное волнение, любопытство, благоговейный страх овладели им. Он сделал усилие и посмотрел на своего соседа. Лицо как лицо, лицо такое же, как у всех других людей. “Что же это за Христос такой?” — подумал он. Такой обыкновенный, обыкновеннейший человек. Этого не может быть…
Он не мог постичь, как это лицо Христа может быть таким же, как лица всех людей. Чудо воплощения и состоит в том, что Бог предпочел говорить через человека, который есть глиняный сосуд, а не “сверхчеловек», обращающий камни в хлеб, прыгающий с храмов или силой ведущий за собой людей.
Нам нужно признать, что Иисус “уничижил Себя Самого» (Фил. 2:7), лишив величия и став в определенном смысле обыкновенным. Тогда мы будем готовы к тому, чтобы принять славу воскресения, когда Божья сила была явлена в немощи. Павел знает, что Божья воскрешающая сила, Его “жизнь» (4:11) может проявиться в его плоти лишь тогда, когда он немощен. Настойчивое “но не» Павла — это уверенные слова человека, который знает, что те, кто разделяет слабость Христа, также разделяют и Его силу. Как дальше говорит Павел: “Ибо, когда я немощен, тогда силен” (2 Кор. 12:10).
Чтобы увидеть Божью силу в наших делах, вовсе не нужно завязывать дружбу с самыми влиятельными людьми в городе, подбирать талантливых руководителей и иметь какое-то особенное помещение — ведь тогда мы бы демонстрировали всем свою собственную силу. Знак христианина не в проявлении политической силы, потому что в таком случае это была бы наша собственная сила. Божья сила проявляется тогда, когда мы жертвуем собой и признаем, что мы глиняные сосуды. Ведь наиболее ярко Божья сила проявилась в жизни человека, который умер беззащитным от рук Своих врагов.