«Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15:20).
Бог Есть
Нельзя наглядно продемонстрировать то, что происходит после смерти. И хотя некоторые были воскрешены из мертвых, у нас нет информации о том, что они испытывали по ту сторону земной жизни.
Большинство из нас не хотят умирать. Соломон говорил: “Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» (Еккл. 3:11). Большинство из нас надеется снова увидеть своих близких после смерти. Мы надеемся на жизнь за пределами могилы. Мы не хотим, чтобы смерть была закрытой дверью; нам хочется, чтобы она вела в дальнейшее существование.
Философы выдвигают идеи, которые, как они полагают, либо подтверждают, либо опровергают существование жизни после смерти. Одной только логикой нельзя установить истинность их выводов. То, что кажется разумным, может и не быть истиной.
На вопрос Иова: “Когда человек умрет, то будет ли он опять жить?” (Иов 14:14), — можно ответить только в случае божественного откровения. Философия и логика не могут предоставить эмпирического доказательства или неоспоримой гарантии жизни после смерти. Это может сделать только непогрешимое откровение. Основание для веры в загробную жизнь должно быть таким же надежным, как и откровение, на котором оно зиждется. Если у нас нет непогрешимого откровения, то у нас нет и абсолютной уверенности в жизни после смерти.
Свидетельство Ветхого завета
Хотя природа вечной жизни и не является главной темой Ветхого Завета, в нем все же усматриваются намеки на жизнь после смерти. Израильтяне тщательно исследовали Писание в поисках доказательств того, что они будут жить опять.
Вот некоторые отрывки, которые, как они понимали, учат о жизни после смерти:
Втор. 32:39 — «Я умерщвляю и оживляю».
Пс. 16:15 — «А я в правде буду взирать на лицо Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим”.
Еккл. 12:7 — “И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его».
Ис. 26:19 — “Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов».
Эти высказывания, возможно, и говорят о жизни после смерти, но они не раскрывают ни того, в каком качестве будут пребывать живущие новой жизнью, ни того, какова будет природа того царства, в котором они будут жить. И о том, и о другом больше говорится в Новом Завете.
В других отрывках Ветхого Завета также, возможно, содержится учение о том, что мы будем жить опять. Бог сказал Аврааму: «А ты отойдешь к отцам твоим в мире, и будешь погребен в старости доброй” (Быт. 15:15; см. также 25:8; 35:29; 49:33). Фраза «отойдешь к отцам” может означать, что предки Авраама продолжали существовать, но в другом царстве. Как бы он мог отойти к ним, если бы их не существовало?
Иов говорил о состоянии смерти: «Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах. Там узники вместе наслаждаются покоем, и не слышат криков приставника. Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего» (Иов 3:17-19).
Он также намекал на жизнь после смерти, говоря такие слова: «…Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов 19:26, 27).
Оплакивая смерть своего ребенка, Давид находил утешение в мысли о том, что он пойдет к нему (2 Цар. 12:23). Это говорит о вере Давида в загробную жизнь. Как бы он мог желать соединиться со своим сыном, если бы его сына больше не существовало? Давид пророчествовал о том, чья душа не будет оставлена в аде (Пс. 15:10). Петр в Деян. 2:25-28 относит этот отрывок к Иисусу.
Даниил писал: “И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2).
Эти отрывки указывают на то, что с земной жизнью еще не кончается наше существование. После нашей смерти мы будем жить в духовном царстве.
Подтверждение Нового завета
Новый Завет учит о жизни после смерти. Вечная жизнь — одна из главных тем учения Иисуса (Ин. 4:36; 6:54; 10:28; 12:25; 17:2, 3), и эта тема проходит через весь Новый Завет (Деян. 13:48; Рим. 2:7; 1 Тим. 6:12).
Возможность жизни после смерти доказывается воскресением Иисуса. В Его воскресении мы имеем упование на жизнь после смерти (1 Кор. 15:13-22) и уверенность в том, что мы будем жить опять. Иисус утверждал: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25); «Я живу, и вы будете жить» (Ин. 14:19). Он «разруши[л] смерть и яви[л] жизнь и нетление чрез благовестие» (2 Тим. 1:10).
Свою уверенность в загробной жизни христиане основывают не на философии, не на логике или каком-то внутреннем нашем страстном желании жить опять. Все это может дать нам некое благовидное обоснование веры в воскресение из мертвых, но, само по себе, не является его доказательством. Уверенность христиан основывается на нескольких истинах:
Бог есть Создатель вселенной. Если Бога нет, тогда никакая сила не может сделать возможной жизнь после смерти. Но наш всемогущий Бог существует, и Он может дать нам жизнь после того, как мы умрем (Деян. 26:8).
Иисус есть Мессия, Сын Божий. Иисус есть путь, истина и жизнь (Ин. 14:6). Его слова о жизни после смерти истинны, ибо Он говорил истину (Ин. 18:37). В Его учении мы находим истину (Ин. 8:40); в Его силе мы находим уверенность (Ин. 11:25, 26); в Его воскресении мы находим надежду (1 Кор. 15:20-22); а в Его жизни мы имеем жизнь (Ин. 14:19).
Библия есть Слово Божье. Все свидетельствует о том, что Бог водил рукой тех, кто написал Библию (2 Тим. 3:16), откуда следует, что каждое ее слово о жизни после смерти истинно.
Свидетельства авторов Нового Завета истинны. Все они без исключения утверждали, что видели Христа воскресшим и живым. Большинство из них скрепило свои свидетельства собственной кровью, ибо они настаивали, что были очевидцами Его воскресения, даже перед лицом смерти (Деян. 5:29-31).
Наша вера основывается на потрясающих истинах, что Бог существует, что Библия — это Его Слово, что Новый Завет содержит убедительное свидетельство и что Иисус есть Христос. Именно на этом свидетельстве мы основываем свою веру в то, что, пусть смерть отбирает у нас тело и мы умираем, мы все равно будем жить.
Божественное откровение укрепляет нас в нашем страстном желании жить после смерти. Мы не можем доказать или продемонстрировать экспериментально, что будем жить после того, как умрем. Оттуда никто не возвращался и лично не свидетельствовал нам о царстве мертвых. Наша убежденность в загробной жизни основана на воскресении Христовом и на Божьем откровении, особенно на том откровении, которое пришло через Иисуса Христа. Мы можем быть уверены, что, умерев, мы не перейдем в небытие, а войдем в жизнь.