Церковь, народ которой ходит верой.
Церковь из Деян. 2 своим примером напоминает нам, что церковь составлена из людей, которые ходят верой. Господь неразрывно связывает церковь и веру между собой. В церковь мы можем войти только верой, и наша жизнь в качестве церкви — это хождение верой. Без веры мы не можем угодить Богу или иметь мир с Богом (Евр. 11:6; Рим. 5:1); без веры мы не можем обрести силу и мир спасения в наших собственных сердцах (Фил. 4:6). Вера направлена вверх, к Богу, так как мы ищем оправдания перед Богом, и вера направлена вниз, внутрь нас самих, так как мы ищем уверенности в том, что имеем спасение для наших душ.
Та вера, которой Бог ждёт от Своей церкви, имеет чётко обозначенные особенности. Они отличают спасающую веру от не спасающей. Увидев и поняв их, мы поймём и то, как церковь должна жить перед Богом и миром.
Полное доверие
Во-первых, та вера, которой Бог ждёт от Своей церкви, отличается полным доверием. Верующий полностью доверяет тому, что Бог и Христос спасут.
Серьёзно проанализировав свою жизнь, мы осознаём, что не можем спасти себя сами совершенным исполнением Божьих законов. Мы подмечаем у себя столько неправильных слов, отталкивающих поступков и нехороших мыслей… хотя и очень старались быть праведными. Спасающая вера твёрдо надеется на Божье спасение, которого самостоятельно достичь мы не можем.
Вопрос не в том, спасётся ли верующий. Всякий, кто отрицает, что верующий спасётся, просто не верит Писаниям. Веское, безошибочное свидетельство Писаний таково, что верующему обещано спасение. Мы не можем спрашивать, спасётся ли верующий. На этот вопрос на все времена ясно и чётко ответили новозаветные авторы.
Однако есть другой вопрос, требующий ответа: «Какой верующий спасётся?» Сам Новый Завет заставляет нас задать такой вопрос. В Новом Завете мы находим разных верующих. Иаков говорит, что и бесы веруют и трепещут (Иак. 2:19), но разве можно сказать, что эти верующие бесы имеют спасение? У них не та вера, чтобы рассчитывать на спасение. Иоанн писал о тех, которые верили в Иисуса, но из страха быть изгнанными из синагоги не хотели исповедать Его (Ин. 12:42). Эти люди верили до какой-то степени, но спасающей веры не имели. Иисус сказал: «А кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф. 10:33).
Та вера, которая в Новом Завете является спасающей, характеризуется полным доверием Богу и Иисусу. Авраам показал, что имеет как раз такую веру, когда ни на секунду не усомнился, что Бог даст ему наследника, хотя исполнения этого обещания ему пришлось ждать двадцать пять лет. Он верил Богу, даже когда сама природа просила его оставить надежду.
А вы доверились Иисусу? Если нет, уверуйте в Его Слово и доверьтесь Его благодати. Ходите пред Ним в этой твёрдой вере. Он не оставит вас вашим врагам.
Искреннее послушание
Второе отличительное свойство веры, которой Бог ждёт от Своей церкви, это искреннее послушание. Новозаветная вера включает в себя послушание.
В современных переводах Библии видно, что слова «веровать» и «слушаться» Иоанн употребляет взаимозаменяемо: «Тот, кто уверует в Сына Божьего, обретает вечную жизнь, тот же, кто ослушается Сына Божьего, никогда не получит её, и гнев Божий будет на том» (Ин. 3:36; Современный Перевод. См. также Восстановительный Перевод, Славянское Евангельское Общество, Слово Жизни и др.). Истинная вера и послушание — это одно и то же. Иаков сказал: «Видите, что человек оправдывается делами, а не верой только» (Иак. 2:24). Веру без дел он называет мёртвой верой (Иак. 2:26). Вера принимает волю Бога и спешит исполнить её.
Новый Завет говорит о трёх разных видах дел. Во-первых, это дела закона Моисея, или просто — дела закона (Гал. 2:16). Стремление оправдаться делами закона равносильно стремлению оправдаться совершенным исполнением закона Моисея или совершенным исполнением любого закона. Никто, кроме совершенного Сына Божьего, не мог в совершенстве исполнить Моисеев закон и, следовательно, никто не может оправдаться делами Моисеева закона. Никто, кроме Иисуса, не мог оправдаться пред Богом совершенным исполнением закона вообще. Во-вторых, Новый Завет говорит о делах как человеческой заслуге (Еф. 2:8, 9). Это дела, которые имеют место, когда человек решает: «Я заработаю себе спасение. Я буду жить такой благочестивой и безгрешной жизнью, что просто по справедливости Бог будет обязан спасти меня. Я заслужу своё спасение». Конечно же, никто не может заслужить спасение. Ни один человек не может спастись, накопив достаточно добрых дел, чтобы заработать себе спасение.
В-третьих, Новый Завет говорит о делах веры. Это не дела Моисеева или любого иного закона, требующие совершенства для того, чтобы добыть прощение. Это не дела как заслуга, которыми иные стремятся заслужить спасение. Дела веры — это проявления или деяния спасающей веры. Иаков спрашивал: «Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?» (Иак. 2:14).
Бог дал конкретные повеления в Своём Слове. Когда мы стараемся по вере исполнять Его заповеди, это не будет совершением дел закона Моисея и это не будет стремлением заслужить спасение человеческими усилиями. Вера, игнорирующая Божьи повеления, — это уже не вера, это уже непослушание.
Многочисленные отрывки говорят, что мы спасаемся верой (Ин. 3:16; Деян. 16:31; Рим. 5:1), а другие — что мы спасаемся делами (Иак. 2:24; Деян. 10:35; Ин. 9:4). Так как — верой или делами? Согласие между этими двумя рядами стихов можно увидеть, если понять, что мы спасаемся верой, которая действует, то есть верой послушной (Гал. 5:6; Иак. 2:18). Когда мы повинуемся Божьим повелениям по вере, мы не поступаем как законники и не стремимся заработать спасение делами закона или собственными заслугами. Мы просто верой ищем Божьей праведности.
И снова мы видим такую веру в Аврааме, когда Бог велел ему возложить своего сына на жертвенник (Быт. 22). Иаков говорит, что Авраам оправдался делами (Иак. 2:21). Вера Авраама достигла совершенства в делах (2:22).
Мы должны иметь послушную веру в Бога. Божья церковь не должна уклоняться ни от каких Его повелений. Наша позиция должна быть подобна той, которую проявил юноша, сказавший: «Если бы Господь попросил меня прыгнуть сквозь стену, я бы прыгнул, так как знаю, что Господь сделал бы в том месте дыру».
Преданность на всю жизнь
Третье свойство веры, какой Бог ждёт от нас, это преданность на всю жизнь. Истинная вера — не кратковременная причуда; это подчинение своей жизни Божьей воле.
Зов последовать за Иисусом — это не призыв сходить на однодневную экскурсию с Христом. «Если кто хочет идти со Мной, отрекись от себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной», — сказал Иисус (Мф. 16:24). Однажды книжник сказал Иисусу: «Учитель! Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошёл». Иисус же ответил: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнёзда, а Сын Человеческий не имеет где приклонить голову» (Мф. 8:19, 20). Этот ответ следует рассматривать как осуждение недостаточной преданности Христу. Другой кандидат в ученики сказал: «Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего» (Мф. 8:21). Мы не можем следовать за Иисусом, оставляя что-то себе. Вера не говорит: «Попозже, Господи». Третий пожелавший стать Его учеником сказал: «Я пойду за Тобой, Господи! Но прежде позволь мне проститься с домашними моими» (Лк. 9:61). Ничто не может занимать в наших душах место впереди Иисуса. Не допустимы никакие оправдания промедления с принятием решения последовать за Христом. Иисус сказал ему: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царства Небесного» (Лк. 9:62). Эти слова кажутся жёсткими и отталкивающими, как будто Иисус не сочувствует человеку и не ценит его желания последовать за Ним. Но в действительности Иисус с самого начала говорит нам, что вера — это преданность на всю жизнь.
Авраам продемонстрировал такую веру, когда оставил родные места и пошёл, куда указал ему Бог. Бог велел Аврааму покинуть свою страну, свою родину и своих близких. При этом Бог не сразу сказал Аврааму, куда вёл его. Авраам никогда не видел землю, куда шёл. Ему было семьдесят пять лет, но вера подняла его с родной земли и повела за Богом. Он с готовностью отдал свою семью и своё будущее Божьему водительству. Его вера предполагала преданность на всю жизнь. Как показывает этот пример Авраама, вера — это когда идёшь туда, куда ведёт Бог посредством Своего Слова.
Вера принимает Божье Слово и следует за ним сегодня, будет следовать завтра и все последующие дни. Она бросает якорь в Его Слово и говорит: «С этого меня не сдвинешь: я пойду, куда бы Ты ни повёл меня».
Заключение
Согласно Новому Завету, вера, какой ждёт от нас Бог, имеет три отличительные черты: это полное доверие, искреннее послушание и преданность на всю жизнь. Это вера разумом, сердцем и жизнью. А у вас такая вера? Только подумайте о благословении, которое вы можете иметь, если уверуете. Бог послал Иисуса на крест, дабы «яви[лся] Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:26). Оправдание, когда человек освобождается от всякой вины, это дар Божий, который можно получить верой. Р. Л. Уайтсайд говорит: «Есть только два способа, как сделать носовой платок чистым. Первый — никогда не пачкать его. Второй — постирать, когда он запачкается». И добавляет: «Есть только два способа, как человек может быть праведным перед Богом. Первый — никогда не грешить. Второй — если Бог омоет его после того, как он согрешил». Никто из тех, кто достиг возраста, когда начинают нести ответственность за свои поступки, не может сказать, что он праведен потому, что ни разу не согрешил. Наша единственная надежда на оправдание в Божьих глазах — что Бог сделает нас праведными, по Своей благодати омыв нас кровью Христа. Это оправдание, как говорит Павел, даётся верой. Вы можете получить это Божье оправдание сегодня и всю дальнейшую жизнь быть оправданным — если будете ходить пред Богом и Христом в истинной вере.
Бог не требует от человека совершенства, но требует веры (Евр. 11:6). Веру в наших сердцах может породить Слово Божье (Рим. 10:17). Когда Слово входит в наши сердца и мы поступаем в соответствии с ним, то результатом бывает вера. Откройте своё сердце Его Слову и позвольте ему сотворить в вас веру, чтобы стать частью Христовой церкви — народа, который ходит верой.