Прощение — это дар, но это одновременно и самая дорогостоящая вещь на земле (Рим. 5:10).
Бог Есть
«…Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Кор. 5:19).
Спасение было получено благодаря заместительной жертве; заместительным по сути оно и остаётся. Цель замещения — примирение. Давайте освободимся от всех предрассудков и предубеждений относительно примирения и попробуем пройти этот процесс с самого начала. Это очень важный процесс, и поэтому давайте постараемся как следует в нём разобраться.
Прощение нынче «в моде». Детей учат говорить «простите» не задумываясь, легко, без раскаяния и сожаления. Извиняться модно, а признавать свою ответственность немодно. Писания учат глубокому раскаянию. А слова «извиняться» даже вообще нет в Писаниях.
Представьте себе двух близких друзей, у которых разладились отношения. Чтобы примириться, они должны восстановить свои отношения до прежнего состояния. С примирением потерянное находится, мёртвое оживает, и грех прощается. Как такое может быть? Во-первых, этого примирения больше всего на свете должен хотеть обиженный. Во-вторых, этого примирения больше всего на свете должен хотеть обидчик. Общество сегодня желает быть свободным от обязательств. Обе стороны, и обиженный и обидчик, должны быть готовы заплатить за примирение любую цену. Мы должны понять эту истину!
Прощение не означает окончание ссоры, но при этом жизнь врозь. Примирение — это не «холодная война». Слишком многие грешники хотят прощения без примирения. Они хотят снять с себя ответственность, но не наладить нормальные отношения. Получить прощение — значит примириться и снова зажить в полном согласии друг с другом. В определённом смысле обидчик находится на милости обиженного. В нашем тексте говорится, что Бог во Христе примирил нас с Собой. Бог примирил с Собой мир, а не примирился с миром. Кто сделал первый шаг? Бог! Иисус умер за меня ещё до того, как я покаялся! Бог добыл для меня прощение (через евангелие) ещё до того, как я родился! Бог хочет вернуть к Себе грешников. Но и грешники должны хотеть вернуться. Если Бог не будет действовать, человек навечно погибнет. Мы Его враги, но мы можем примириться! Кто сделал первый шаг? Первой отозвалась любовь!
- Прощение невозможно без благоволения обиженного.
- Прощение невозможно без покаяния обидчика.
Чтобы простить, нужен только один. Чтобы примириться, нужны двое. Нельзя помочь человеку, который не хочет сам помочь себе. Прощение неестественно. Обиженный не желает чем-то поступаться, а обидчик не хочет каяться. И всё же, чтобы примириться, действовать должны оба. Если прощение не ведёт к примирению, то прощения не получается.
Прощение — это не цель (как думает наше общество); это средство, а цель — примирение. Прощение не просто освобождает нас от наказания; прощение позволяет нам восстановить разорванные отношения.
Законы прощения
Шекспир сказал: «Быть или не быть, вот в чём вопрос». Писания же говорят: «Прощать или не прощать — вот в чём проблема». Я должен простить. Я должен быть прощён. Это важные вопросы жизни. Прощение — это мост, по которому все должны пройти. Что мы делаем, когда прощаем? Что мы делаем, когда принимаем прощение? Павел сказал: «Будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32). Прощение начинается с доброты. Прежде всего будьте добры! А затем поступайте по законам прощения. Какие они?
Первый закон. Кто не прощает, тот не может быть прощён. Прочтите молитву Иисуса в Мф. 6:12–15; Мк. 11:24–26 и Лк. 11:4. (См. также Мф. 18:35; Лк. 6:37; 2 Кор. 2:7). Изучите не только теорию — начинайте практиковаться! Нашей главной целью должно быть умение прощать. Прощайте первыми!
Второй закон. Обиженный должен простить хотя бы ради душевного равновесия! Не простив, человек может стать озлоблённым, недоброжелательным и гневливым. Прошлое не должно править будущим. Не простив, человек живёт в цепях. Если ждать, пока обидчик покается, то так и вся жизнь может пройти. Как только вы простите в своём сердце, обида перестанет быть такой огромной проблемой — независимо от того, покаялся обидчик или нет.
Третий закон. Не может быть прощения без покаяния. Стул и тарелка блудного сына не убирались, даже когда он был в далёкой стране (Лк. 15), но чтобы воспользоваться ими, ему нужно было покаяться и вернуться. Блудный сын оставил дом ради того, чтобы грешить; чтобы получить прощение, ему нужно было перестать грешить и вернуться домой (Лк. 15:11–24). Нельзя получить прощение, живя в далёкой стране и греша. Прощение ждало его — незаслуженное, однако имеющее условие прощение Бога. Отец не мог силой заставить блудного сына вернуться. Бог не может спасти, пока мы не позволим Ему сделать это.
Невинным не нужно прощение; они нуждаются в защите и оправдании. Грешники не невинны. Грешники не жертвы. Мы должны взять на себя полную ответственность за свой грех. Мы должны признать свою вину: «Я сделал это». Прочтите псалом 50. Затем мы должны покаяться (измениться). Кто-то может сказать: «Это не имеет никакого значения». Грех, нанесение обиды и предательство имеют значение! Грешники — преступники! С грехом нужно что-то делать. Помните Петра? Он был готов прощать семь раз (Мф. 18:21–35). Иисус увеличил это число в семьдесят раз! В Лк. 17:3, 4 Он Сам употребил число «семь». Пётр слушал, но не думал, не учился и не начинал применять это в жизни. Нет такого проступка, который нельзя было бы простить (Мф. 18:21–35). В то же время, прощение не является разрешением грешить (Гал. 6:7).
Примирение больше прощения. Сводить спасение к прощению—значит лишать спасение его полноты. Покаяние — это не просто отвращение от греха, это ещё и обращение к Богу. Блудный сын мог быть прощён и при этом стать рабом. Но Богу нужны сыновья, а не рабы (Лк. 15). Грешники не могут осуществить своё примирение, но они могут отвергнуть его, когда его предлагает Бог. Популярную позицию «я здесь не для того, чтобы судить тебя» нужно пересмотреть! Покаяние предполагает осуждение греха. Мы не будем осуждать, каяться и прощать, пока не увидим грех так, как его видит Бог. Покаяние никогда не бывает преждевременным, но оно может опоздать.
Четвёртый закон. Прощение не гарантирует безоблачного будущего. Прощённый грех всё равно имеет последствия. Время и забывание не суть прощение. Бог больше не вспоминает наши грехи (Иер. 31:34; Евр. 8:12; 10:17), но это не «духовная амнезия». Грех имеет последствия. У царя Давида умер ребёнок. Прощённый Израиль был наказан. Иерусалим был стёрт с лица земли (в 70 г.). Грешникам по-прежнему снятся кошмары. «Грех мой всегда предо мною», — написал Давид (Пс. 50:5).
Прощение — это дар, но это одновременно и самая дорогостоящая вещь на земле (Рим. 5:10). Дары, подобные прощению, нужно принимать со смирением и пользоваться ими с радостью. Только приняв прощение, мы любим так, как можем и как должны любить (Лк. 7:36–50). Простить — не значит забыть; это значит начать всё сначала.