«Отец Авраам» в Новом завете и в современности.
Бог Есть
Авраам занимает выдающееся место не только в Ветхом, но и в Новом Завете, причём в Евангелиях и Посланиях он упоминается более семидесяти раз. Независимо от тех моментов, когда он сомневался в том, что в будущем может стать прародителем народов, Авраам стал отцом Измаила и Исаака. Через Исаака произошёл иудейский народ. Поэтому в иудейской истории Авраам был центральной фигурой (см. Деян. 7:1–8); иудеи стали известны как дети Авраамовы (см. Лк. 13:16; 19:9; Ин. 8:39).
Бог обещал великому патриарху, что через него благословится весь мир, и исполнение этого обещания пришло через Христа (Гал. 3:8, 14, 16). Имя Авраама мы находим в родословии Христа и в Мф. 1:1, 2, 17 и Лк. 3:34.
Всё, что мы знаем о Боге, открыто через Его взаимодействие с потомками Авраама. Собственно, Бог и именуется — и даже Сам определял Себя — как «Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова» (Мф. 22:32; Мк. 12:26; Лк. 20:37; Деян. 3:13; 7:32).
События в жизни Авраама используются в качестве примеров веры и послушания в Евр. 11:8, 17 и Иак. 2:21, 23. Утверждение, что веру Авраама «Бог вменил ему… в праведность» (Быт. 15:6), повторяется не только в Иак. 2:23, но также в Рим. 4:3, 9, 22 (см. 4:5) и Гал. 3:6. Необходимость в послушной вере — главный урок, который мы должны вынести из рассказов об Аврааме.
В дни Иисуса иудеи очень гордились тем, что они потомки Авраама, избранный народ Божий (см. Ин. 8:33, 53); однако им необходимо было понимать, что физического происхождения недостаточно, чтобы угодить Богу. Иисус сказал им:
“И не думайте говорить в себе: «Отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней этих воздвигнуть детей Аврааму” (Мф. 3:9).
“Сотворите же достойные плоды покаяния” (Лк. 3:8).
“Если бы вы были дети Авраамовы, то дела Авраама делали бы” (Ин. 8:39).
Иисус сделал Авраама ключевой фигурой в Своей притче о богаче и Лазаре в Лк. 16:22–31, поместив его в место утешения. Ангелы отнесли Лазаря на «лоно Авраамово» (16:22); но Господь предупредил Своих слушателей, что не все войдут в «царство небесное» с Авраамом, Исааком, Иаковом и пророками (Мф. 8:1–12; см. Лк. 13:28). Требовалось не столько происхождение, сколько послушная вера.
Павел тоже учил христиан необходимости веры, противопоставляя её делам. Он писал: «Познайте же, что верующие — сыны Авраамовы» (Гал. 3:7; см. 3:9, 29). В Рим. 4 подробно разбирается важность веры по отношению к делам; стих 12 заявляет, что христиане должны «ход[ить] по следам веры отца нашего Авраама».
Благодаря своей послушной вере, Авраам имел тесный, личный завет с Богом и был «наречён другом Божиим» (Иак. 2:23). Друзьями Бога могут быть все, кто имеет активную веру.