(1 Фесс. 5:1-11)
Исследование Писания
«День Господень так придет, как тать ночью» (1 Фесс. 5:2)
Возвращение Иисуса дает надежду верным христианам. Давая надежду на будущее, оно и в настоящем приносит покой и утешение.
Поскольку мы радостно ждем пришествия Иисуса, мы должны жить, готовясь к этому великому дню. Об этом говорится в начале пятой главы 1 Фессалоникийцам. Обсуждение вопроса о возвращении Иисуса было включено в послание с целью ободрения христиан в Фессалониках, а не потому, что они не знали, что Иисус вернется, или потому, что они жили неблагочестиво и были не готовы к этому возвращению. Оно начинается словами: “…нет нужды писать к вам” (5:1) и заканчивается: “как вы и делаете» (5:11), тем самым показывая, что они знали о приходе Иисуса и жили доброй жизнью. Павел призывал фессалоникийцев возрастать еще больше, беря за основание то, что они уже знали и что уже делали.
Чем больше мы узнаем и лучше понимаем факты относительно возвращения Иисуса, тем мудрее мы можем распорядиться своей жизнью и тем лучше подготовиться к этому возвращению. Каким будет возвращение Иисуса, и как нам к нему готовиться?
БУДЬТЕ ГОТОВЫ К ЕГО ВОЗВРАЩЕНИЮ! (5:1-3)
Павел, Силуан и Тимофей говорили о несомненности пришествия Иисуса, когда были в Фессалониках со своей проповедью. Они также отмечали тогда неопределенность времени этого возвращения. Их слова были приняты на веру молодыми фессалоникийскими христианами (5:1).
Иногда мы, учителя, думаем, что, если мы раз научили чему-либо, дальнейшее учение уже не требуется, что повторение может даже огорчить наших братьев. Но эта весть не была многословной или надоедливой, это была такая весть, повторение которой было угодно Богу. Она помогала этой общине расти и мужать.
В чем же состояла эта весть? Она была о том, что возвращение Господа будет внезапным и неожиданным — подобно вору, крадущемуся в ночи (5:2). Религиозные руководители, пытающиеся предсказать время возвращения Иисуса, не принимают этого отрывка. Их претензии на знание являются лишь досужими домыслами. А те, кто следует подобным заявлениям, свою веру отдают людям, а не Слову Божьему. Их неизбежно постигнет разочарование. Эти же христиане, напротив, поверили Божьему посланию о несомненности возвращения Иисуса и неопределенности времени Его прихода.
Став христианами, фессалоникийцы узнали, что Иисус спасет их, что они будут под благодатью Божьей и, таким образом, избегут последствий своих грехов (1:10). Другие утверждали, что Иисус не вернется и им не придется отвечать за свои грехи. Они считали, что им нечего опасаться. Но приход Иисуса принесет наказание и гибель неверующим. Как родовые муки женщины, это произойдет неожиданно (5:3). Иисус придет, чтобы забрать тех, кто уверовал в Него. Не имеющие веры будут сами разбираться с последствиями своих грехов.
Упоминание о внезапном возвращении Иисуса не предназначалось для того, чтобы с помощью запугивания этой группы христиан добиться от них послушания. Все они прекрасно знали истину. Это послание утверждало их в убежденности, что пребывание на Божьей стороне и позволение Иисусу заботиться об их духовном благополучии является благом. Письмо также призывало их вести такую жизнь, какой хотел Иисус.
Убеждены ли мы в несомненности возвращения Иисуса? Осознаем ли, что это может произойти в любой момент? Помним ли мы об этом в нашей повседневной жизни? Хорошо было бы каждую неделю и даже каждый день напоминать самим себе об этой великой истине!
БУДЬТЕ ДЕТЬМИ СВЕТА! (5:4-7)
В Новом Завете свет и день часто ассоциируются с Богом, а темнота и ночь — с сатаной. Нам сказано: “Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы” (1 Ин. 1:5). Иисус упоминается как “свет жизни…” (Ин. 8:12). О тех, кто следует за Богом, говорят, что они “чада света» (Еф. 5:8). В противоположность этому сатана обладает “властью тьмы” (Кол. 1:13), а тот, кто идет за ним, является “ходящим во тьме» (Ин. 12:35).
Эти выражения подчеркивают разницу между природой Бога и природой сатаны. Божье Слово всегда является истиной (Ин. 17:17), а дьявол — лжец и отец лжи (Ин. 8:44). Это письмо напоминает нам, христианам, что Бог усыновил нас, и поэтому мы “сыны света и сыны дня” (5:5).
Как Бог противоположен сатане, так и между теми, кто на Божьей стороне, и теми, кто на стороне дьявола, не может быть ничего общего (5:5-7). Если мы настоящие ученики нашего Отца на небесах, мы будем похожи на Него. В чем же мы должны походить на нашего Отца? В том, как мы себя ведем! Это поведение выражается призывом: “Будем бодрствовать и трезвиться” (ст. 6). Беспечность или опьянение затрудняют правильность выбора поведения.
Представьте себе ситуацию, сложившуюся в Фессалониках. Ставшие христианами претерпевали гонения за свою веру. Дьявол пользовался всем, чем только мог, чтобы увести их от Бога. Как легко было бы человеку поддаться уговорам пойти поклониться идолу или воздать почести какому-либо ложному божеству, если бы его ум не бодрствовал, и если бы он не владел собой полностью! Как легко было бы погрязнуть в безнравственности и неблагочестии, когда окружающие так и ждут, что он присоединится к их образу жизни! Легко и доступно вернуться на старую дорожку.
Этим христианам нужен был бодрствующий ум, чтобы противостоять искушениям, окружавшим их, и следить за тем, чтоб каждое их слово и поступок прославляли истинного Бога. Они отличались от других, и за это люди преследовали их; но они показывали, чьи они дети — Божьи.
А что мы? Бодрствуем ли мы и контролируем ли себя, или нас легко можно убедить, чтобы мы в азартной игре проиграли наши деньги, всуе поминали имя Божье или обманывали своих начальников, потому что так поступают другие? Мы будем очень выделяться из общей массы, если предпочтем не участвовать в дьявольском пустом и разрушительном времяпрепровождении, столь привлекательном для многих.
Мы будем выделяться, если откажемся от наркотиков или алкоголя из желания сохранить бдительность и полный контроль за своими физическими и умственными способностями. Мы будем выделяться, если будем обходить стороной те места, где наше влияние будет слабым или где перед нами будут плохие примеры. Мы будем заметны, если будем жить как дети дня в мире тьмы. Как писал Павел христианам в Филиппах: “Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (Фил. 2:15).
Христиан призывали тогда, как и сейчас, быть подобными Богу, жить так, как жил Иисус, подражать “Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5:1). Подобны ли мы Отцу нашему небесному? Могут ли люди, взглянув на нас, сказать: “Он в точности как его небесный Отец” или “Она делает то, что делал бы Бог”? Это был бы величайший комплимент!
ОБЛЕКИТЕСЬ В БОЖЬЮ БРОНЮ! (5:8-10)
Как могли фессалоникийцы подготовить себя к такой жизни? Как они могли оставаться бодрствующими и готовыми встретить соблазны дьявола? Благодаря Божьей силе. Стать подобным Богу не так просто. Они не могли следовать за Богом, следуя своим инстинктам. Они не могли бы стать Божьими чадами, если бы удовлетворяли свои собственные желания. Они должны были воспользоваться Божьим снаряжением, «облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения” (5:8). Главной Божьей целью для них было их спасение, и это должно было стать также и их главной целью. А Бог был верен помочь им.
Бог тоже хочет нашего спасения, и Он снабдит нас всем, чтобы сразиться с угрозами царства тьмы. Какое снаряжение дает нам Бог? Веру, любовь и надежду.
Когда мы веруем в Бога, любим Его и наших братьев и видим в Нем наше вечное благополучие, мы сияем как светила в темном мире. Мы сопротивляемся миру тьмы и его царю — дьяволу. Как дети любят, доверяют и в своем благополучии зависят от своих родителей, так и мы должны отдать свою жизнь в руки нашего Отца. Доверьтесь Ему, “все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас” (1 Пет. 5:7).
ПОМОГАЙТЕ ДРУГ ДРУГУ! (5:11)
Поскольку Бог — наш Отец, то мы друг другу братья и сестры; мы — Божья семья. Очень важно для нас как членов церкви помогать своей семье.
Бог дал нам наставления о том, чтобы помогать нашим духовным братьям и сестрам. “Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого…” (5:11). Ставим ли мы это нашей целью? Можем ли мы, глядя на своих братьев и сестер, подумать: «Я увещеваю тебя, чтобы ты возрастал”? Можем ли мы сказать им прямо в лицо со всем убеждением: «Я стараюсь увещевать тебя, чтобы ты созидался”? Может ли другой христианин сказать о нас: “Вот мой брат или сестра, который увещевает меня, чтобы я возрастал»?
В царстве света, окруженном тьмой, Бог хотел, чтобы христианам постоянно напоминали, что они являются не просто частью Божьего царства, но частью Божьей семьи. Каким лучшим способом можно напоминать нам об этом, чем собранием братьев и сестер, которые помогали бы нам, поддерживали бы нас, подбадривали и сочувствовали бы, предупреждали бы и любили нас?
Как у христиан, у нас не должно быть чувства одиночества, ощущения покинутости, никаких мыслей о том, что никто о нас не заботится или что мы не вписываемся в окружающую обстановку. Наши друзья христиане почитают своей обязанностью оказывать нам постоянную поддержку — не только для того, чтобы мы выжили, но чтобы мы созидались и укреплялись, чтобы мы возрастали и достигали зрелости.
Почему такое не всегда происходит в церкви? Возможно, нас не учили тому, как важна такая помощь. Возможно, нас учили, но мы не приняли этого в наши сердца и в наши жизни. Возможно, мы стеснялись просить помощи и оказывать ее. Возможно, мы предположили, что раз нет острой угрозы нашим друзьям христианам (такой, как преследования со стороны правительства), они не получат особой пользы от такой поддержки.
Выполнение воли Божьей в данном вопросе должно быть делом каждого христианина, каждой семьи, каждой церкви, каждого старейшины, каждого проповедника, каждого учителя. Бог хочет, чтобы каждый в Его семье сделал взаимную помощь своим образом жизни. Эта помощь подготовит нас к приходу Христа!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возвращение Иисуса станет кульминационной точкой в этой жизни и началом еще лучшей жизни для верных христиан. Принять участие в Его возвращении и в этом новом начале — такую цель должен иметь перед собой каждый христианин, не забывая при этом и своих братьев.
Ожидаем ли мы этого события с радостью? Действительно ли нам хочется, чтобы оно произошло? Ответить на этот вопрос мы должны не только устами или мысленно, но также своей жизнью. Мы должны жить как дети света и помогать нашим братьям и сестрам, идущим с нами по жизни в Божьем свете.