Первая — христианская, вторая – современного либерализма.
Исследование Писания
«Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго.» (1Фесс.4:7,8)
У христиан всегда есть резерв для роста. Подобно другим новозаветным письмам, 1 Фессалоникийцам призывает совершенствоваться в благонравном поведении. Молодых, верных и любящих христиан, которым адресовано это письмо, наставляют не только избегать безнравственности и стремиться к святости, но и вырабатывать в себе два положительных качества: умение любить преданно и жить тихо. Эти качества должны положительно сказаться на ближних и дальних: как на товарищах-христианах, так и на тех, кто вне Господней церкви. Правильное пред Богом поведение — наилучший способ положительно и действенно влиять на окружающих. Их жизнь станет отражением евангелия.
Любовь и жизнь в соответствии с Божьими заповедями должны быть в одном ряду с теми качествами, которые мы, христиане, развиваем в себе. Христианская зрелость включает в себя и то, как мы относимся к окружающим, и то, как мы ведем себя в нашей повседневной жизни.
Совершенствуйтесь в любви (4:9, 10)
Совершенствуетесь ли вы в любви? Вас может смутить такой вопрос. Иногда мы смущаемся оттого, что не стремимся к зрелости в любви. Иногда такой вопрос вызывает в нас чувство неловкости потому, что мы считаем, будто любовь не свойственна нашей натуре. А иногда мы можем даже расстроиться, услышав такой вопрос: ведь мы уже считаем себя любящими людьми.
Учителя приехали в Фессалоники, чтобы проповедовать евангелие (2:2), и люди, которые затем были обращены, приняли благую весть как Божье Слово (2:13). Несомненно, в их проповедях звучали слова о любви Бога (1:4). Проповедники также продемонстрировали эту любовь к фессалоникийцам своими действиями (2:7, 8). И новообращенные сразу стали подражать той любви, о которой они услышали от этих странствующих проповедников и которую ощутили на себе (3:6). Им не нужно было говорить о любви, потому что они уже слышали, видели на деле и выполняли эту заповедь.
Все произошло так, как и предрекал Иисус, а Он говорил, что именно любовь станет свидетельством евангелия среди Божьих людей. Вот Его слова: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34, 35). В своем письме к молодой церкви Павел пишет, что Божий замысел состоит в том, чтобы любовь в их жизни росла и никогда не кончалась.
Эти христиане удостоились похвалы за их любовь к братьям своей общины и соседних церквей провинции, в частности, в Верии и Филиппах. Они совершали великое дело любви. Как и в начале письма, Павел призывает их укрепляться в любви (3:12). Это не критика получателей письма за отсутствие любви; они уже делали великое дело. Но их возможности были еще не исчерпаны, и именно поэтому их воодушевляли продолжать свой духовный рост (4:9, 10).
Эту любящую общину неоднократно призывают любить еще больше. Почему так? Значит, любовь была для них важной частью христианской сущности. Если она была так важна для них, то и для нас она должна быть не менее важной. А как у нас обстоят дела с любовью? Можно ли нас поставить в пример, как этих молодых верующих? Знают ли люди в нашей общине и вне ее о нашей любви? Обладаем ли мы репутацией любящих людей, как те новые ученики Иисуса? Могут ли окружающие узнать, что мы христиане, по нашей любви к другим? (Ин. 13:35).
Как можно преуспевать в любви? Как помочь другим стать более любящими? Пониманием и отражением любви Иисуса. Иисус призывал Своих учеников любить друг друга, “как Я возлюбил вас…” (Ин. 13:34; 15:12). Прежде всего, мы должны понимать, какова Его любовь.
Нас нужно учить тому, что такое Божья любовь, отраженная в Иисусе. Нас нужно учить тому, как следовать Иисусу, как быть Его искренними учениками и идти по Его стопам. Нас нужно учить тому, как любить в мыслях, словами и делами, как ценить проявления любви. Мы можем начать практику христоподобной любви с простого, с любви к одному человеку. Если любовь к Богу родит в нас желание поступать так же, как поступали эти учителя по отношению к этим новообращенным, мы будем с любовью помогать другим развиваться и расцветать. Это важная работа в нашей жизни!
Любите в мыслях, в молитвах, в письмах, когда воодушевляете, благодарите и навещаете. Если вы еще не участвуете в этих добрых делах, то начните сегодня же. Если вы считаете, что все это уже делаете, как делали те братья, то все равно этот урок предназначается и вам, вдохновляя вас на дальнейшее совершенствование. Любите так, как любил Иисус! Это изменит вашу жизнь и жизнь других к лучшему, навсегда!
Совершенствуйтесь в жизни (4:11)
Христиане в Фессалониках получили наставление “усердно стараться” заниматься своим делом (4:11). Бог хотел, чтобы они хорошо выполняли свое собственное дело. Во втором письме к этой церкви Бог будет наставлять их об опасности вмешательства в дела других. В этом стихе подчеркивается важность работы. Она важна для Бога, и Он хотел, чтобы она была важна также и для них.
Иногда мы думаем, что Бога интересует только работа тех, кто читает проповеди и преподает на занятиях по Библии. Он хотел, чтобы церковь в Фессалониках, так же как и мы, знала, что работа “своими собственными руками” имеет большое значение для Него. Это такая же Божья работа, как и проповедь евангелия. Он хочет, чтобы мы вложили все свое старание, чтобы работать так, как этого требует Он. Эти братья получили Божье повеление работать именно так, но перед ними были еще и великие примеры тех, кто был готов выполнять тяжелый труд благовестника с терпением и кротостью, работая ночью и днем, чтобы никого не отяготить (2:8, 9).
Этих христиан теперь просили следовать поданному примеру в их собственных делах. Подобно рабам и господам в Колоссах, им следовало понять, что Бог — наш общий Господин, и что наша работа под Его водительством становится Его работой. Колоссянам было сказано: “И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3:23). У них был величайший Господин в мире! Он и наш Господин тоже! Работайте для Господа!
А проявляете ли вы усердие? Богу это угодно. Но Он не хочет, чтобы в своем усердии вы прибегали к каким бы то ни было неблагочестивым средствам или чтобы вы стремились к достижению мирских целей и к почестям. Для Бога усердие — это приложение нами всех усилий к выполнению своей собственной работы. Он — лучший начальник в мире. Он знает наши возможности и их пределы. Он всегда хочет лучшего для нас. Он знает, что работа — это хорошо для нас и что ее выполнение принесет и нам, и другим пользу. Ваша работа важна для Бога. Ее могут не ценить другие, а многие даже ничего не будут знать о ней, но у Бога есть для вас предназначение: выполняя свою работу, быть Его лучшими работниками.
Бог заинтересован в вашей работе. В миру и иногда даже среди христиан бытует представление о том, что есть более важная и менее важная работа. Из-за этого мы часто совершаем ошибку, когда окружаем почестями людей, основываясь на занимаемой ими должности и игнорируя при этом их побудительные мотивы и прилагаемые усилия. Мы склонны считать, что Богу более угоден врач, нежели уборщица. Это не так. Тот, чье сердце отдано Божьей воле, более угоден Ему, чем обладатель многих степеней, почетных знаков или дипломов. Павел мирскую славу почитал “за сор» (Фил. 3:4-8). Среди моих родственников трое врачей. Это замечательная работа, но не менее важно убирать мусор, ухаживать за детьми или мыть полы, если все это выполнять для Бога.
Богу угодно, чтобы мы осознали, что работаем для Него, и соответствующим образом выполняли свою работу. Когда мать любовно вскармливает ребенка, это величайшая работа в мире! Когда ребенок старается выполнять Божью волю, повинуясь своим родителям, убирая в своей комнате, то это Божье усердие! Делайте свою работу хорошо, ибо вы работаете для Бога всей вселенной!
Поступайте благоприлично (4:12)
К чему приводит спокойное добросовестное выполнение работы для Бога? В 4:12 упоминаются две вещи: это повлияет на посторонних и удовлетворит ваши нужды.
Что думают посторонние о церкви? В Фессалониках были такие, кто всячески противился распространению благой вести и тем, кто принимал ее. В Деян. 17 описывается рвение некоторых иудеев, преследовавших благовестников и тех, кто откликнулся на их весть. Как будут “внешние» реагировать на церковь? Будут они любить ее или ненавидеть? Это их дело. Бог озабочен тем, как мы, христиане, ведем себя в глазах наших соседей. Даже во времена гонений для христиан в Фессалониках было важно вести себя достойно. От разбросанных по стране христиан требовалось “провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения” (1 Пет. 2:12).
Постоянно соприкасаясь в повседневной жизни с теми, кто не принял Христа, необходимо не просто избегать зла, но важно также дать им увидеть, что есть хорошего в нашей жизни. “Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем” (Кол. 4:5). Бог рассматривает наши связи с нехристианами как ценную возможность показать им Божий путь. Как они на это отреагируют — их дело. Мы не в ответе за их выбор, но у нас есть возможность учить их на примере нашей жизни, а у них есть потенциальная возможность узнать то, чего от них хочет Бог. Мы своим примером, возможно, предоставляем им первую и единственную возможность увидеть Божье Слово в действии!
Когда мы, христиане, следуем Божьему пути, находясь среди тех, кто не знает Бога и Его вести, посторонние обычно удивляются, почему мы поступаем так, а не иначе. Это хорошая возможность объяснить им, что мы стараемся делать то, чего хочет Бог. Нам следует избегать искушения сказать: «Я так был воспитан”; “Этому меня учила моя мать»; «Я считаю, что это правильно». И хотя подобные утверждения могут соответствовать истине, они не прославляют Бога. Вместо этого, они привлекают внимание к нам самим. Побудительной причиной всего, что мы делаем, должно быть желание Бога. Поэтому нам лучше давать
такой ответ, в котором звучит признание и прославление Бога. Мы могли бы сказать: “Так хочет Бог”; «Лучше всего поступать так, как велит нам Божье Слово» или “Бог знает, что именно такой образ жизни принесет больше всего пользы”.
Другой причиной, упоминаемой в стихе 12, по которой мы должны хорошо выполнять свою работу, является то, что мы не будем испытывать ни в чем нужды. Все, что мы должны делать, сообразуясь с Божьей волей, будет приносить нам только пользу. Трудолюбие может не только производить хорошее впечатление на окружающих, оно также может обеспечить наши повседневные нужды. Христиан в Эфесе наставляли: “Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтоб было из чего уделять нуждающемуся” (Еф. 4:28). Труд для удовлетворения наших собственных потребностей и помощи другим должен стать неотъемлемой частью жизни каждого христианина.
В наши дни правительства многих стран выработали программы по обеспечению нуждающихся. Эти программы помогли многим, но не богоугодно уповать только на социальное обеспечение, когда мы могли бы работать, чтобы обеспечивать себя и других. Как можно развить у христиан желание работать? Мы можем начать со своих детей, побуждая их пользоваться всякой возможностью помогать другим, поручая им выполнение посильных дел и обучая их ответственности, которая ляжет на них, когда они станут взрослыми. Мы можем научить их воспринимать работу как богоданную, желанную и полезную для них самих и окружающих, а не смотреть на нее как на вынужденную обязанность, которую, если никто не видит, можно и не выполнять.
Ленивые христиане — те, кто не старается обеспечивать свои семьи и не любит работать, — плохое отражение Божьей сущности. В противоположность этому, те христиане, которые работают, заботятся об обеспечении своих собственных нужд и помогают другим, оказывают огромное влияние на окружающий их мир. Поступая так, мы демонстрируем миру, каков Бог и Его народ, да при этом еще приносим пользу обществу тем, что заботимся о своих семьях и о нуждающихся. Мы можем стать Божьими работниками в Божьем мире на благо многих людей.
Заключение
Всем нам может быть полезно указание, данное в этих стихах, “более преуспевать» в ревностной любви. Наша любовь может, как ни что другое, вселить мужество и надежду в наших братьев. Наш мирный труд может удовлетворить наши насущные потребности и оказать огромное положительное влияние на тех, кто вне Божьей семьи.
Обдумайте и запланируйте для себя развитие этих качеств в своей жизни. Если все мы будем так делать, то результатом будут крепкие церкви, здоровая репутация церкви среди тех, кто еще не является частью Божьего народа, и возможность помогать нуждающимся. Совершенствуя свою любовь и жизнь, вы внесете свой вклад в укрепление церквей с доброй репутацией и страстным желанием помогать другим.