
Выполняйте любую работу как можно лучше.
Бог Есть
«Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости.» (Еккл.9:10)
Красной нитью по всей книге Екклесиаста проходит мысль Соломона о том, что человек должен использовать каждый день, каким бы он ни был, чтобы наслаждаться той жизнью, какую уготовил ему Бог.
Он подчеркивает, что Бог дает нам все — не только жизнь, но также таланты и орудия труда на каждый день. Он призывает нас довольствоваться своей участью, какой бы она ни была. Мы должны радоваться в дни благоденствия и пытаться извлечь уроки из несчастий. Превратности судьбы помогут нам научиться здраво рассуждать и сохранять в нашей жизни верную направленность.
Поскольку Бог дает нам все, мы должны использовать то, что Он ежедневно дает нам, во славу Его. Никто не может жить полной жизнью, не прославляя Того, Кто дал жизнь. Не знающий Бога не имеет будущего. Порой слова Соломона звучат пессимистично, и тем не менее, они учат нас мыслить и поступать позитивно. Его негативизм был, вероятно, результатом раздумий над его собственными прошлыми ошибками. Научившись на своих ошибках, он открыто предупреждает других о подобных заблуждениях. Описание своих ошибок является негативной стороной учения Соломона, в то время как его совет избегать этих заблуждений — позитивной.
В главах 9 и 10 Соломон подходит к самому главному выводу своего трактата. Смерть неотвратима, и поэтому нам следует наилучшим образом использовать каждый день своей жизни. Он говорит, что для этого нужна мудрость (гл. 9), и что малейшая глупость может уничтожить приобретения мудрости (гл. 10).
Неотвратимость смерти (9:1-12)
Бог нелицеприятен, даруя людям земные блага. Мы читаем в 9:2: “Всему и всем — одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы». Бог посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45). Глядя только на то, как человек живет на земле, нельзя сказать, как к нему относится Бог. Благоденствие человека совсем необязательно означает, что Бог одобряет его жизнь. В равной степени несчастья, преследующие человека, не означают, что Бог им недоволен. Все может случиться в этом мире как с праведными, так и с неправедными, как со славящими Бога, так и с отвергающими Его. Есть только одно различие: дела праведных и мудрых людей направляются Божьей рукой. Эти дела не проходят для Него незамеченными, даже если эти люди в своей жизни и не ощущают разницы.
Смерть — событие, которое приходит ко всем (9:3-6). Может показаться несправедливым, что конец благочестивых людей должен быть таким же, как и конец безбожников. Если не принимать во внимание преимуществ вечности, которыми будут обладать те, кто служит Богу, то мало что может вдохновить нас на то, чтобы быть благочестивыми. Кто-то может выбрать путь зла и безумия, ибо не видит преимуществ в благочестии.
Соломон говорит: “Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву” (9:4). В древности собака считалась самым низким животным. Собак не брали в дом, как это делается сейчас. Царем зверей был лев, смелость и быстрота которого восхищали. И Соломон утверждал, что лучше быть живым ничтожеством, чем мертвым властелином. Только у живого есть надежда на обретение знаний и какие бы то ни было достижения на этой земле. В стихе 5 говорится: “Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают…” Все земные дела мертвых завершены (9:6).
Трудно сказать, говорил ли Соломон исходя из своего собственного разочарования в жизни или излагал то, как видят жизнь не знающие Бога. Образ мыслей даже многих современных людей не говорит ни о знании, ни о понимании вечности. Бог есть Бог вечности, а не просто Бог живущих на земле. Явившись Моисею в горящем кусте (Исх. 3:6), Бог сказал: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Эти патриархи умерли за многие столетия до описываемого события, и все же Бог есть (а не был) их Бог.
Согласно Соломону, нам следует жить полной жизнью (9:7-12). Мы должны наслаждаться плодами нашего труда и довольствоваться тем, что нам дает Бог. Он говорит, что мы должны пользоваться нашими благословениями во славу Божию при жизни, потому что именно этого хочет от нас Бог.
Что касается жен, то в жизни Соломон поступал совсем не так, как советовал в стихе 9:9. У него было семьсот жен, но, должно быть, по собственному опыту он понял, что Божий план — самый лучший. Бог изначально создал одну женщину для одного мужчины. В дни, предшествовавшие приходу Христа, Он терпел многоженство, равно как развод и повторный брак (Мф. 19:3-9), но никогда не был доволен этим. Нет лучшего совета относительно брака, чем в Божьей Книге: “Наслаждайся жизнию с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей”. Подобный совет Соломона мы читаем и в Прит. 5:18, 19: “…Утешайся женою юности твоей”.
Далее Соломон советует: “Все, что может рука твоя делать, по силам делай” (9:10). Если уж вы взялись за выполнение какого-то достойного дела, делайте его хорошо. Побудительной силой к этому является понимание того, что какую бы то ни было работу можно сделать только в этой жизни. В ст. 10 читаем дальше: “Потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости». Никогда не знаешь наверняка, что случится в твоей жизни. Соломон говорит:
«И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их» (9:11).
Не всегда побеждает самый быстрый бегун или самый сильный воин. Мудрый не всегда живет лучше, и не всегда получает богатство умнейший. Неблагоприятные обстоятельства могут быть у каждого. Жизнь расставляет много ловушек, и нам не известно заранее, когда мы можем в них угодить. Соломон сравнивает человека, попавшего в беду, с рыбой, пойманной сетью, или птицей, запутавшейся в силках (9:12). Конец иногда приходит неожиданно. Поэтому, пока мы живы, нам следует использовать каждый день наилучшим образом.
Потребность в мудрости (9:13-18)
Хотя мудрость и не всегда ценится высоко, все равно она — лучше всего остального. В 9:14-16 рассказывается о маленьком городе, против которого воевал великий царь. Царь окружил этот городок своим мощным войском. В этом городе жил бедный, но мудрый человек, который знал, что предпринять для спасения города. После того, как город был спасен, этот бедняк был тут же забыт. Только неблагодарный народ мог забыть мудрые деяния такого человека. Неблагодарность может погубить народ. Многие благородные проекты остаются неосуществленными только из-за пренебрежительного отношения к тем, кто упорно работал над ними в прошлом. Люди слишком часто воспринимают мудрость других, как должное. И если даже это так, все же мудрость лучше силы.
Спокойные слова мудрого человека несут в себе больше силы, нежели крик глупого царя (9:17). Мудрость и понимание сильнее любого оружия, но один бессовестный негодяй может погубить много доброго (9:18).
Разрушительное действие глупости (10:1-20)
Небольшая глупость может погубить немало мудрости (10:1). Соломон иллюстрирует это примером о мертвых мухах, которые могут испортить благовоние, сделав его зловонным. Маленькая ошибка может погубить репутацию человека, считавшегося мудрым. Сердце мудрого ведет его в правильном направлении, в то время как сердце глупца ведет его неверным путем (10:2). Глупец проявляет свою глупость в том, как он себя ведет и как говорит (10:3).
Особенно пагубно, когда недостает мудрости облеченным властью (10:4-7). Если начальник или правительственный чиновник неразумны, не следует оставлять своего поста. Напротив, мы должны быть терпеливы и проявлять спокойствие, потому что «кротость покрывает и большие проступки” (10:4).
Одну из самых губительных ошибок совершают наделенные властью, когда предоставляют глупым большие полномочия, не давая при этом способным людям занять достойное место. Те, которые должны бы быть слугами, восседают на конях, что указывает на их высокое положение и власть. Те же, которые должны занимать высокие посты, ходят в подчинении подобно рабам.
Глупость навлекает на себя беду. Поскольку опасность существует повсюду (10:8-10), то глупый может погубить себя небрежностью. Соломон говорит, что копающий яму сам в нее упадет. Разрушающий ограду или здание подвергает себя опасности быть укушенным змеей. Передвигающий камни и колющий дрова также рискуют, и все же мудрый не продолжает рубить тупым топором только потому, что считает, что острый топор более опасен. Он наточит лезвие, зная, что с острым топором не надо будет так напрягаться.
Обратите внимание на противопоставление слов и поступков мудрого и глупого:
«Если змей ужалит без заговаривания, то не лучше его и злоязычный. Слова из уст мудрого — благодать, а уста глупого губят его же: начало слов из уст его — глупость, а конец речи из уст его — безумие. Глупый наговорит много, хотя человек не знает, что будет, и кто скажет ему, что будет после него?» (10:11-14).
Сказанное по глупости злое слово может быть смертельно, как укус ядовитой змеи. Слова же мудрого — благодать. Они исполнены смысла. Глупец садится в лужу всякий раз, когда открывает рот. Он начинает с глупой мысли и заканчивает чистым безумием. Он считает, что знает все, включая будущее. Никто не в состоянии наставить его или предостеречь против чего-нибудь.
Далее Соломон высказывается о том, что глупца утомляет даже одна только мысль о работе (10:15). От небольшого труда он так устает, что, обессиленный, даже не знает, куда идет.
Мудрость ценна для всех людей, будь то цари или труженики (10:16-20). Горе той стране, где правит ребенок, не достигший зрелости и мудрости. Его советники напиваются еще до полудня. Благословенна та земля, царь которой из благородного рода, и советники его выполняют работу до того, как садятся есть и пить, и едят для поддержания сил, а не для пресыщения.
Глупость может быть саморазрушительна по-разному. В 10:18-20 Соломон приводит несколько примеров глупого, саморазрушительного поведения. Во-первых, это лень. Когда люди ленивы, их дома обваливаются. Стропила прогнивают из-за протекающей крыши, и все строение рушится (10:18). Далее он говорит, что глупые устраивают пиры, чтобы весело провести время (10:19). Они упиваются вином, чтобы затуманить действительность и получить ложное ощущение счастья. Они считают, что деньги могут решить все проблемы. Затем он учит, что неразумно злословить правителей — даже в собственной спальне. Маленькая птичка или букашка может услышать и пересказать другим подобные неучтивые речи (10:20).
Заключение
Соломон собрал все эти мысли воедино, чтобы наставить всех людей мудрости здравомыслия и довольства той жизнью, какая кому досталась. Недовольные люди, всегда преследующие эгоистичные цели, никогда не будут по-настоящему счастливы. Они никогда не смогут понять, что такое жизнь. Они мчатся на огромной скорости по жизненной трассе, и на протяжении всего пути им некогда по достоинству оценить жизнь и насладиться ею.