Исследование Писания
1 Кор.6:12–20
Как правило, в Первом Послании Коринфянам отсутствует формальная структура трактата. В письме автор может вставлять мысли, лишь отдалённо связанные с предыдущими или последующими темами. Именно это и сделал, по всей видимости, Павел в последней части 1 Кор. 6.
Почему Павел только здесь обращает своё внимание на сексуальные нравы в Коринфе и на то, как христиане должны реагировать на них? Он только что рассмотрел проблему общения с мужчиной, живущим с женой своего отца (5:1) и приравнял обращение в суд с иском против брата к блуду и идолопоклонству. Кое-кто в церкви хотел разделить свои взаимоотношения с Богом и то, что они считали лишь телесными функциями. Павел категорически не допускал такого разъединения. Сексуальная распущенность, утверждал Павел, это грех, который особенно истощает человека; он развращает тех, кто предаётся ему, до самых глубин их психики. Он глубоко поражает тело, разум и душу (6:18).
Многочисленные источники свидетельствуют о низком уровне нравственности в светской греко-римской культуре, особенно в Коринфе. Была широко распространена проституция, тела рабынь были в полном распоряжении их владельцев, над гомосексуализмом насмехались, но мирились с ним, развод считался нормой, аборты были обычным явлением, как и то, чтобы оставить детей умирать на жаре или холоде. Апостол чувствовал, что просто не может не вставить несколько решительных слов по поводу отношения христиан к распространённой сексуальной развращённости.
Объяснение Павла (6:12–17)
Возмущение Павла по поводу того, что брат судится с братом в судах перед неверными, вылилось в более общую дискуссию о развращённости. Он поставил в один ряд тех, кто творил несправедливость в житейских тяжбах, вместе с блудниками, идолослужителями, ворами и прелюбодеями (6:9, 10). Гнев Божий ожидает тех, кто занимается такими вещами; для них нет места в царстве Божьем. Некоторые коринфские христиане вели распутный образ жизни в прошлом, но омылись, освятились и оправдались.
Произведения искусства в греко-римском мире показывают увлечённость людей сексуальной активностью. Артефакты, найденные археологами, рисунки на вазах и литература свидетельствуют о том же. Люди, жившие тогда, не были уникальны в этом отношении, но в тот исторический период, по-видимому, больше, чем в другие времена, людям было присуще потворство своим сексуальным желаниям. Современный западный, как и древний греко-римский, мир, поглощён ни к чему не обязывающими сексуальными связями. Павел выбрал тему сексуальной развращённости не потому, что это был более отвратительный грех, нежели другие, а потому, что он был так широко распространён, и потому, что наносил такой урон состоянию общества и благополучию людей.
«Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мной. Пища для чрева, и чрево для пищи, но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силой Своей. Разве не знаете, что тела ваши — члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что прилепляющийся к блуднице становится одно тело с ней? Ибо сказано: «Двое будут одной плотью». А прилепляющийся к Господу — один дух с Господом».
Стихи 12, 13. Отметив, что христиане — омытый и освящённый народ, апостол не мог не выступить против тех, кто был склонен оправдывать сексуальную распущенность в языческом обществе. Слова, с которых он начал, всё мне позволительно, трудно понять в качестве самостоятельного заявления. Такое признание никак бы не помогло Павлу выстраивать свои доводы. В некоторых переводах, например, в Международном Библейском Обществе, Российском Библейском Обществе и Современном Переводе, эта фраза в стихе 12, а также следующая в стихе 13 выделены кавычками. Так переводчики выразили своё мнение, что Павел процитировал лозунги, которыми пользовались защитники сексуальной распущенности.
Павел отвечает потворщикам, сначала процитировав их девиз, а затем указав на его ошибочность: но не всё полезно. «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос», — писал он ранее (Гал. 5:1). И правда, в определённом смысле «всё позволительно» для христианина, но ученика Христа волнует не только то, что позволительно. Он хочет делать то, что полезно, то, что назидает, то, что обогащает жизнь. Не признавая позволительности сексуальной распущенности, Павел, говорит, что даже если бы она была позволительной, она не была бы полезной. Учитывая характер христианского послушания, если поведение не выдерживает тест на полезность, тогда оно и непозволительно. Разнузданная сексуальная распущенность, как и другие грехи, способна поработить человека. «Всякий делающий грех, раб греха», — сказал Иисус (Ин. 8:34). Павел заявляет: «ничто не должно обладать мной». Христос был Господином жизни апостола, и он знал, что никто не может служить двум господам (Мф. 6:24).
Девиз пища для чрева, и чрево для пищи — вовсе не о пище. Довод состоял в том, что половое влечение требует выражения так же, как голод требует удовлетворения. Поскольку и секс, и еда — естественные желания, потакание одному не греховнее потакания другому. Павел согласился лишь частично: девиз нужно рассматривать в свете осуждения Богом всякого потакания своим слабостям. Аппетит — это не лицензия на обжорство, и сексуальное желание — не лицензия на сексуальную распущенность. Бог обеспечил удовлетворение обоих этих желаний при определенной сдержанности. Тело с его желаниями принадлежит Господу. Христианин должен управлять ими в контексте Его учения. Эти девизы были не столько призывом к блуду, сколько попыткой оправдать привычку, которую эти братья принесли из своей прошлой идолопоклоннической жизни.
Стих 14. Эсхатология (учение о возвращении Господа, суде и конце времён) в Новом Завете призывает христиан вести благочестивую жизнь. Пётр в конце своего описания «дня Господня» во 2 Пет. 3:10–12 сказал: «Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам…!» Подобно этому и Павел, напомнив, что тело — для Господа и Господь — для тела, обращает внимание своих читателей на судный день: «Бог воскресил Господа, воскресит и нас силой Своей». Когда Он воскресит человечество, то каждый «яви[тся] пред судилище Христово» (2 Кор. 5:10). Удовлетворение собственных желаний за счет ближнего — это больше, чем удовлетворение аппетитов. Это противоречит Божьему плану для вечности.
Стих 15. Если увещевания Павла хоть в какой-то мере являются показателем духовного неблагополучия коринфских христиан, то можно с уверенностью сказать, что некоторые из них занимались проституцией и защищали использование проституток. Коринф был известным перепутьем для торговли и популярной философии. Проституция, возможно, была более обычным явлением в торговых центрах вроде Коринфа, чем в других городах сопоставимых размеров, но рынок живого товара имелся в каждом греческом городе. И только наивный может думать, что сегодня эта практика не так распространена в мире.
Отвергнув девизы тех, кто пытался оправдать продажную любовь, он далее утверждает, что для Господнего народа этому вообще нет оправдания. Христиане находятся в единстве со Спасителем, Который искупил Свой народ от греха. Апостол считал тело и дух одним целым. Тела ваши, — заявляет апостол (а не «дух каждого из вас», как если бы дух человека имел самостоятельное существование), — члены Христовы. Что бы ни делал человек, хорошее или плохое, то делает тело Христово. Ниже в этом же письме Павел написал: «И вы — тело Христово, а порознь — члены» (12:27). Братья и сёстры становятся причастными к поведению каждого человека в отдельности; так Господь задумал церковь. В риторическом вопросе в 6:15 Павел обращает внимание на огромное воздействие продажной любви: «Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы?» Даже сам вопрос был невообразим. Да не будет [ме генойто]! — восклицает апостол. Для христианина нравственный выбор никогда не касается только его одного. Поведение каждого распространяется на всех.
Стих 16. То, что человек делает, оказывает влияние на всю личность. Как физический акт крещения нельзя отделить от духовной веры и повиновения Христу, так поступки в теле нельзя отделить от духовного союза человека с Христом. «Или не знаете, что прилепляющийся к блуднице становится одно тело с ней?» — спрашивает Павел. Тело христианина неотделимо от общины верующих, а все христиане вместе составляют тело Христа.
«Он напоминал коринфянам о том, что они сами («нас» — 6:14) — члены Христа, но сами именно как телесные существа, чьи телесные действия свидетельствовали о качестве и характере их преданности и ученичества» (Данн).
Блуд, утверждает Павел в 6:16, — это не просто физический акт. Он цитирует Быт. 2:24: «Двое будут одной плотью». Совокупление с проституткой нарушает целостность того, кто совершает этот грех. Вступить в сексуальные отношения с проституткой — значит соединить тело Христа с аморальностью. Павел не теоретизирует; проституция корнями вросла в гражданскую и даже религиозную жизнь греческих городов. Некоторые сегодня стараются оправдать практику, которая превращает людей в животных и делает одного человека объектом физического удовлетворения другого, но любая такая попытка подрывает библейскую мораль. «Нет такого понятия, как случайный секс, у которого бы не было далеко идущих последствий, даже если партнёры не собираются формировать взаимную привязанность» (Гарланд). Разве эти братья «не знали», что они являются телом Христа и должны хранить себя в чистоте? Конечно, знали!
Стих 17. Павел использовал одно и то же слово (коллаомай) для описания совокупления мужчины и проститутки и соединение христианина с Христом. Это явная насмешка над Христом и Его народом, когда человек, прилеп[ившийся] к Господу, прилепляется ещё и к проститутке. Принадлежать Господу означает быть од[ним] дух[ом] с Господом. Совокупиться после этого с проституткой — значит лгать о единстве союза с Христом.
Увещевание Павла (6:18–20)
«Избегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, — вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши — храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не принадлежите себе? Ибо вы куплены дорогой ценой. Поэтому прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые — Божии».
Стих 18. Согрешение телом в акте незаконного сожительства есть грех уникального характера. Почти в отчаянии, апостол использует повелительное наклонение: «Избегайте блуда». Блуд, конечно, не единственный способ быть безнравственным; но Павел считал его особенно разрушительным. Уникальность блуда в том, что этот грех завладевает телом человека. «Всякий грех, какой делает человек, — говорит апостол, — вне тела, а блудник грешит против собственного тела». Блуд — это не просто физический акт, он требует участия всей личности целиком. Один из разделов иудейского документа, датируемого III веком до н. э., известного под названием «Завет Симеона, второго сына Иакова и Лии» наставляет: «И остерегайтесь блуда, ибо блуд порождает всякое зло, отдаляя от Бога и приближая к Велиару» («Завещания двенадцати патриархов», 5.3). Павел мог бы спросить: «Что есть человек помимо своего тела?» Лёгкое отношение к своим сексуальных аппетитам обычно приводит к особому саморазрушению. Распавшиеся семьи и разбитые жизни подтверждают истинность точки зрения апостола. Джимми Аллен поделился мудрыми мыслями, которые мы неоднократно находим в Писании: «Нечестивые наказываются не столько за свой грех, сколько своим грехом».
Стих 19. Когда Павел писал: «Не знаете ли…», он имел в виду: «Вы, конечно, знаете». Выше, призывая к единству в церкви, Павел напомнил коринфским христианам о том, что все они вместе суть храм Божий (3:16, 17; см. 2 Кор. 6:16). Апостол не делает разницы между «храмом Божьим» и храм[ом]… Святого Духа. Обе фразы взаимозаменяемы. То заключение, что церковь коллективно есть место обитания Бога, но что Святой Дух пребывает в христианах индивидуально, не имеет под собой основания. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой обитают в верующих и коллективно и индивидуально. Обитание есть утверждение того, что верующие проникнуты присутствием и силой того, что обитает. Будь то обитание веры (2 Тим. 1:5), Бога (2 Кор. 6:16), Духа (Рим. 8:11), Слова (Кол. 3:16) или Христа (Кол. 1:17), во всех случаях присутствует идея всепроникающего влияния.
В данном контексте апостол писал о буквальном теле человека. Он показывал, что тело человека не должно физически соединяться с телом проститутки. Говоря в 3:16, 17 образно, Павел всю церковь целиком объявил храмом Божьим. Смещая несколько свою метафору в 6:19, Павел заявляет, что тело отдельного человека есть «храм Святого Духа». Святой Дух есть Божий дар и для каждого верующего в отдельности и для всей церкви как объединённого тела (см. Деян. 2:38; Гал. 4:6). Обитающий Дух — это печать принадлежности Богу. Хоть всю церковь коллективно, хоть любого верующего индивидуально можно назвать «храмом Божьим» или «храмом Святого Духа». В любом случае, для апостола немыслимо, чтобы человек, в котором обитает Бог, прилеплялся к проститутке.
Стих 20. Приобщение христиан к церковному телу означало, что безнравственность или благочестие каждого отдельно взятого члена в Коринфе было либо к позору, либо к славе всей общины. Не только поведение отдельных христиан отражалось на Господе, царствовавшем над ними, но была ещё одна важная причина, почему эти христиане должны были «избегать блуда» (6:18). Они были куплены дорогой ценой. Они не принадлежали самим себе. Заплаченной за них — как и за нас — ценой была драгоценная кровь Агнца (см. Ин. 1:29; 1 Пет. 1:18, 19).
Поскольку рабство было обыденностью греко-римской жизни, то для первых читателей послания Павла фраза «куплены дорогой ценой» значила больше, чем для сегодняшних читателей. Некоторые христиане в Коринфе в прямом смысле были собственностью других людей. (см. 7:21, 22). Фраза «вы куплены дорогой ценой» служит основанием к призыву: «Поэтому прославляйте Бога и в телах ваших». Надлежащим ответом Христу со стороны, всех тех, кто верит в Его благодать, является прославление Его и телом, и душой.