Директор по стратегическому маркетингу “Яндекса” Андрей Себрант — о кризисе, с которым скоро могут столкнуться традиционные вузы и школы.
АНДРЕЙ РЯБЦЕВ
Андрей Себрант — выпускник Московского физико-технического института, кандидат физико-математических наук. В бизнес пришёл из науки (занимался лазерами в Институте атомной энергии им. Курчатова). В “Яндексе” с 2004 года.
— Андрей, представьте, что вам 17 лет и вы готовитесь сдавать ЕГЭ. Куда будете поступать?
— Туда же — в физтех. Это как раз то место, где не просто учат какой-то специальности, а тренируют людей придумывать новое. Это специфика работы учёного. Огромное количество вузов до сих пор дают некую сумму знаний. А они никому не нужны по большому счёту, к сожалению. Времена, когда за знаниями надо было идти в вуз, прошли. У каждого через смартфон есть доступ к ресурсам, объём которых намного больше любой вузовской библиотеки. Показательная история про физтех. У нас разрешалось брать на экзамены любые справочники и учебники. Ни один нормальный учёный в процессе не вспоминает формулу! Хороший критерий при выборе вуза — не идти туда, где тебя спрашивают «а помнишь ли ты доказательство такой-то теоремы?» и запрещают проносить смартфоны на экзамен.
— А как же ЕГЭ?
— Это тяжелый пережиток системы образования во всём мире, а не только в России. К сожалению, мы умеем проверять только знания конкретных вещей. Что-то другое система образования не способна предложить. У нас и учителей учат тому, чтобы массово давать знания. Невозможно заменить весь учительский корпус так, чтобы люди начали массово учить людей творить, создавать что-то новое. И в нынешней системе ЕГЭ — достаточно оптимальный способ.
— Хорошо, что будет вместо ЕГЭ лет через двадцать? Какой-то индивидуальный подход?
— Да. Уже сейчас передовые технологические компании перестают смотреть на диплом. И всё больше сильных талантливых ребят уже со школьного возраста будут идти мимо вузов. У них появляются альтернативы: Яндекс.Лицей, Школа-21, KIBERone (IT-школы для детей — Ред.), куча систем дополнительного образования. Там им дадут те умения, за которые их будет с руками отрывать работодатель. И это создаст проблемы для высшей школы. Да, сейчас вузы имеют систему метрик, которые позволяют отбирать лучших абитуриентов. Но вдруг выясняется, что средний балл по ЕГЭ — ни о чём. Люди, которые не очень интересовались ЕГЭ, но смогли предъявить миру свои умения, уходят на хорошие специальности, минуя вуз. Мне кажется, что только это заставит вузы перестраиваться. И в какой-то степени — школу тоже. Уже сегодня есть семейное, дистанционное обучение. Рано или поздно люди могут перестать выбирать школу.
НА КОГО НЕ НАДО УЧИТЬСЯ
— На кого не надо идти учиться? Что станет неактуально в ближайшие 10-20 лет?
— Подождите, но не всем повезло заниматься стратегическим маркетингом в Яндексе.
— Я отвечу так: не надо учиться на того, кем быть скучно. У нас огромное количество людей, которые считают, что надо хоть на кого-то выучиться и потом тянуть срок. Ведь что произошло? Людям сказали: «тебе еще 4-5 лет срок мотать». И поэтому они возмутились. А если бы им подарили еще пять лет в “Диснейленде”, люди — что, возмущаться бы стали? Все современные технологии нацелены на то, чтобы снять с людей рутинные скучные задачи: работа на конвеере, документооборот.
Фома аналитик
После окончания средней школы мне было не очень трудно выбирать вуз, т.к. изначально хотелось поступить в самый универсальный вуз — МГУ.
Интересовала экономическая география, но пересилило желание идти на экономический факультет.
Была такая эпоха — время экономических реформ в стране.
Мне захотелось получить не узкое экономическое высшее образование, а широкое и универсальное, и об этом не жалею.
Более узкое экономическое образование получил уже в 1983 году через 11 лет после МГУ.
Это уже был Московский финансовый институт (сейчас университет при правительстве РФ). Об этом тоже не жалею.
Это два лучших вуза страны.
Чтобы выбрать Вуз надо как-то чувствовать внутри что тебя интересует и что ты хочешь в жизни.