Перед войсками вторжения сейчас идут цифровые десантники.
Американские СМИ признали, что США готовят кибератаку на российскую энергосистему, и это не единственная угроза, из числа тех, которых еще вчера не существовало. Отстает ли Россия от соперников в новейших технологиях и каким будет завтрашний день — с этими вопросами «КП» обратилась к одному из самых компетентных специалистов в стране — Игорю Ашманову.
— Само по себе что-то новое в технологиях внушает опасность, потому что люди не очень понимают, к чему это приведёт. Но все время накладывается еще и противостояние с Западом и образ врага. Нет шанса, что случится всё же разрядка и технологии будут всего лишь технологиями?
— Прошлая «разрядка» привела к развалу СССР и всего соцлагеря. Похоже, слишком близко тереться боками или носами с противником нам вредит. Там, на той стороне — самый страшный наш противник в истории, самая хищная держава мира, разломавшая десятки государств. В их Национальной стратегии, в рвзделе о Национальной киберстратегии написано: «мы должны доминировать». Там нет слов «мы должны идти на компромиссы», «мы должны сотрудничать», «благо человечества».
Они считают: благо Человечества — это следовать за лидером США; они декларируют: наши ценности просто лучше, все должны это признать и принять; мы их должны распространять, открытый Интернет нужен, чтобы распространять наши ценности. Всем, кто будет сопротивляться цифровой колонизации в других странах, ограничивать доступ к Интернету, США покажут кузькину мать.
Есть три поросенка, Наф-Наф говорит «в лесу есть волк», а другие два ему не верят. Хотят счастливо кувыркаться на солнечной лужайке. Вот мы в какой ситуации? Волка нет?
Но мы же видим, что вообще-то волк — вот он, сам себя обозначил, он говорит, что Россия хуже Эболы, «разорвем русскую экономику в клочья», он только что разломал и сожрал арабский мир, Югославию, СССР. Как можно делать вид, что его нет?
— То есть умный поросенок пишет закон о безопасном Интернете?
— Боюсь, авторы закона обидятся за это сравнение. Этот закон состоит из двух частей. Первая — про обеспечение бесперебойности и резервное дублирование адресации в сети.
Это про то, что надо, чтобы нам не отключили «интернет-электричество» где-то там на линии, то есть поставить себе «резервный генератор Интернета».
Можно взволнованно говорить, что это страшилки, что не отключат, что это бизнес, что глобализация, что Интернет независим от США, что технически нельзя.
Но вот же вам случай Huawei. Отключают же ему кислород по щелчку. Все крупные «белые, публичные, независимые компании, которые никогда, что вы…» — построились, отдали честь и «отключили» за сутки.
Нам тоже отключали доступ к технологиям много раз — и Крыму, и крупным российским компаниям под санкциями, и Визу с Мастеркард некоторым банкам. Всерьёз обсуждали отключение России от мировой системы банковских переводов SWIFT.
Нет там никакой принципиальной невозможности, а есть реальный риск.
Вторая часть закона посвящена фильтрации — предписывается ко всем провайдерам поставить за госсчёт систему, которая в состоянии распознавать тип трафика: Watsapp, Youtube, Google, Skype и т.п., и которая может по приказу вырубить именно этот вид трафика, не затрагивая другие. За последние годы IP-адрес перестал быть идентификатором, появились огромные поля временных IP-адресов. Блокировать по IP — не получается, что показала война с Телеграмом.
Но посылать сигнал тем, кто не хочет работать в нашей юрисдикции и выполнять наши законы — надо. А многие не хотят — Фейсбук, например, Гугл, Эппл.
Например, Китай посылает сигнал запретами на сервис целиком. Например, периодически требует от Гугла выдавать данные на диссидентов, перенести сервера в Китай — или заблокируют. На что Гугл реагирует криком на весь Свободный мир — нет, никогда, мы за свободу, мы не прогнёмся. Но потом промеж себя и Госдепа решает: наша миссия нести правду людям тоталитарных стран, мы должны там быть (это прямая цитата из Сергея Брина, одного из основателей Гугла). И спустя полгода тихонько соглашается на условия Китая.
МАСК ВОЮЕТ С ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ СТРАН
— Небесный интернет Илона Маска тоже про прозрачность и доставку правды?
— Конечно. Это и есть попытка доставить Интернет, минуя национальные правительства с их фильтрами и контентной политикой — прямо на голову благодарному населению, которое потом можно беспрепятственно перепрошивать. Там никаким бизнесом и не пахнет, цель — зайти сверху в страну, которая пытается что-то там фильтровать у себя. Перепрыгнуть фильтры. Это часть информационной войны.
— Телеграм заблокируют в конце концов?
— Не знаю. Там есть внешний слой пиаровский, а есть какой-то нижний, где с Дуровым многие договариваются. И зависеть будет не от того, можно ли это сделать технически, хотя реализация закона Боковой-Клишаса-Лугового, возможно, позволит через какое-то время его заблокировать более эффективно, чем сейчас. А от этих закулисных переговоров.
СПРАВКА «КП»
Игорь Ашманов. Кандидат технических наук, специалист в области искусственного интеллекта, разработки программного обеспечения, управления проектами. Был гендиректором компании «МедиаЛингва», исполнительным директором интернет-холдинга «Рамблер». Гендиректор «Ашманов и партнеры».