Основным возражениям против реальности библейских чудес недостает весомости и убедительности.
Бог Есть
Утверждение реальности библейских чудес опирается, по меньшей мере, на четыре важные истины: (1) Книга, рассказывающая о чудесах, заслуживает полного доверия; (2) в библейских чудесах нет никаких следов обмана; (3) противники Иисуса, жившие в одно с Ним время, и более поздние атеисты не сомневались в Его чудесах; (4) без чудес не объяснить жизнь Иисуса.
Достоверность Книги, рассказывающей о чудесах
Наличие многих свидетельств (исторических и археологических данных, случайных упоминаний, характера авторов и воздействия, которое оказывают их писания) привело к тому, что практически все в мире сходятся на мнении, что Библия — самая достоверная книга. Если бы Библии нельзя было доверять, тогда здравый смысл призвал бы отвергнуть ее басни о сверхъестественных событиях. И наоборот, если Библия неоспоримо является самой надежной из всех когда-либо написанных книг, тогда здравый смысл требует принять ее рассказы о чудесах. Если нельзя не признать достоверность Библии, тогда, логически, нельзя отвергнуть и записанные в ней чудеса. Итак, сама надежность Библии становится веским доказательством реальности рассказанных в ней чудес.
В библейских чудесах нет никаких следов обмана
Вторым веским основанием для принятия историчности библейских чудес является отсутствие в них каких-либо следов обмана. Мошенник сделал бы все возможное для приобретения широкой популярности, но временами Иисус, как ни странно, запрещал рассказывать о Своих деяниях. Очевидно, Он делал это для того, чтобы избежать ажиотажа среди тех, кто видел бы в Нем не божественность, а только чудотворца. Какой бы ни была причина запрета гласности, мошенник никогда бы такого не сделал.
Более того, обманщик приложил бы все свое старание, чтобы придать большую ценность чудесам. Смиренный плотник из Назарета с абсолютным пониманием относительности ценностей иногда принижал ценность чудес. Для тех, кто решительно не хотел верить в Его божественность, чудеса стали бы напрасной тратой сил. Он не допускал, чтобы чудеса стали самоцелью. Никакой мошенник не умалил бы свою способность творить чудеса.
То, что служение Иоанна Крестителя не подтверждалось никакими чудесами, показывает, что авторы Евангелий не были просто фанатиками, создававшими вымышленные истории. Они и Иисусу не приписывали чудес до начала Его публичного служения, и это говорит о том, что они писали историю жизни, а не вымышленные рассказы. Кроме того, описание всего нескольких случаев воскрешения из мертвых опять-таки указывает но то, что авторы не были обыкновенными фанатиками. Отказ Иисуса дать представление перед царем Иродом является полной противоположностью тому, что сделал бы Симон волхв.
В Евангелиях нет никаких следов обмана, а как раз наоборот. Французский рационалист Эрнест Ренан писал, что Евангелия содержат все внутренние черты подлинности и что внешние свидетельства подтверждают основные факты.
Враги Иисуса не сомневались в Его чудесах
Третье веское доказательство подлинности евангельских чудес заключается в том, что враги Иисуса, жившие в Его время, и более поздние атеисты не отрицали Его чудес. Многие из них не верили в божественность Иисуса, однако не найдено ни одного документа, в котором чудеса Иисуса подвергались бы сомнению.
Фарисеи признавали реальность воскрешения Иисусом Лазаря и другие чудеса. Они говорили: “Что нам делать? Этот Человек много чудес творит; если оставим Его так, то все уверуют в него, — и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом” (Ин. 11:47, 48). Будь у них хоть малейшее сомнение, они прошли бы два или три километра до места проживания Лазаря. Они не отрицали воскресение Лазаря, а искали возможность уничтожить доказательства, положив убить Лазаря.
Царь Ирод Антипа не только верил в чудотворную силу Иисуса (Мф. 14:2), но и пожелал лично увидеть, как Он это делает (Лк. 23:8). Иуда Искариот свидетельствовал, что Иисус не был обманщиком (Мф. 27:3, 4). Когда Иисус предстал перед судом, Его обвинители искали хоть какой-нибудь повод для вынесения приговора. Они прибегли к услугам многих лжесвидетелей (Мф. 26:60; Mк. 14:55, 56), но не нашли никого, кто бы поклялся, что чудеса Иисуса были нереальными.
В день Пятидесятницы Петр говорил об Иисусе перед тысячами людей, среди которых было много тех, кто участвовал в распятии Иисуса. Он без колебаний провозгласил, что Иисус сотворил “…чудеса, знамения… среди вас, как и сами знаете» (Деян. 2:22). В случае с исцелением беспомощного калеки ненавидевшие христианство признали, что “сделано явное чудо», говоря при этом: “и мы не можем отвергнуть сего» (Деян. 4:16). Симон волхв — человек, который умел мошенничать — был убежден, что Филипп совершал “великие силы и знамения”, и изумлялся им (Деян. 8:13).
Подлинность чудес Иисуса принимали не только враги Иисуса, бывшие Его современниками, но также и неверующие, жившие в более поздние времена. Иудейские раввины в своем Талмуде признавали реальность чудес Иисуса, объясняя их магической силой или “силой священного имени Яхве”.
Неверующие среди язычников также, хоть и пытались найти недостатки в христианстве, не подвергали нападкам подлинность евангельских чудес. Во II веке Цельс выступал с критикой религии Иисуса, но и он ни разу не усомнился в чудесах. Он относил их на счет магии, которую, по его словам, Иисус изучил в Египте. Около 270 г. христианство попытался уничтожить Порфирий, грозный противник. Его труды выдают знакомство с Новым Заветом, но нигде он не отрицал чудес. В 303 г. правитель Вифинии Иерокл искал несоответствия и противоречия в Новом Завете. В результате вышла книга, которая не ставила под сомнение ни одно чудо. Император Юлиан (Отступник) прилагал все силы к тому, чтобы вырвать христианство с корнем. В 361 г. в своих трудах он также подверг нападкам религию Иисуса. При этом он не опроверг ни одно чудо, но признал, что Иисус исцелял людей, изгонял бесов и ходил по воде.
Ранние неверующие из иудеев и язычников с радостью раскрыли бы малейший обман, поддерживающий религию Иисуса. То, что эти критики ничего не могли сказать против Его чудес, есть молчаливое, невольное и вынужденное свидетельство в пользу их подлинности.
Без чудес не объяснить жизнь Иисуса
Четвертая весомая причина для признания подлинности библейских чудес заключается в том, что жизнь Иисуса необъяснима с позиции сугубо натуралистических предположений. Некоторые пытались отделить чудесное от естественного в жизни Иисуса, но безуспешно. Эти два аспекта слиты в одно гармоничное целое. Одно без другого теряет здравый смысл.
В жизни Иисуса большую роль играла реакция Его противников на Его чудотворную силу. Их реакция на Него бессмысленна, если Он не изгонял нечистых духов.
Иисус взял за руку женщину, страдавшую от лихорадки, изгнал жар, и она тотчас стала служить Ему. Чудесное сливается с естественным.
За Иисусом следовали большие толпы людей. Его влияние на народ понятно, если учесть Его чудеса, но без них подобная притягательная сила была бы загадкой, и наилучший в мире человек предстал бы обманщиком.
Важной частью служения Иисуса была вера апостолов в Него. Такую веру невозможно объяснить, если Он был шарлатаном, ибо в таком случае Он смог бы передать им лишь секреты Своего ремесла. Пробыв с Ним три года, они уверовали в реальность Его чудес.