А я едва не поскользнулся!
«А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои…» (Пс.72:2).
Давид Вилкерсон
Я постараюсь раскрыть для вас то, что Господь показал мне относительно греха, которому в минуты отчаяния потворствуют люди, и который грозит разрушением жизней многих христиан. Я молюсь о том, чтобы эта проповедь стала оружием в ваших руках, чтобы она помогла вам устоять перед грехом, который может погубить вашу душу! Я хочу, чтобы вы ясно различали пагубные особенности этого греха.
Асаф был главным певцом, Левитом и старшим певческой группы при царе Давиде. Он сам и люди из его колена также играли на кимвалах, когда совершалось служение Богу. Он написал одиннадцать из всех псалмов Псалтыря.
Человек этот был сослужителем и очень близким другом Давида. Поистине, никто из Левитов, служащих в доме Божьем, не мог бы сказать, что он не друг Давиду — ведь большинство своего времени Давид пребывал в храме. Он любил Бога и любил быть в доме Божием.
Всё же, вопреки великому его призванию и благословению, Асаф исповедывает: «А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои…» (Пс.72:2).
Мы знаем, что Асаф был чист сердцем. Он имел правильное понятие о Небесном Отце, веря в благость и доброту Божью. Даже с самого первого стиха он говорит: «Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!» (Пс. 72:1). Другими словами: «Бог добр ко мне — Он дал мне чистое сердце!»
Но сразу же в следующем стихе этот чистосердечный человек признаёт: «Я едва не поскользнулся. Я чуть было не упал!» Почему Асаф пишет об этом?
Не потому ли, что его разочаровало отступление от истины, которое он видел в Давиде? Как любящий друг, этот певец, вероятно, наблюдал за всем, что говорил и делал царь. Его, должно быть, глубоко печалили падения Давида и его несостоятельность пред Богом — его борьба со страстями, его прелюбодеяние с Вирсавией, его замысел на жизнь Урии, его многожёнство, которое Бог запрещал. Конечно, Давид в своей жизни имел много упущений и недостатков. Возможно, Асаф здесь подразумевает лицемерие Давида, известного своим благочестием? Может, он горестно восклицал: «Мой царь не оправдал моих надежд!»?
В этом ли причина того, что Асаф едва не пошатнулся на своём пути? В том ли его грех? Давид упал, значит и Асаф едва не упал, не так ли? Говорил ли Асаф: «Я при таком положении не устою. Это сверх моих сил!»?
Нет — ничего подобного в сердце Асафа не было. Что же тогда заставило его пошатнуться? В чём заключается грех Асафа, когда он едва не поскользнулся и не упал? О каком грехе я здесь говорю?
Грех Асафа был в том, что он думал, что его страдания были незаслуженным наказанием от Бога!
Этот грех зарождается тогда, когда мы начинаем обвинять Бога в том, что Он нерадив по отношению к нам и несправедлив!
Из этого псалма мы видим, что Асаф был в огненном испытании и что он предстоял перед большими трудностями. Он свидетельствует: «И подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?» (Пс.72:14).
Значение слов «подвергаем ранам» и «обличаем» на Еврейском языке значит: «Я был поражён жестоким горем! Каждое утро я просыпаюсь в печали, боли и скорби. Я избиваем каждый день. Я чувствую, что я наказуем. Мне трудно даже говорить об этом!» (См. ст 14-16).
В своей речи Асаф подразумевает свою собственную бедность, когда он говорит: «Я позавидовал… видя благоденствие нечестивых». (Пс.72:3) Вокруг себя Асаф видел, как преуспевали нечестивые люди и каким богатством они были окружены — их жизнь, очевидно, была безболезненной, они наслаждались знатностью и пышностью, тучные от материальных благ, обладая всем, что они пожелают. Поэтому, возможно, Асаф остро ощущал свою бедность и нищету. Чистосердечный певец не понимал, почему так по-разному устроена жизнь людей — и он возопил: «Господи, для меня это просто бессмысленно!»
Такие сердечные мучения Асафа довели его до того, что он чуть было не согрешил смертельным грехом: приписыванием Богу неверности и равнодушия относительно его личной участи! Он про себя говорил: «Вот они, безумные и нечестивые грешники. Они не совершают молитв. Они отвергают Божье Слово. Они пренебрегают Божьими заповедями. И, однако же, их не постигают тяготы жизни и они не переносят лишений, «…с прочими людьми не подвергаются ударам»! (ст.5).
Асаф, в действительности, так и размышлял: «Нечестивые не испытывают таких страданий, как испытывал я. Они творят зло и, тем не менее, они благоденствуют! Когда я самоотречённо очищаю моё сердце, они умножают своё богатство. Когда я слаб и в печали, их же сила только крепнет» (см. ст.4).
Затем Асаф спрашивает: «…есть ли ведение у Вышнего?» (ст.11). Другими словами говоря: «Неужели Бог не проверяет положение людей? Разве Он не видит того, что происходит? Разве Он не знает о неравенстве, существующем между Его народом и преуспевающими безбожными людьми? Мы постоянно терпим лишения, тогда как нечестивые довольствуются всем, чего не пожелает их сердце. И Бог позволяет, чтобы это так и продолжалось!»
Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему видимые благословения изливаются на тех людей, которые живут как дьяволы? Вы, возможно, пережили это чувство — чувство несправедливости, когда на работе вас обошли премией, отдав её вашему сотруднику, не прилежному в труде и совсем её не заслужившему? Или ваш необращённый сосед купил себе дорогую машину и новую мебель, а у вас, верующего человека, на такие вещи не имеется средств. И всё это тогда, когда вы усердно, как для Господа, трудитесь на работе, а средств как не хватало, так и не хватает!
Несколько лет назад, я вместе с одним новообращённым человеком из нашей церкви, ехали по западному шоссе в Манхэттен. Проезжая мимо стоящей у речного причала огромной яхты, принадлежащей известному богачу Дональду Трампу, мой спутник вдруг гневливо вспылил: «Меня аж бесит, когда я вижу этот корабль. Этот человек имеет всё — а я не имею ничего!»
Я подумал про себя: «Всё, что Дональд Трамп имеет, это плавающий на воде кусок мусора — а ты имеешь вечную жизнь с Господом. И ты считаешь, что это ничего?»
По нашему человеческому мышлению, жизнь должна складываться следующим образом: если мы всё поручили и отдали в руки Божьи, то для нас тогда открывается прямая дорога к славе; на нашем пути не должно быть никаких препятствий — ни страданий, ни испытаний. И на самом деле, многие пастора в этой стране пытаются преподать эту доктрину своей унылой духом пастве.
Однако, вся истина заключается в том, что человеческим умом нам наших страданий не понять — они для нас часто непонятны. Как бы мы ни старались разобраться в сложившейся жизненной ситуации, все наши попытки останутся безуспешными!
Разрешите спросить: переживали ли вы такое время, когда каждое утро вы просыпались с чувством нависших над вашей головой тяжёлых туч? Возможно, это был ваш период испытаний. Или же это было время отступления от веры, падения, равнодушия и охлаждения в вашей жизни. А, может, это случилось в то время, когда вы имели самое близкое общение с Богом. Ваше сердце было открыто Его голосу; вы были готовы стать живой жертвой для Него; вы молились: «Отче, я всего себя посвящаю для святого хождения пред Тобою. Если в моём сердце Ты усматриваешь что-либо неугодное Тебе, то очисть меня и омой!»
Но ваши молитвы остались неотвеченными. В ответ вы не получили абсолютно ничего. И, подобно Асафу, вы в конечном итоге, стали задаваться вопросом: «Почему так трудно в жизни праведнику?»
Вот где начинается полоса опасности — место, где многие пошатнулись и поскользнулись! «Так не напрасно ли я очищал сердце моё, и омывал в невинности руки мои…» (Пс.72:13).
Асаф так сильно смутился, когда сравнил свою трудную жизнь с беспечной и лёгкой жизнью нечестивых людей, что едва не поскользнулся и не свалился в бездну полного неверия. Он уже готов был обвинить Бога в том, что Тот забыл о нём, оставил его и не проявляет о нём заботы. Какое-то мгновение он рассматривал прекращение борьбы — хотел отступить и капитулировать.
Этот благочестивый муж, должно быть, помышлял: «Всё это время я поступал по правде, перенося трудности и скорби — но, увы, напрасно! Моё самоотречение, мои старания, моё служение и исследование Писаний — всё было бесполезным и тщетным. Я всё посвятил на служение Господу — моя жизнь была праведной, однако, я продолжаю страдать! Эти страдания, самообличение и самоотвержение бессмысленны. Что толку, что я стараюсь жить праведно?»
Возлюбленные, вот когда вам надо быть осторожными! Когда вас постигает беда, когда настаёт испытание, когда вы в печали — станьте на страже сердца, чтобы вам не поскользнуться и не упасть!
Возможно, что вы не находитесь в таком положении, как Асаф, — в периоде великого личного испытания и потрясения. Но вы знаете кого-то, кто переходит через то, что пережил Асаф. Внезапное горе обрушилось на вашего родственника, друга или члена вашей церкви — которые, как вам известно, живут праведной жизнью. И вы спрашиваете: «Боже, почему? Как Ты мог позволить, чтобы они попали в такое положение? Ведь эти люди пребывали в святости и праведности сердца?»
Когда-то я был знаком с семьёй: супруги в возрасте тридцати лет, и двое детей. Муж был праведным человеком, любящим супругом и отцом. Он не болел ни разу в жизни и он вдруг заболел и в короткое время умер. Его жена осталась одна с двумя детьми, не зная, что делать.
Все вокруг их спрашивали у Бога: «Господи, почему это случилось? Нам трудно это понять. Почему Ты позволил, чтобы он умер? Почему у неё и её двоих детей так жестоко повернулась жизнь — ведь все эти годы эти муж и жена служили тебе верно и искренно? Почему это случилось не с кем-то, а именно с ними?»
Такие мысли кажутся невинными — но они являются краем страшного рва, который зовётся неверием! Асаф был очень близок к этому краю, с которого едва было не свалился. Это бездна, в которую тоже в своё время упал весь Израиль. Сорок лет они странствовали по пустыне, говоря: «Для нас в этом нет смысла. Наша жизнь так сурова!» Так они и умерли в блуждании своего ума — в полном отступлении от веры!
Разрешите мне спросить: Как вы реагируете, когда на ваших глазах разбиваются все ваши планы и мечты? Вы были так сильно уверены, что вы получили слово от Господа. Вы полагали, что Он дал вам ведение и направление, что Он поощрял вас к достижению вашей цели. Всё, что вы читали в Библии, подтверждало все ваши намерения. Предпринимая новый шаг, вы молились, воздавая славу Богу. И вам казалось и верилось, что вас вёл Сам Господь.
Вы счастливо думали: «Наконец, мои молитвы будут отвечены! Божий план начинает сбываться в моей жизни».
Но в один день, вдруг вдребезги разбились все ваши мечты. Ваши планы погибли, мечты рассеялись — всё легло прахом у ваших ног. Теперь вы не знаете, что и думать. Вот когда к вам приближается сатана и несёт свою мерзкую ложь: «Видишь теперь, что ты получаешь за своё непорочное хождение с Богом? Вот как Он обращается с тобой, когда ты уповаешь на Его путеводительство. Он не дал тебе ясно услышать Его голос и тем смутил тебя — подавая тебе ложную надежду! Он даже позволил тебе слышать Его «голос» и читать «нужные» места Писания. Затем, когда ты, заручившись Его поддержкой, приступаешь к делу, Он оставляет тебя. Сначала Он тебя ведёт, а потом бросает!»
Недавно я имел беседу с одним молодым проповедником, находящимся именно в таком разбитом состоянии. Он сказал мне: «Я силюсь понять и не могу. В моём сердце нет гордости, нет ничего, что не славит Иисуса. Я молился и постился, и Бог дал мне этот план. Всё шло, как положено — затем внезапно, за одну ночь, всё провалилось. Всё пропало!»
Я не проявил жалости к этому молодому человеку. Я ему даже не сочувствовал. Наоборот, Дух Святой дал мне сказать ему ясное слово: «Не допусти, чтобы поколебалась твоя вера! Не теряй твоего упования на Бога. Пусть уйдут все твои мечты — Бог всё также пребывает на Его троне!»
А сатана то и дело приходил к этому молодому человеку и говорил ему: «Больше ты не в состоянии слышать голос Божий. Ты уже наслышался много неправильных слов. Как ты сможешь опять доверяться Его голосу?» Но это только лишь сатанинская хитрость — он пытается заглушить в нас то, что обещал Иисус: «Мои овцы знают Мой голос — и слышат его, когда Я зову их!»
Поразмыслив над таким положением своей судьбы, Асаф пришёл к заключению: «Для меня это трудно постижимо. Лучше я пойду в Дом Божий!»
«И думал я, как бы уразуметь это; но это трудно было в глазах моих, доколе не вошёл я во святилище Божие и не уразумел конца их». (Пс.72:16-17). Асаф сказал: «Не буду предаваться отчаянию. Встану и пойду во святилище Божие. Я найду ответ у Бога!»
Итак, он пошёл в храм. Размышляя о Господе, он говорил внутри себя: «Не позволю, чтобы враг меня сломил. Я не соскользну в бездну неверия. Стану молиться и обращаться к Господу!»
Возлюбленные, когда для вас наступает время скорби, печали и страданий, вам необходимо уйти в потаённое место для молитвенного уединения. Не спешите кому-то звонить. Уединитесь с Богом! Излейте перед Ним ваше сердце. Идите во святилище Его и там вы получите ответ! Никакая книга, никакая кассета с проповедью и ни один проповедник не помогут вам понять ваши испытания. Если же вы один на один пребудете с Отцом — Он даст вам разумение свыше!
Как раз тогда Святой Дух и проговорил к Асафу. Ответ был ясным и чётким: «Так! на скользких путях поставил Ты их, и низвергаешь их в пропасти». (ст.18) Асафа озарило откровение: «Ведь это не я стою на скользких путях. Это они, нечестивые, скользят. Они стремительно направляются к вечной гибели!»
Господь учил Асафа: «Беда твоя, Асаф, была в том, что ты смотрел на их внешний вид и наружное благополучие, их обманчивую и фальшивую самонадеянность, на мыльный пузырь, в котором они живут. Но ты не видишь, какой страх наполняет их сердце!» «…исчезли, погибли от ужасов!» (ст.19).
Бог показал Асафу: «Всё их благоденствие — это как дымовая завеса. Если бы ты заглянул вовнутрь и увидел, что кроется за их богатством и высокомерием, то ты бы узнал, в каком страхе и ужасе проходят их дни. Все эти снаружи кажущиеся счастливыми люди — чьё времяпровождение только в попойках и развлечениях — каждую ночь возвращаются домой в паническом предчувствии и сердечном страхе. Ведь они знают, что настанет такой день, когда им придётся предстать перед Моим престолом суда — и Я буду судить их. Они живут своими мечтами — но неожиданно их мечты прервутся!»
Бог говорил Асафу: «Сейчас ты, возможно, чувствуешь себя презрённым и униженным. Но когда ты предстанешь предо Мною, ты будешь возвышен и возлюблен!»
Только после этого Асаф почувствовал жалость и скорбь к этим нечестивым людям, которые раннее казались ему столь благословенными и преуспевающими. «Когда кипело моё сердце и терзалась внутренность моя. Тогда я был невежда и не разумел…» (Пс.72:21-22).
Другими словами: «Как я мог даже им позавидовать? Их призрачный мир, в котором они живут, на самом деле — это жизнь скрытого страха, ужаса и сознания вечной гибели. Пускай они ещё несколько лет проживут в своей оболочке — я же имею вечное утешение Святого Духа! Я имею Небесного Отца, Который печётся обо мне во всех обстоятельствах жизни. И когда я предстану перед Его престолом, то услышу от Него: «Хорошо, добрый и верный раб. Войди в радость твоего Отца!»
Наконец Асаф в совершенстве постиг эту истину — и он возрадовался: «…Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек» (ст.26). Он мог ещё много высказать: «Пусть ослабевают мои силы. Пусть я подвергаюсь ранам и обличениям. Пусть я веду непрестанную борьбу с трудностями. Но я в моей борьбе не один! Мой Небесный Отец с любовью печётся обо мне!
Господи, всё в этом мире бесцветно и безразлично. Для меня одно утешение — это Ты — то, что я знаю Тебя, люблю Тебя и уповаю на Тебя. Прости, что в невежестве своём я огорчался на Тебя — что я обвинял Тебя в неверности. К кому я пойду, как не к Тебе? Пусть ослабнет моя плоть и сердце — Ты один будешь моим подкреплением и крепостью!»
Вот когда Асаф успокоился от своих внутренних борений. Он увидел, что он едва не поскользнулся — но сумел удержаться! Затем этот певец завершает свой псалом победными словами: «…На Господа Бога я возложил упование моё, чтобы возвещать все дела Твои». (ст.28).
Итак, дорогой святой, — продолжаете ли вы твёрдо держаться Господа? Или вы уже поверили дьявольской лжи, что Бог пренебрёг вами и не взирает на вас? Возвещаете ли вы силу Бога в вашей жизни? Или вы уже допустили мысль, что дьявол сильнее Бога, пребывающего в вас?
В каждом из нас есть нечто невыразимое, что побуждает нас вопиять: «О, Господи, я хочу освобождения! Если я начал сомневаться в Тебе, значит, я уже начал шататься и скользить» Если вы дошли до такой точки, то вам надо крепко положиться на силу Божью — Он наша мощь, независимо от степени нашего бессилия, слабости или болезненности наших переживаний.
Поэтому, не смотрите на людей. Направьте свой взор на Господа — откуда приходит сила! У Него есть основание на всё, что Он допускает в вашей жизни. Он не всегда откроет вам, почему Он допустил вам пережить то или другое — но Он будет крепостью вашего сердца на протяжение всего времени. Пусть та же надежда, которую пережил Асаф, наполнит и ваше сердце, и вы воскликнете: «Господи, Ты твердыня моя. В жизни или в смерти, я буду доверяться Тебе и уповать на Тебя!»
Да поможет Бог всем нам, любящим Его, никогда не поскользнуться и не упасть в неверие!