Силовики атакуют хранителей воровской казны. Что мешает власти в борьбе с институтом воров в законе.
Иван Петров
Еще один влиятельный вор в законе Олег Пирогов (Циркач) готовится стать фигурантом расследования о занятии высшего положения в преступной иерархии. Помимо этого, ему могут предъявить обвинение в нескольких эпизодах вымогательства. Но пока заочно — сам Циркач находится за границей, задержаны лишь его предполагаемые сообщники. Между тем невооруженным взглядом виден перелом в стратегии силовиков по отношению к воровской масти. Как изменилась тактика борьбы с оргпреступностью и что заимствовали российские силовики у зарубежных коллег — в материале «Известий».
Это место не свято, но оно все равно пусто.
Еще не успел криминальный мир прийти в себя после ареста Олега Шишканова (Шишкан), претендента на звание вора номер один в России, как появились новости о готовящейся облаве на Олега Пирогова. И опять, как в истории с Шишканом и Пичугой (Юрий Пичугин), в списке претензий фигурирует статья о занятии высшего положения в преступной иерархии.
По данным «Росбалта», силовики охотились за ним с начала года. В феврале в руки полиции попала одна из бригад Циркача по обвинению в вымогательстве 14 млн рублей у предпринимателя из Коломны. Предполагаемые сообщники не дали тогда показаний на вора, но он все-таки был задержан для профилактической беседы. Позже опять последовала попытка его задержания, на сей раз в одном из грузинских ресторанов — но он ушел за несколько минут до появления полиции. Его могли предупредить сообщники из числа коррумпированных правоохранителей. Претензии со стороны полиции не помешали Циркачу вскоре покинуть Россию. И вот с принятием закона об ответственности за воровской статус у Циркача начался новый виток проблем. По данным источника издания, в деле о похищении предпринимателя и вымогательстве появились показания на Пирогова.
Олег Пирогов родился в подмосковной Электростали, был коронован в 2011 году в ресторане «Старый фаэтон» покойным патриархом российского криминального мира Дедом Хасаном. После гибели патрона он не потерял в криминально-политическом весе. Пирогов считался помощником Шакро Молодого (Захария Калашова), даже вел прием от его имени в тех случаях, когда сам Калашов ему это поручал. Сблизился с Шакро Молодым Циркач после убийства Вадима Иваненко (Вадика Краснодарского). Пирогов присутствовал на расстреле криминального авторитета (стрелял другой авторитет, по прозвищу Монгол). Предположительно, так братва наказала Иваненко — его подозревали в хищении части общаковских денег.
После посадки Шакро Молодого влияние Циркача было сведено до контроля за Ногинским районом Подмосковья. Однако источник в силовых структурах не исключает, что в сложные для воровского мира времена братва могла допустить его до управления общаком. Стоит упомянуть, что уже высказывалась версия о том, что воровская казна может быть перенесена из России в Турцию. К слову, у Циркача в этой стране есть связи и опыт взаимодействия с местными правоохранителями.
Инициатива с самого верха
В связи с активными действиями силовиков прослеживается тенденция на последовательное лишение воровского мира экономических ресурсов. Те, кто может своим именем гарантировать сохранность казны, оказываются либо за решеткой, либо в положении беглеца. В перспективе это может разобщить преступное подполье.
Новаторский с точки зрения традиционного российского права законопроект о преследовании криминальных боссов был внесен российским президентом. Он бурно обсуждался в общественных институтах, высказывались мнения и за и против такого нововведения.
«Поправки, безусловно, радикальны и беспрецедентны по своей жесткости. И мы очень рассчитываем на то, что результат этих норм в случае их принятия (а «Единая Россия» однозначно будет их поддерживать) — у правоохранителей появится дополнительный и очень серьезный инструментарий для борьбы с оргпреступностью», — говорил тогда член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн в феврале. Документ очень быстро был принят в парламенте, и вскоре начались первые процессы. Которые, нужно признать, выглядят многообещающе.
В итальянских традициях
Между тем «антиворовской» закон вовсе не российское изобретение. Эта норма основывается на международной практике. Одними из первых задумались над тем, как бороться с паразитирующими сообществами, в Италии, на родине коза ностра.
«В Италии основой для борьбы с мафией и коррупцией, которые тесно связаны, служат независимость прокуратуры и судей, а также институт конфискации имущества. Причем конфисковано может быть имущество вне рамок уголовного производства, если владелец не докажет легитимность его приобретения. Важный нюанс в том, что именно владелец должен доказывать законность активов. В целом это формирует систему, которая позволяет эффективно бороться с организованной преступностью», — рассказывает адвокат юридической компании BMS Law Firm Татьяна Пашкевич.
Самые радикальные законодательные нормы были введены в 1982 году. С этого момента власти получили право арестовывать всё имущество подконтрольных мафии фирм, если есть обоснованное подозрение. Речь шла и о предприятиях, контрольный пакет акций которых принадлежал члену преступного формирования. Был введен и термин «мафиозная ассоциация». Смысл презумпции сводился к следующему — если ты член преступной организации, значит, ты совершаешь преступления. Примерно такой же постулат заложен и в российский аналог итальянского антимафиозного принципа.
Конфискация — плаха для мафии
Итальянцы не первые, кто задался идеей выбить экономическую почву из-под ног оргпреступности. Еще одними законодателями мод в антирэкетирской политике считаются американцы.
Комплекс законов и подзаконных актов по борьбе с оргпреступностью в США известен как закон RICO (The Racketeer Influenced and Corrupt Organizations Act. — Прим. ред.). Законы RICO, сформулированные еще в 1970-х годах, позволяют конфисковать любую прибыль, добытую мафиози или отдельными членами сообщества, а также предъявить иск о возмещении ущерба в тройном размере частным лицам, пострадавшим от группировки.
В России на сегодняшний день идет активное обсуждение возможности расширения института конфискации, без которого, как показал опыт США и Италии, антимафиозное законодательство не было бы эффективным.
Напомним, что 16 июля за введение дополнительного наказания в виде конфискации имущества высказался глава Следственного комитета в интервью «Известиям».
«Предлагается вернуть конфискацию имущества в перечень наказаний в ст. 44 Уголовного кодекса РФ как дополнительный вид наказания, с указанием возможности ее применения в санкциях конкретных статей Особенной части Уголовного кодекса РФ по преступлениям коррупционного характера. Так как в связи с отнесением конфискации к иным мерам уголовно-правового характера и необязательностью для суда ее применения судьями часто не реализуются такого рода полномочия», — заявил глава ведомства.