Что значит следовать за Иисусом.
Исследование Писания
(1 Фессалоникийцам)
Как следует жить, чтобы приносить пользу другим? Книги Нового Завета дают два ответа на этот вопрос.
Во-первых, Новый Завет дает нам представление о Боге. Бог послал Иисуса и увековечил для нас в Писаниях события Его земной жизни. Иисус олицетворяет Собой Бога (Евр. 1:3). Читая в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна о том, что думал, говорил и делал Иисус, мы видим, как бы думал Бог, как бы Он говорил и что бы делал.
Во-вторых, Новый Завет дает нам представление о Божьих людях. Книга Деяний показывает нам, как люди откликались на учение о том, что Бог был явлен им в жизни Иисуса. Бог хотел, чтобы эти люди искали Его и становились Его друзьями, а благовестники учили, что именно это и является Божьим предопределением (Деян. 17:26, 27). Они также учили тому, как такая дружба могла бы стать реальностью (Деян. 17:30). Деяния фиксируют реакцию людей разных национальностей, культур и верований, когда они сравнивали свою жизнь с жизнью Иисуса. Многие отказывались изменять свою жизнь, но некоторые принимали предложенную Богом дружбу и становились христианами. Читая Деяния, мы можем видеть, как нужно правильно реагировать в наши дни на Божье предложение о спасении.
Новозаветные письма, или послания были написаны для того, чтобы помочь новокрещенным побеждать те свои внутренние качества, которые не соответствовали природе Божьей. Эти книги и нам помогают лучше понять как самих себя, так и наших собратьев. Они показывают, каким образом Бог может воздействовать на нашу жизнь, чтобы мы стали плодотворными и умелыми христианами как в личном плане, так и в качестве Божьего народа, то есть церкви.
Первое послание к Фессалоникийцам было предназначено для новокрещенных христиан города Фессалоники (современное его название — Салоники), расположенного в Македонии, к северу от Греции. Павел, Силуан (или Сила) и Тимофей побывали там после своего благовествования в Филиппах, намереваясь затем отправиться в Верию, Афины и Коринф. Некоторые в Фессалониках с радостью откликнулись на их проповедь, несмотря на гонения со стороны отказавшихся уверовать в Божью весть (Деян. 17:1-9). Первое послание к Фессалоникийцам было первым из двух писем, написанных этим новообращенным христианам после того, как проповедники покинули их город. Целью этого письма было помочь молодым христианам сохранить верность и укрепиться в своих отношениях с Богом и друг с другом.
Эта книга учит нас, учителей и проповедников, как работать с людьми, в особенности с товарищами-христианами. Как же мы можем помогать друг другу и нашим семьям следовать за Господом нашим Иисусом?
Как следовали за Иисусом в прошлом
Первое, чем мы можем помочь людям, это показать им все то хорошее, что есть в их жизни, и подчеркнуть ценность этих хороших качеств. Что бы ни было найдено хорошего в жизни людей, это может стать основанием для будущего духовного роста. Часто, пытаясь помочь людям в духовном росте, мы либо вовсе не замечаем, либо мало обращаем внимания на их дела и таланты, которые Бог считает достойными. Бог хочет, чтобы мы подчеркивали хорошее в других.
Так поступил и автор 1 Фессалоникийцам. Письмо начинается с воспоминания о добрых взаимоотношениях с Богом и друг с другом, с которых начали эти люди в первые месяцы и годы своей христианской жизни (1:6, 9, 10). Эта важная часть книги охватывает целых три главы, что составляет почти половину книги.
Фессалоникийцы осознали важность следования за Богом и поступили по вере, приняв благовествование как Божье Слово (2:13). Они приняли Бога через Иисуса. Они также поняли, что подражание братьям-христианам и проявляемым в них Божьим делам и Божьему духу поможет им встать на Божий путь (1:6; 2:14), и в этом они были образцом благочестия, которому могли следовать другие христиане (1:7). Обо всем этом упоминается в этой книге с великой радостью, чтобы новокрещенные христиане осознали то, что имело божественную ценность в их прошлой и настоящей жизни.
Как учителя и проповедники, как родители и взрослые, являющие пример для детей, и как братья и сестры во Христе, мы должны искать в других хорошее. Мы должны помочь им понять ценность их добрых дел и богатые возможности реализации их дарований. Мы должны сделать так, чтобы они обязательно поняли, что их успехи известны Богу.
Неустанная похвала за совершаемые добрые дела помогает поддерживать хорошие отношения с другими и ведет к их духовному росту. Когда на хорошие качества не обращают внимания или воспринимают их как должное, отношения могут испортиться, и наши усилия помочь другим стать лучше могут быть сведены на нет.
Детям, которые слышат только критику со стороны родителей, кажется, что их не ценят и не любят. В результате происходит разрыв отношений между родителями и детьми, и советы родителей уже не имеют такого веса. С другой стороны, если дети уверены, что родители их любят и заинтересованы в их благополучии, то они будут больше прислушиваться к их советам и брать с них пример. Дети должны знать, что наказы их родителей исходят от любящего, заинтересованного сердца. У детей не должно складываться впечатление, что родители любят раздавать приказы, они должны верить в то, что родители любят их.
То же происходит и со взрослыми: они будут считать критиками и судьями, а не друзьями и братьями, тех, от которых постоянно слышат критику в свой адрес, или в образе жизни которых не видят подтверждения следования приказам, какие они раздают другим. Помогает нам видеть доброе в жизни людей Божье Слово.
Давайте постараемся замечать хорошее в других. Подчеркивайте добрые дела, прошлые успехи, используемые таланты и умение поддерживать хорошие отношения. Ищите хорошее в жизни окружающих вас людей, в их семейных взаимоотношениях, в их участии в жизни общины, в их будничной работе.
Когда Павел писал филиппийцам, он призывал братьев заботиться и помышлять о том, что только истинно, честно, справедливо, чисто, любезно и достославно (Фил. 4:8). Следуя своему собственному учению, он упомянул в письме к христианам в Фессалониках эти же качества и похвалил их за них. Его слова являются великим примером для нас в наших взаимоотношениях с другими. Нам нужно благодарить Бога за те хорошие дела, которые совершают другие. Тогда мы будем уверены, что эти люди знают, что их добрые дела представляют ценность для Бога и для нас! Это поддержит в них стремление идти за Учителем.
Следование за Иисусом и духовный рост в будущем
Второе, чем мы можем помочь людям, — это разъяснение ценности будущего духовного роста во Христе. Бог хочет, чтобы каждый принял участие в Его глобальных замыслах. Он воспользуется нами, если мы дадим Ему возможность вести нас по жизни.
И это было использовано в 1 Фессалоникийцам для того, чтобы воодушевить христиан взрослеть духовно, положив в основу доброе начало. Глава 4 начинается словами “за сим” не потому, что это конец письма, а потому, что автор основывает свои наставления для будущего роста на том, что уже было достигнуто (4:1, 10). Последние две главы содержат наставления новообращенным христианам, назначение которых — помочь их продвижению к духовной зрелости.
Грехи нужно открывать и каяться в них. Христиан нужно предупреждать об опасности, исходящей от искушений и ложных учений. Однако христианская зрелость не заключается лишь в простом признании греха и отказе от него. Настоящее возрастание наступит, когда хорошие люди начнут сторониться греха и строить свою дальнейшую жизнь на том хорошем, что они уже достигли, следуя за своим вождем, Иисусом Христом, и тем достигая зрелости. Поблагодарив людей за их духовный рост в прошлом, мы можем призвать их воспользоваться Божьим Словом, которое покажет им путь к зрелости.
У каждого христианина есть возможность для роста. Во многих случаях люди даже не пытаются расти: они пришли к выводу, что-либо это им не нужно, либо они не могут. В появлении у христиан такого отношения к себе могут быть повинны учителя. Если мы так будем относиться к своим ученикам, мы вряд ли поможем им прийти к зрелости.
В своем письме к христианам в Филиппах Павел пишет: “[Я] уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа» (Фил. 1:6). Подобным же образом он четырежды благодарит фессалоникийских христиан за их успехи и призывает “преисполняться”, “преуспевать» и «назидать» (3:12; 4:1, 10; 5:11). Нам нужно развивать в себе и научиться выражать ту же уверенность в потенциальных возможностях товарищей-христиан.
У Бога есть план для каждого. Свидетельством этому являются письма Нового Завета. Эти письма помогают духовному росту каждого из нас. Однажды раскрыв перед людьми ценность доброго начала в христианстве, мы должны работать с ними в тесном контакте, чтобы установить области их возможного духовного роста.
Если мы смотрим на некоторых христиан как на безнадежных только потому, что замечаем какой-то грех в их жизни, если мы пренебрегаем похвалой в адрес их добрых дел, если мы думаем, что только духовно незрелые могут развиваться, тогда давайте взглянем на тот подход, что применен в 1 Фессалоникийцам.
Фессалоникийцы не посрамились в своем следовании за вождем — Иисусом. А мы? Есть ли у нас намерение следовать за Ним, ценить Его советы превыше чьих-либо слов, брать Его за пример каждодневного поведения? Фессалоникийцы видели в своих учителях проявление духа и дел Иисуса. Это помогало им учиться, как следовать за Учителем. А мы? Ищем ли мы хороших примеров в других христианах, хвалим ли их и учимся ли жить, подражая им? Исполнены ли мы решимости следовать за нашим Вождем на практике, стремясь отыскать в других подобие Иисуса? Стараемся ли сами показать другим добрые дела, которые совершил бы Иисус? Можем ли сказать словами Павла: “Будьте подражателями мне, как я Христу” (1 Кор. 11:1)? Он также сказал: “Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами” (Фил. 4:9). Давайте жить так, чтобы и мы могли сказать те же слова!
Что произойдет, если мы будем следовать за своим Учителем? Мы будем с Ним на небесах. Красной нитью по всему Первому посланию к Фессалоникийцам проходит тема возвращения Иисуса. Об этом говорит каждая глава (1:10; 2:19; 3:13; 4:14-17; 5:1-3, 23). Второму пришествию Иисуса уделяется такое пристальное внимание не потому, что фессалоникийцам об этом не было известно, и не потому, что их следовало напугать, чтобы они изменили свою жизнь. Главная причина состояла в том, чтобы помочь им развить в себе позитивный и зрелый взгляд на жизнь, чтобы они захотели стать такими, как Иисус, и с нетерпением ждали того времени, когда смогут находиться рядом с Ним.
Фессалоникийцы замечательно начали свою новую жизнь во Христе. Теперь они могли продолжать свой путь к зрелости. Венцом же для них будет пребывание в вечности с их Господом!
Постоянное напоминание о возвращении Иисуса было источником надежды. В несовершенном мире христиане никогда полностью не чувствуют себя дома. Наша вера в воскресшего Иисуса означает, что мы можем надеяться на Его возвращение, на воссоединение с Ним и с теми, кто следовал за Ним. Это относится как к тем, кто уже умер, так и к тем, кто еще жив. Значит, главное в конце жизни — не смерть, хотя многие и умрут до возвращения Иисуса. Главное, подчеркивается в 1 Фессалоникийцам, — это вечная жизнь, которая начинается сейчас и которой можно будет наслаждаться в вечности с Иисусом по Его возвращении. Мы должны следовать за нашим Учителем всю нашу земную жизнь, чтобы пребывать с Ним в будущей! Для христиан великой надеждой является следование за Иисусом в славе!