Он пришел к нам от Отца служить верным.
Джеймс Пакер
«Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. »Ин. 16:13–14
Перед распятием Иисус обещал Своим ученикам, что Отец и Он Сам пошлют им «другого Утешителя» (Ин. 14:16, 26; 15:26; 16:7). Слово Утешитель, или Заступник, происходит от греческого слова parakletos (тот, кто поддерживает). Параклет помогает, советует, укрепляет, утверждает, ободряет, поддерживает и защищает. Слово другой указывает на то обстоятельство, что Иисус был Первый Заступник и обещает вместо Себя Заместителя, Который после Его вознесения продолжит наставлять и свидетельствовать об истине, как поступал и Христос (Ин. 16:6–7).
Служение Заступника по самой своей природе является служением личностным, индивидуальным, имеющим отношение к общению; при этом подобное служение подразумевает абсолютное совершенство личности Заступника. Хотя в Ветхом Завете много говорится о деятельности Духа в творении (напр., Быт. 1:2; Пс. 32:6), откровении (напр., Ис. 61:1–6; Мих. 3:8), наделении силой для служения (напр., Исх. 31:2–6; Суд. 6:34; 15:14–15; Ис. 11:2), а также внутреннем обновлении человека (напр., Пс. 50:12–14; Иез. 36:25–27), из всего этого не становится ясно, что Дух представляет Собой отдельную божественную Личность. Новый же Завет открывает, что Дух есть воистину самостоятельная Личность, так же, как и Сын. Это становится ясно не только из Христова обетования о «другом Утешителе», но также из того обстоятельства, что Дух, среди всего прочего, говорит (Деян. 1:16; 8:29; 10:19; 11:12; 13:2; 28:25), учит (Ин. 14:26), свидетельствует (Ин. 15:26), проницает (1 Кор. 2:10–11), определяет (1 Кор. 12:11), ходатайствует (Рим. 8:26–27), не терпит лжи (Деян. 5:3) и может оскорбляться (Еф. 4:30). Все это присуще только личности.
Божественность Духа проявляется в заявлении о том, что солгать Духу все равно, что солгать Богу (Деян. 5:3–4), в соединении имени Духа с Отцом и Сыном в формуле благословения (2 Кор. 13:14; Отк. 1:4–6) и крещения (Мф. 28:19). Дух назван «семью духами» в Книге Откровение (1:4; 3:1; 4:5; 5:6) отчасти, кажется, потому, что число семь указывает на божественное совершенство, и отчасти потому, что Дух служит в Своей полноте.
Следовательно, Дух — «Он», а не «оно» и достоин любви и преклонения наряду с Отцом и Сыном.
Главное служение Святого Духа — свидетельствовать об Иисусе Христе.
Перед распятием Иисус обещал Своим ученикам, что Отец и Он Сам пошлют им «другого Утешителя» (Ин. 14:16, 26; 15:26; 16:7). Слово Утешитель, или Заступник, происходит от греческого слова parakletos (тот, кто поддерживает). Параклет помогает, советует, укрепляет, утверждает, ободряет, поддерживает и защищает. Слово другой указывает на то обстоятельство, что Иисус был Первый Заступник и обещает вместо Себя Заместителя, Который после Его вознесения продолжит наставлять и свидетельствовать об истине, как поступал и Христос (Ин. 16:6–7).
Служение Заступника по самой своей природе является служением личностным, индивидуальным, имеющим отношение к общению; при этом подобное служение подразумевает абсолютное совершенство личности Заступника. Хотя в Ветхом Завете много говорится о деятельности Духа в творении (напр., Быт. 1:2; Пс. 32:6), откровении (напр., Ис. 61:1–6; Мих. 3:8), наделении силой для служения (напр., Исх. 31:2–6; Суд. 6:34; 15:14–15; Ис. 11:2), а также внутреннем обновлении человека (напр., Пс. 50:12–14; Иез. 36:25–27), из всего этого не становится ясно, что Дух представляет Собой отдельную божественную Личность. Новый же Завет открывает, что Дух есть воистину самостоятельная Личность, так же, как и Сын. Это становится ясно не только из Христова обетования о «другом Утешителе», но также из того обстоятельства, что Дух, среди всего прочего, говорит (Деян. 1:16; 8:29; 10:19; 11:12; 13:2; 28:25), учит (Ин. 14:26), свидетельствует (Ин. 15:26), проницает (1 Кор. 2:10–11), определяет (1 Кор. 12:11), ходатайствует (Рим. 8:26–27), не терпит лжи (Деян. 5:3) и может оскорбляться (Еф. 4:30). Все это присуще только личности.
Божественность Духа проявляется в заявлении о том, что солгать Духу все равно, что солгать Богу (Деян. 5:3–4), в соединении имени Духа с Отцом и Сыном в формуле благословения (2 Кор. 13:14; Отк. 1:4–6) и крещения (Мф. 28:19). Дух назван «семью духами» в Книге Откровение (1:4; 3:1; 4:5; 5:6) отчасти, кажется, потому, что число семь указывает на божественное совершенство, и отчасти потому, что Дух служит в Своей полноте.
Следовательно, Дух — «Он», а не «оно» и достоин любви и преклонения наряду с Отцом и Сыном.
Главное служение Святого Духа — свидетельствовать об Иисусе Христе, прославлять Его, демонстрируя Его ученикам, Кто Он (Ин. 16:7–15), и приводя их к осознанию того, что есть они сами в Нем (Рим. 8:15–17; Гал. 4:6). Дух просвещает (Еф. 1:17–18), возрождает (Ин. 3:5–8), ведет нас путем освящения (Рим. 8:14; Гал. 5:16–18), преображает нас (2 Кор. 3:18; Гал. 5:22–23), убеждает нас (Рим. 8:16) и одаряет нас талантами к служению (1 Кор. 12:4–11). Всякая работа Божья, совершающаяся в нас, затрагивающая наше сердце, волю и определяющая в конечном счете наше поведение, производится в нас Духом, хотя различные проявления этого процесса временами приписывают Отцу и Сыну, исполнителем воли Которых является Дух.
Служение Духа как Заступника началось во всей полноте утром в день Пятидесятницы по вознесении Иисуса (Деян. 2:1–4).
Иоанн Креститель предвещал, что Иисус будет крестить Духом (Мк. 1:8; Ин. 1:33), согласно ветхозаветному обетованию об излиянии Духа Божьего в последние дни (Иоил. 2:28–32; ср. Иер. 31:31–34), и то же обетование повторил Иисус (Деян. 1:4–5). Значение утра Пятидесятницы было двойным: во-первых, оно обозначило начало последней эры в истории мира перед пришествием Христа и, во-вторых, по сравнению с ветхозаветной эрой указало на громадное расширение служения Духа и опыта близости к Богу.
Ученики Иисуса были возрожденными верующими еще до Пятидесятницы, так что их крещение Духом, в результате которого они получили силу для жизни и служения (Деян. 1:8), происходило не в начале их одухотворенной жизни. Однако для всех уверовавших после утра Пятидесятницы, начиная с самых первых обращенных в этот день, принятие Духа в полноте новозаветного благословения стало одним из существенных аспектов их обращения и возрождения (Деян. 2:37; Рим. 8:9; 1 Кор. 12:13). Все таланты, необходимые для служения и позднее проявляющиеся в жизни христианина, следует рассматривать как следствие этого первоначального крещения Духом, которое имеет жизненно важное значение, поскольку соединяет грешника с прославленным Христом.
Джеймс Пакер, «Основы богословия». Издательство Швндал, Санкт-Петербург, 116стр., 2001г.