Вы можете спастись.
Бог Есть
(Иезекииль 18)
Иезекииль был пророком Божьего народа во время Вавилонского пленения. Он был среди тех, кто уже находился в ссылке. В Иез. 18:31 мы находим такой вопрос: «И зачем вам умирать, дом Израилев?» Весть Иезекииля народу Израиля состояла в том, что они умрут, — что государственность Иуды в скором времени будет уничтожена. Однако Иезекииль понимал, что в их смерти, в их погибели не было необходимости. Им не надо было умирать.
Сегодня всё человечество вообще тоже подлежит осуждению — почти так же, как в те далёкие времена. Даже более того, вы сами можете оказаться на дороге, ведущей к разрушению. Вопрос Иезекииля остаётся злободневным и для вас тоже: «Зачем вам умирать…?» Вам нет нужды погибать.
Давайте поразмышляем над этим вопросом и спросим: «Действительно, почему Иуда оказался на пороге уничтожения?» В процессе мы рассмотрим некоторые причины, почему люди сегодня будут осуждены или почему не будут. Мы также хотим, чтобы вы применили этот вопрос лично к себе: зачем вам умирать?
Вы несёте ответственность за свои собственные действия, а не за действия кого-то другого (Иез 18:1–20)
Иезекииль проповедовал народу, который хотел обвинить других за приговор себе. Незадолго до краха Иуды, около 600–586 гг. до н. э., пророки, в частности Иеремия и Иезекииль, предсказывали падение Иерусалима. Поначалу, наверно, люди не поверили этому. А потом попытались найти того, кого можно было обвинить в своём падении.
В главе 18 Иезекииль как раз об этом и говорит. Обратите внимание не пословицу, которую повторяли эти иудеи: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (ст. 2). Возможно, «кислый виноград» в пословице похож на зелёную хурму из региона, где я вырос. Зелёная хурма известна тем, что от неё сводит рот, её вкус настолько терпкий и вяжущий, что человек начинает трясти головой и плеваться. Смысл пословицы сводится к следующему: отцы ели кислый виноград, а скулы сводило не им, а их детям. Как если бы я ел зелёную хурму, а вместо меня неприятные ощущения испытывал бы мой ребёнок. Пословица утверждала, что настоящее поколение иудеев страдало от того, что совершили их отцы. Иудеи времени Иезекииля говорили: «Мы пострадаем из-за порочности наших отцов, предыдущего поколения».
Иезекииль в ответ на это заявление сформулировал общий принцип (ст. 4), который затем повторил в стихе 20: душа согрешающая — та умрёт. Эта общая истина означает, что грех не передаётся от поколения к поколению. Он иллюстрирует этот факт на примере трёх человек (ст. 5–20).
Во-первых, он рассказал о праведном отце (ст. 5–9), который сделал много добра. Каким будет результат его праведной жизни? Пророк говорит: «[Если] поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно, то он праведник, он непременно будет жив» (ст. 9).
Во второй иллюстрации он нарисовал картину, когда у этого праведного отца есть неправедный сын (ст. 10–13). Сын — полная противоположность отцу: он творит злые дела, которые его отец отказывался делать, и не делает того доброго, что делал его отец. Каким будет его конец? Пророк говорит: «…будет ли он жив? Нет, он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрёт, кровь его будет на нём» (ст. 13).
В-третьих, Иезекииль рассказал о праведном внуке (ст. 14–17). Он пошёл в деда, а не в отца. Он творит добро и не делает зла. Что случится с ним? Пророк отвечает: «…этот не умрёт за беззаконие отца своего; он будет жив» (ст. 17).
Таким образом, каждый человек получает награду или наказание за свои собственные добрые или плохие дела, а не за дела своего отца. Иезекииль утверждает, что это единственный справедливый способ обращения с людьми (ст. 19, 20). Мысль, которую Иезекииль хотел донести до своей аудитории, состояла в том, что они подлежали истреблению, и не за грехи своих отцов, а за свои собственные.
Отрывок учит, что если вы духовно мертвы в данный момент, то есть если вы умрёте в вечности, то ваша смерть не будет результатом греха Адама (как некоторые учат). Не будет она наказанием и за грехи ваших родителей. Она будет результатом вашего собственного греха. Это может быть плохая новость: она означает, что вы не сможете попасть на небеса благодаря праведности вашей матери или жены. Вы будете судимы по тем добрым делам, которые вы совершили или не совершили; то добро, которое сделал кто-то другой, не предоставит вам небеса. Кроме того, это означает, что в своей гибели вы не можете винить никого другого: ни проповедника, ни старейшин, ни лицемеров. Они будут судимы за то зло, которое они причинили, но вы не будете оправданы только потому, что они были признаны виновными. Независимо от того, где они окажутся в вечности, вы будете судимы по своим собственным делам (см. Рим. 14:12).
С другой стороны, Иез. 18:20 содержит и кое-какие хорошие новости. Может быть, ваши родители не были христианами… может быть, другие вокруг вас поносят Бога… может быть, общество порочно… Даже если так оно всё и есть, это никак не повлияет на вашу судьбу в вечности! Вы будете держать ответ только за себя. Кто-то другой может погибнуть, но вы не обязаны. Вы будете судимы по тому, что сделали сами, а не за зло, совершённое другими! Если вы погибнете — если умрёте, — то это случится не из-за греха других.
Зачем тогда вам умирать? Нет причин, чтобы вам продолжать жить греховно в состоянии погибели! Отбросьте свои оправдания, перестаньте винить других в вашей погибели и обратитесь к Богу сегодня же.
«Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух. И зачем вам умирать…? Ибо Я не хочу смерти умирающего, — говорит Господь Бог. — Но обратитесь и живите!» (ст. Иез 31, 32).