Джон Ф. Мак-Артур
Давайте внимательно посмотрим на то, что говорит о духовной борьбе Священное Писание.
Когда мы употребляем термин «духовная борьба», что мы подразумеваем? Кто с кем борется? И почему? 12-я глава Книги Откровения передаёт нам целую историю в одном отрывке. Это видение Апостолом Иоанном самой грандиозной битвы всех времен:
И явилось на небе великое знамение: женщина, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем. Хвост его увлёк с неба третью часть звёзд и поверг их на землю. Дракон этот стал перед женщиной, которой надлежало родить, чтобы, когда она родит, пожрать её младенца. И родила она младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя её к Богу и престолу Его. А женщина убежала в пустыню, где приготовлено было для неё место от Бога, чтобы питали её там тысячу двести шестьдесят дней.
И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона; и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаной, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: «Ныне настало спасение и сила, и Царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братьев наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак, веселитесь небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошёл диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остаётся времени. Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать женщину, которая родила младенца мужского пола. И даны были женщине два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню, в своё место, от лица змея и там питалась в продолжение времени, времён и полвремени.
И пустил змей из пасти своей вслед женщины воду, как реку, чтобы увлечь её рекой. Но земля помогла женщине, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей. И рассвирепел дракон на женщину, и пошёл, чтобы вступить в войну с прочими от семени её, сохраняющими заповеди Божьи и имеющими свидетельство Иисуса Христа.
Итак, черта проведена. Но кто эти личности? «Дракон и ангелы его», «Михаил и ангелы его», женщина и младенец? Кого они представляют? Символизм истолковать нетрудно. Этот рассказ идеально сочетается со всем, чему Писание учит об истории Вселенной.
В 9-м стихе устанавливается личность большого красного дракона: это сатана. Его семь голов и десять рогов аналогичны другим образам Книги Откровения, они характеризуют его как главного вождя антихристианского движения. 4-й стих говорит, что его хвост увлёк третью часть звёзд с неба. Это также истолковывается в стихе 9. Звёзды подразумевают падших ангелов — очевидно, ангелов, присоединившихся к восстанию Люцифера против Бога и свергнутых с неба. Мы знаем их как бесов.
Отметьте, что на стороне сатаны третья часть всего числа ангелов. Из другого места Священного Писания (Иуд. 6) мы узнаём, что некоторые из падших ангелов связаны вечными узами. Поэтому сатанинская сила уменьшилась в числе от своей первоначальной одной трети.
Две трети ангелов не были сброшены с неба. Эти святые ангелы стоят рядом с Михаилом Архангелом, главой Божьих духов. Мы не знаем их точного числа, но оно, должно быть, очень и очень большое. В Откр. 5:11 говорится, что вокруг Божьего престола находятся «тьмы тем и тысячи тысяч» ангелов. Греческий текст использует термин самого большого числа, которое существовало в языке — десять тысяч. То есть «тьмы тем и тысячи тысяч» — это десять тысяч, умноженные на десять тысяч; больше миллиона, возможно больше миллиарда — число на самом деле такое большое, что трудно выразить.
Если там так много святых ангелов, то падших ангелов меньше половины — но всё ещё это огромное количество.
Михаил, защитник и глава святых ангелов, упоминается в Священном Писании трижды: здесь, в ст. 9 Послания Иуды и в Книге Даниила. Он — Архангел, сверхсильный Божий ангел, командующий сонмами небесных ангелов. Он — противник дракона. Женщина в ст. 4 — это Израиль. Её младенец — Мессия: Он будет «пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя её к Богу и престолу Его» (ст. 5). Эта женщина не Мария, земная матерь нашего Господа, потому что в видении Иоанна «женщина убежала в пустыню, где приготовлено было для неё место от Бога, чтобы питали её там тысячу двести шестьдесят дней» (ст. 6). Это описание народа израильского, который будет жестоко гоним в дни Великой скорби.
Мишени сатаны
Кто являлся мишенью гнева дракона? Основной мишенью был младенец жены: «Дракон этот стал перед женщиной, которой надлежало родить, чтобы, когда она родит, пожрать её младенца» (ст. 4). Это Иисус Христос. В Ветхом Завете записаны несколько безуспешных попыток сатаны уничтожить мессианскую родословную, чтобы Христос даже не родился. Узнав о рождении Христа, Ирод издал указ найти и убить Младенца. Это был сатанинский заговор. Но когда он провалился, диавол попытался победить Иисуса Христа в пустыне (Матф. 4:1-11; Лук. 4:1-13). Когда Иисус был распят, дракон, наверное, считал, что, наконец, пожрал Его, но Христос во славе воскрес из мёртвых. После сорока дней Он вознесся в небо. В Откр. 12:5 сказано: «Восхищено было дитя её к Богу и престолу Его».
Поэтому дракон обратил своё внимание на вторую мишень — Израиль. Несколько повествований о безуспешных попытках сатаны уничтожить Израиль записаны в Ветхом Завете. А с 70го года по Р.Х. история Израиля — это хроника гонений и холокоста. Силы тьмы яростно пытались стереть его с лица земли, зная, что народ Израиля занимает ведущее место в Божьем вечном плане по причине Завета, данного Аврааму Богом. Массовое уничтожение евреев режимом Гитлера было самым последним из гонений, перенесенных евреями за многие столетия, которые воздвигали против них диавольские силы.
У дракона есть третья мишень — святые ангелы. Стих 7 говорит: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них». И здесь цель сатаны — помешать делу Христа. Так как ангелы суть служебные духи у Господа (Евр. 1:14), демонические силы нападают и на них (ср. Дан. 10:13). Конечно, как они не смогли победить Христа, так демоны никогда не смогут полностью расстроить Его дело; но они ненавидят Христа и Его дело всей адской яростью, и поэтому противятся Его представителям.
Это серьёзная война. В Писании мы узнаем, что ангелы не относились к сатане легкомысленно. Иуда говорит нам, что, когда Моисей умер, сатана и Михаил спорили о его теле. Кто знает, почему сатана хотел тела Моисея? Возможно, он планировал сфабриковать какую-то ложь, которая заставила бы людей верить, что Моисей всё ещё жив, и вложить в его уста сатанинскую речь. Но Бог не допустил ничего подобного. Он послал к сатане Михаила.
В Иуд. 9 говорится: «Михаил, архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: „Да запретит тебе Господь“». Даже этот самый могущественный из святых ангелов не осмелился возбранять сатане. Почему? Потому что Михаил знал, что только Бог может действовать против сатаны. Сам он не был господином сатане. Поэтому Михаил сказал: «Да запретит тебе Господь».
Отметьте также, что война, описываемая в 12-й главе Книги Откровения, намного превосходит человеческие сферы. В видении Апостола Иоанна нет пределов времени или пространству. Арена войны — в другом измерении. Эта война идет на космическом уровне, который, хотя он, конечно, не исключает человеческий мир, тем не менее, находится намного выше нашей способности понимать или участвовать.
Джон Ф. Мак-Артур. «Наша достаточность во Христе». Перевод: С. Омельченко. Славянское Евангельское Общество, © 2005, Второе издание на русском языке.