Причины, по которым мы стали слабее в молитве.
Гари Миллар
Христианам всегда было трудно молиться. Однажды я слышал, как Джон Стотт сказал, что самой большой борьбой в его христианской жизни была молитва, и я так думаю, что в этом он не один. Я также убежден, что сейчас в евангельском мире мы молимся меньше, чем раньше. Почему это происходит?
В моей жизни (мне 52 года) произошел настоящий сдвиг в отношении молитв евангельских христиан. Когда я учился в Ирландии и Великобритании, одной из определяющих черт Университетских Христианских Союзов было молитвенное собрание. Евангельские студенческие группы каждую неделю проводили два основных собрания — одно было посвящено изучению Библии, а другое — только молитве. Практически везде так принято, что совместная молитва была определяющим показателем духовной зрелости и сплоченности группы.
Для многих студентов это было обычное дело в их местных церквях, где помимо воскресного учения, в течение недели проводились также молитвенные собрания. Основой церковной жизни была сплоченность в молитве, хотя динамика в каждом случае могла быть разной. Сейчас это уже не так. Очень немногие церкви, которые я знаю, проводят отдельное собрание для молитвы.
Молитву вытолкнули на обочину
Ричард Лавлейс в своей книге «Динамика духовной жизни» пишет следующее:
Если вы спросите евангельских верующих о том, что является наиболее важным условием пробуждения, скорее всего, они ответят, что это молитва. Однако, по большей части, в двадцатом веке в церковной жизни евангельских и неевангельских кругов место молитвы стало занимать намного меньше пространства и практически сошло на нет. Горизонтальная коммуникация в церкви (планирование, обсуждение и толкование), в подавляющем большинстве случаев, занимает больший процент, чем вертикальная (поклонение, благодарение, исповедь и ходатайство). Чрезвычайно важные заседания комитета начинаются и заканчиваются формальными молитвами, которые являются ритуальными обязательствами, а не истинным выражением сплоченности; в результате, когда возникают проблемы и споры, они редко решаются посредством молитвы, — они выводятся на поле битвы человеческой речи. (153)
Лавлейс написал эти строки в 1979 году. Если за последние сорок лет наши молитвенные привычки и изменились, то, скорее, в худшую сторону, чем в лучшую. В общем, молитва съехала в самый низ списка повестки дня. Лично я думаю, что молитва стала большой позорной тайной евангельской церкви. И очень важный вопрос — почему так?
Почему мы молимся меньше?
Не думаю, что есть какая-то одна причина, по которой молитва исчезла из наших планов; но есть несколько важных факторов, которые сегодня затрудняют процесс молитвы в большей степени, чем это было с предыдущими поколениями.
- Укрепление позиций групп по изучению Библии
Почти в каждой церкви, которую я знаю, центральная встреча в середине недели, на которой уделялось хотя бы немного времени для молитвы, была заменена встречами домашних групп по изучению Библии. Теперь, пожалуйста, не поймите меня неправильно — я думаю, что эта замена во многих отношениях стала положительной. Но, несмотря на все намерения, этот шаг не увеличил количество молитв. Типичная закономерность состоит в том, что чем больше уделяется внимание изучению, тем больше зажатой в угол становится молитва. А молитвенные прошения? Зачастую мы перестаем молиться за больных и не обращаем внимание на различные обращения членов группы с просьбой помолиться за других людей.
- Упрощение, облегчение жизни
Для многих людей в англоязычном мире жизнь стала лучше, чем она была раньше. Сегодня мы более преуспевающие и чувствуем себя в безопасности больше, чем когда-либо прежде. Мировой терроризм — это пугающее явление, но, по сравнению с призраком Холодной Войны, например, он не дает того же эффекта, вынуждающего людей молиться.
- Влияние прагматизма
За последние тридцать лет мы добились потрясающих результатов в технологических достижениях. Теперь я ношу в кармане в сотни раз больше вычислительной мощности, чем в то время, когда я работал над докторской диссертацией. У нас есть оперативный доступ ко всей информации в хранилище человеческих знаний. Мы на многое способны. Добавьте к этому еще и изменения в укладе церковной жизни — во многих евангельских церквях сегодня проповедь лучше, музыка лучше, места удобнее, а стратегия более разумная. Так зачем молиться?
- Наличие хорошего учения
Странным побочным эффектом ошеломляющего множества замечательных учебных материалов в Интернете стало уменьшение нашего чувства необходимости молиться за проповедника. В старые добрые времена христиане в плане обучения полагались, в основном, на своего пастора. (Знаю, звучит странно, но это было правдой). Это побуждало людей молиться — в некоторых случаях очень страстно! Мы знали слабости нашего пастора, его измученность, мы знали трое похорон, которые он совершил недавно, мы знали его больных детей — поэтому мы молились.
Но теперь, когда мы сидим перед экраном и смотрим или слушаем проповедь, которую ведет парень, которого мы не знаем, в месте, где мы никогда не были, людям, которых мы никогда не встречали, — все совсем по-другому. Откровенно говоря, для нас не имеет значения, явился ли Бог и обратился ли Он к Своему народу через Свое слово в тот день. Неважно, что происходило в этой церкви или в жизни проповедника. Единственное, что имеет значение, — это получение желаемого результата. И мы ожидаем этого от данного человека. Поэтому нам не нужно молиться; нам нужно просто включить просмотр видео или аудио проповеди. Связь между нашими молитвами и проповедью нарушена — и когда это происходит, исправить это трудно.
Не думаю, что кто-то может оспорить утверждение о том, что мы молимся меньше. Так что же нам делать? Я убежден, что как только мы поймем, чему Библия на самом деле учит о молитве, это действительно изменит наше мнение и наши поступки относительно молитвы.
Когда мы отстранимся от культурных факторов, усложнивших молитву, и вместо этого вернемся к тому, что говорит Библия о молитве, мы поменяем и то, как мы молимся, и то, о чем мы молимся.
Мы всегда должны знать, что наши прошения, про которые Бог сказал, что Он всегда ответит на них положительно, — это те молитвы, которые прямо просят Бога исполнить Его новозаветные обетования.
Перевод — Валерия Кучеревская