И то, и другое вместе.
Бог Есть
Один из самых замечательных текстов, где говорится о пребывании в Иисусе, — Ин. 15:7–11. Он передаёт часть разговора нашего Господа со Своими апостолами в четверг вечером, накануне распятия. Когда Он утешал их, убеждая не бояться мрачного будущего, маячившего впереди, Он призвал их оставаться в Нём. «В Нём» — значит в тех учениях, которые Он преподал им, в той сфере жизни, которую Он принёс им, в атмосфере той любви, которая была между Ним и ими, и в той силе, которую только Он мог им дать.
Это ободрение Иисус произнёс сразу после метафоры с виноградной лозой и ветвями (15:1–5).
Тогда Он сказал апостолам: «пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» (15:4). Как никакая ветвь не может принести плод без лозы, так и апостолы не будут иметь никакой духовной жизни без Иисуса. Его Отец — виноградарь, в чьём ведении находится виноградник. Иисус — это сама лоза, а Его апостолы и ученики — ветви. Косвенно можно сделать вывод, что Святой Дух ведёт нас, чтобы мы могли стать ветвями.
Далее в отрывке Иисус как будто перечисляет причины, почему апостолы должны быть верны Ему. «Вот почему, — по сути, говорит Он, — вы не должны позволять никому, никаким обстоятельствам, никакой трагедии помешать вам пребывать во Мне. Какими бы яростными ни были волны противодействия, держитесь за Меня и живите во Мне». Высказанные Иисусом причины, почему нужно пребывать в Нём, актуальны и для нас.
Что Иисус им сказал?
«У вас будет привилегия исполненных молитв».
«Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите — и будет вам» (15:7).
«Пребывающие во Мне будут иметь привилегию молитвы». Лишь тот может по-настоящему молиться, кто пребывает в Иисусе, ибо он молится во имя и властью Иисуса и с образом мыслей Иисуса.
Молитва — это привилегия тех, кто постоянно живёт в заветных отношениях с Иисусом. Мы, христиане, «пребываем», или «живём», в Его словах. Наше повиновение Его словам поднимается на такой уровень, который можно охарактеризовать как позволение Его словам пребывать в нас. Когда мы истинно послушны, мы становимся одним целым с учениями Иисуса. Его слова наполняют наш разум настолько, что мы в буквальном смысле мыслим Его мыслями.
Тем, кто пребывает в Нём, Иисус даёт Свою силу, власть и имя. «Все ваши нужды и желания, — говорит Он, — Я передам Отцу». Такой чести Иисус удостаивает пребывающих в Нём, потому что Он всегда ищет лучшего для учеников, которые постоянно стремятся исполнять Его волю. Только в таком случае молитва к Отцу бывает действенной.
«Вы будете приносить много плода».
«Тем прославится Отец Мой, если вы принесёте много плода и будете Моими учениками» (15:8).
«Пребывающие во Мне принесут много плода». Только Иисус даёт нам духовную жизнь, божественную мудрость и истинное понимание, чтобы мы приносили плод, который приносит настоящий ученик.
Слово «плод» (карпос) — это общий термин, означающий всю здоровую и победную жизнь, которой живёт ученик, исполняющий волю Бога и Христа. Пребывающее в нём Слово отражается в его жизни, действиях и словах. Если дерево бросить в огонь, то скоро огонь пробирается внутрь дерева. Оно пылает и искрится энергией огня. Так и ученик Христа: он живёт в Иисусе, и Иисус живёт в нём. Все прекрасные аспекты жизни и сердца Христа, вошедшие в ученика, текут через него, когда он выполняет миссию Христа в мире.
«Отец будет прославлен»
«Тем прославится Отец Мой, если вы принесёте много плода…» (15:8).
«Пребывающие во Мне, принося плод, прославят этим Отца». Бог прославляется, когда осуществляется Его замысел, ради которого Он послал Своего Сына в мир. Однако активизировать и реализовать этот замысел можно, только когда ученик входит в Иисуса и следует за Ним, думая так, как думал Он, и демонстрируя Его жизнь.
Предвечное определение Божье осуществляется в каждой земной жизни, которая высвечивает этот великий замысел, чистую любовь и полноту жизни Отца. Дела ученика сияют, как прекрасные огни, отражая образ Христа и чудесную славу Божью.
«Вы будете моими истинными учениками»
«Тем прославится Отец Мой, если вы принесёте много плода и будете Моими учениками» (15:8).
«Пребывающие во Мне — Мои единственные истинные ученики». Быть учеником предполагает нечто большее, чем просто иметь членский билет или значок, указывающий на принадлежность к такой-то группе; это больше, чем просто утверждение. Ученичество сводится к одной фундаментальной истине. Как ученики, мы должны спросить себя: «Я пребываю в Иисусе или нет?» Мы можем прибегнуть к такой оценке: «Если я живу в Нём, через Него и для Него, если я приношу плод, который может приносить только пребывающий в Нём, тогда — и только тогда — я настоящий ученик Иисуса!»
«Вы пребудете в моей любви»
«Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдёте, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (15:9, 10).
«Пребывающие во Мне пребывают в Моей любви». Любовь Иисуса даётся нам в рамках высочайшего уровня жизни, который Он даёт нам, и Его величайших благословений.
Земной отец очень любит своих детей и постоянно старается каждому из них обеспечить возможности для хорошей жизни и уверенного будущего. Когда его дети с благодарностью используют эти возможности и идут по намеченному пути с надеждой, они пребывают в любви своего отца. Пребывать в Иисусе — значит ходить той дорогой, которую нам проложила Его любовь. Его ученики отвечают Ему любовью, когда пребывают в том, чему Он их научил, когда стараются вести добропорядочный образ жизни, который Он дал им. Соблюдая заповеди Иисуса, мы пребываем в Его любви, как и Он пребывал в любви Отца, соблюдая Его заповеди.
«Вы познаете полноту радости».
«Это сказал Я вам, чтобы радость Моя в вас была, и радость ваша будет совершенна» (15:11).
«Пребывающие во Мне познают полноту радости». Радость, которую Иисус принёс Своим апостолам и приносит нам, может достичь своей полноты, или совершенства, только когда мы пребываем в Нём. Иисус не только даёт эту радость, но и предоставляет ту обстановку, в которой она может расти. Когда мы живём в Нём, окружённые Его благословениями, Он даёт нам утешение, которое приносят Его вечные обетования, и уверенность, основанную на Его безграничной силе. Зная, что Его обещания реальны для нас, и понимая, что Его сила постоянно работает в нас, мы благословляемся радостью, которая освещает наш путь, когда мы ходим с Ним.
Заключение
Фразу Иисуса «пребывайте во Мне» невозможно переоценить. Он так акцентировал на ней внимание, чтобы мы знали, как она важна. В трёх словах этой фразы содержится всё, что нам нужно знать и делать. Она проста, но включает в себя весь предвечный замысел Отца для тех, кто хочет следовать за Его Сыном. Невозможно сделать ничего больше того, что предполагает пребывание в Иисусе, и нельзя делать ничего меньше, чем предполагает пребывание в Нём. Это ключевое высказывание — одно из последних наставлений, какие Иисус дал нам, и мы никогда не должны забывать его.