Миллард Эриксон
Вера связана с самой сутью Благой Вести, ибо она есть то средство, которое делает нас способными принимать благодать. Здесь опять же следует сначала рассмотреть библейскую терминологию. Поэтому можно считать, что вера — утверждающий аспект, твердое и окончательное принятие служения Христа и Его обетовании.
Исходя из вышеизложенного, мы делаем вывод, что вера, необходимая для спасения, включает в себя как «веру во что-то», так и «веру в кого-то», иначе говоря, как согласие с некоторыми истинами и фактами, так и доверие к некоторой личности или упование на нее. Очень важно совмещать и то, и другое. Иногда в истории христианской мысли одному из аспектов веры придавалось такое большое значение, что в результате другой аспект начинал казаться несущественным. Взгляд на веру часто зависит от понимания человеком характера откровение, Когда откровение считается сообщением некоторой информации, вера рассматривается как интеллектуальное согласие с учением. Так обстояло дело в протестантской схоластике.
В том же случае, когда откровение воспринимается как самопроявление Бога в личной встрече — таковы представления неоортодоксии, — вера рассматривается как личное доверие к Богу, Которого человек встречает. Однако принятая нами в этой работе точка зрения заключается в том, что к откровению неприменим подход «или — или». Бог раскрывает Себя, но Он делает это, по крайней мере отчасти, сообщай некоторые сведения о Себе, рассказывая, Кто Он есть (см. с. 159 — 164). Наше понимание откровения приводит нас к определению двойственного характера веры: веры в некоторые положения и доверия к Богу. Веру порой представляют недоказуемым и антитетическим разуму понятием. Действительно, вера не устанавливается при помощи неоспоримых доказательств на основе каких-то исходных предпосылок. Но справедливо и то, что вера, когда она уже есть, дает нам способность осмысленно к ней относиться и признавать различные подкрепляющие ее доказательства.
Это означает, что вера есть форма знания, она действует в согласии с разумом, а не против него. Здесь уместно вспомнить ответ Иисуса двум ученикам Иоанна Крестителя, которых тот послал, чтобы спросить: «Ты ли тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Лк. 7:19), Иисус ответил, велев им рассказать Иоанну о тех чудесах, которые они видели, и о той проповеди, которую слышали. Фактически, Иисус сказал Иоанну: «Вот необходимое тебе доказательство, чтобы ты смог Поверить».
Внимательный анализ показывает: примеры, приводимые для обоснования тезиса, что вера не опирается ни на какие доказательства, на самом деле не подкрепляют этот вывод. Один из них — случай с Фомой, который не был с другими учениками, когда им явился воскресший Иисус, и не поверил. Фома сказал, что если он не увидит на руках Иисуса ран от гвоздей, не вложит перста своего в раны от гвоздей и не вложит руки своей в ребра Его, то не поверит (Ив. 20:25), Когда Иисус пришел снова, Он предложил Фоме развеять сомнения. А когда Фома узнал Иисуса и сказал: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28), — Иисус ответил: «Ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).
Ожидал ли Иисус, что Фома поверит слепо, не основываясь ни на каких доказательствах? Вспомним, что Фома три года жил с Иисусом, слышал Его наставления и видел творившиеся Им чудеса; он знал: Иисус провозгласил и обещал, что Он воскреснет из мертвых. У Фомы уже были достаточные основания, чтобы поверить рассказу других апостолов, о честности которых он знал из длительного опыта общения с ними. Ему не требовалось никаких дополнительных доказательств. Диалогичным образом, когда Авраам получил повеление принести в жертву Исаака, речь не шла о том, чтобы он действовал слепо. Да, нигде не было видно жертвенного животного» н он просто должен был довериться Богу. Но хотя в тот момент не было никаких видимых доказательств, подкреплявших это доверие, Авраам знал Иегову уже давно. В прошлом он убедился, что Бог был верен Своему слову, дал ему обещанную землю и обещанного сына. Вера, которую проявил Авраам и которая выразилась в его готовности принести в жертву своего сына, была экстраполяцией в неизвестное будущее его опыта общения с Богом в прошлом.
Следует отметить, что, хотя обращение в нашем понимании — отклик человека на проявление Божьей инициативы, тем не менее даже покаяние и вера являются дарами от Бога. Иисус очень ясно сказал, что осознание своей греховности, которое подразумевается покаянием, производится действием Святого Духа: «И Он (Дух] пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде. О грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден» (Ин. 16:8-11).
Иисус сказал также: «Никто не может прийти ко Мне [то есть проявить веру], если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:44). Это действие Отца обязательно приводит к результату: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон… Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» (Ин. 6:37, 45). Поэтому как покаяние, так и вера — это благодатные дела Божьи в жизни верующего.
Миллард Эриксон, Христианское богословие. Издательство «Библия для всех», 2009, стр.1088. С-Петербург.