Православие. «Год расколов». Далее везде.
Марьян Сидорив
В сравнении с монолитами краеугольных камней «западной цивилизации» — католичества и протестантизма, восточное православие сейчас выглядит аморфной и само недостаточной массой, возглавляемой параноидально амбициозным пастырем нескольких тысяч греков в Турции.
В будущих книгах по истории восточного православия (если, конечно, у него есть это будущее) год 2019-й, наверное, так и будет назван «годом расколов». Началось все в январе, когда патриарх Константинопольский (он же Экуменический) Варфоломей предоставил «томос об автокефалии» украинской поместной Церкви, дав ей не совсем эстетическую аббревиатуру СЦУ (Святейшая Церковь Украины). Этим он расколол восточное православие в целом, поскольку ни одна из автокефальных Церквей СЦУ так и не признала, а в отношении самого Варфоломея все увереннее звучат обвинения в «цезарепапизме», желании единолично решать канонические, эклезиологические, исторические, кадровые и прочие проблемы восточного христианства. Совсем как римский папа в отношении католичества. И это совсем не радует предстоятелей иных автокефальных Церквей — от жаркого Иерусалима до холодной Польши.
Варфоломеевский томос расколол и Русскую православную церковь. Расколол не канонически, а чисто физически, попыткой отъема у нее доброй трети ее приходов, расположенных на территории Украины.
Потом активизировался раскол в Сербской православной Церкви, где за автокефалию выступают черногорцы во главе с митрополитом Михаилом (Мирашем Дедеичем) при активной поддержке президента Мило Джукановича.
Потом, ирония судьбы, произошел раскол в ново созданной СЦУ, где ее «почетный патриарх» Филарет вдруг осознал, что «по нечетным» его явно лишают власти и денег выпестованные им же «молодые хулиганы», в том числе и предстоятель СЦУ, 41-летний митрополит Епифаний. Ветеран церковных интриг Филарет думал не особо долго и «восстановил» свое старое детище — Украинскую православную церковь Киевского патриархата. И кто победит в спарринге Филарет — Епифаний, опыт или молодость, надо еще очень подумать. Я бы поставил на опыт: совсем недавно Филарет смог добиться судебного запрета совершать любые действия с имуществом Киевского патриархата, а также по ликвидации религиозной организации «Киевская патриархия УПЦ КП».
И вот теперь — Западная Европа. 27 ноября прошлого, 2018 года Варфоломей, очевидно в головокружении от украинских успехов, внезапно распустил «Архиепископию Русских православных церквей в Западной Европе» (АРПЦЗЕ), которая последние десятилетия была автономным экзархатом Константинопольской Церкви. И отдельным «Актом о каноническом подчинении» (12.01.2019) приказал европейским приходам перейти под региональных митрополитов греческой традиции.
АРПЦЗЕ — это совсем немного, 121 приход в Германии, Англии и Ирландии, Италии, Бенилюксе и Скандинавии. Но это символ русского присутствия в Западной Европе. «Русские» не захотели терять автономию и уходить в прямое подчинение к «греческим» ставленникам, и 23 февраля на своей Генеральной Ассамблее дружно (191 голос против 15) проголосовала против роспуска архиепархии.
После этого представители АРПЦЗЕ вели «переговоры о переходе» с рядом православных церквей, но, судя по коммюнике канцелярии предстоятеля АРПЦЗЕ, архиепископа Иоанна Хариупольского от 14 сентября 2019 года им это не удалось:
— Русская православная церковь заграницей — «не оправдала наших ожиданий об автономии»;
— Православная Церковь в Америке — «отвергла любую возможность канонической связи с ней»;
— Румынская православная церковь — не имеет возможности принять всю архиепископию, а «только те церкви и приходы, которые желают этого в отдельности, чтобы они во второй раз могли, при необходимости, быть сгруппированы в соответствии с контурами, которые будут определены. Это подразумевает смерть нашей архиепархии».
Диалог с Константинопольским патриархом тоже ничего не дал: Варфоломей «не позволил мне увидеть никакого другого решения, кроме решения, которое было принято 12 января 2019 года, а именно демонтаж» (из отчета митрополита Иоанна).
С Иоанном Варфоломей тоже не церемонился. 31 августа решением Синода Константинопольского патриархата архиепископ Хариупольский был просто уволен. Точнее, «освобожден от попечения приходов Русской Традиции в Западной Европе», которые в настоящее время управляются греческим иерархом Константинополя в любой области, в которой они находятся.
Русская православная церковь времени не теряла и предложила АРПЦЗЕ свой «проект привязанности», который гарантирует «европейским русским» сохранение действующей структуры архиепархии и ее Устава, автономию в управлении и самостоятельность в финансовых операциях и операциях с недвижимостью.
И неудивительно, что на новой Генеральной Ассамблее АРПЦЗЕ (Париж, 7 сентября 2019 года) на голосование был поставлен только один вопрос: «Принимаете ли Вы акт о каноническом присоединении архиепископии к Московскому патриархату, представленный в опубликованном документе?».
104 ответили да (58,1% действительных поданных голосов);
75 ответили нет (то есть 41,9% действительных поданных голосов).
«Против», судя по всему, проголосовали представители 36 приходов Южной Франции и «деканата Великобритании и Ирландии».
Но по правилам, даже если явное большинство проголосовало за предложение о канонической привязанности к Московскому патриархату, этого недостаточно. Статья 35 Устава архиепархии, касающаяся действительности заседаний внеочередных общих собраний, указывает, что «обсуждения должны быть одобрены большинством в две трети действительных избирательных бюллетеней». Но, согласно 28-й статье Устава, архиепископ может принять решение после консультации с епископским комитетом. Если большинство, превышающее 4/5, выступает против мнения архиепископа, он должен отложить свое мнение во имя церковного единства.
Архиепископ так и поступил. 14 сентября Иоанн заявил: «Теперь я обязан принять решение, потому что мои пасторы в своем подавляющем большинстве просят меня не только покинуть Константинопольский патриархат, но и присоединиться к Московскому патриархату на условиях, которые мы согласовали». В тот же день глава АРПЦЗЕ направил письмо патриарху РПЦ Кириллу с просьбой принять его в ведение Московского патриархата.
Очень оперативно, в тот же день Синод РПЦ принял специальное решение удовлетворить просьбу Иоанна, присвоить ему титул «архиепископа Дубненского» и оставить за ним управление всеми европейскими приходами, которые за Иоанном последуют. То есть у бывшего епископа Хариупольского, а ныне Дубненского осталась возможность сохранить «архиепископию русских православных церквей в Западной Европе», что позволяет предположить, что за ним последует немалое количество приходов.
«Эпизод с АРПЦЗЕ» является, без сомнения, мелкой, но изысканной местью Варфоломею. В стиле: «Ах, ты у меня Украину забираешь? А я тебя Европы лишу». Но следует отдавать себе отчет, что это — не переход. Это именно раскол! Раскол пусть и маленькой, но весомой церковной структуры восточного православия.
А значит — еще одно поражение восточно-православной цивилизации в той межцивилизационной борьбе, которая составляет основное содержание современности. Как, впрочем, и всей человеческой истории. В сравнении с монолитами краеугольных камней «западной цивилизации» — католичества и протестантизма, восточное православие сейчас выглядит аморфной и самонедостаточной массой, возглавляемой параноидально амбициозным пастырем нескольких тысяч греков в Турции. Зато эта масса азартно воюет «сама с собой», причем уже на уровне каких-то полутора сотен религиозных общин в Европе. И азарт нарастает.
А это и есть цивилизационное поражение.